Новые религиозные движения.




 

Новые религиозные движения характеризуются наличием центральных фигур — основателей этих движений или их лидеров. Основатели религиозных движений провозглашают себя божествами или их посланцами (мессиями), принесшими в мир но вое единственно истинное учение. Признавая за основателями движения эти качества и способности, члены движения признают и их право диктовать своим последователям веру и взгляды на жизнь.

Нетрадиционные религии, не имеющие корней в национальных и культурных традициях, вынуждены использовать разнообразные способы рекрутирования последователей. Большинство из этих способов чуждые или неизвестные миссионерской практике традиционных верований. К ним относятся: распространение или продажа вероучительной литературы, рекламных буклетов

Вступлению в новые религиозные движения, как правило, предше ствует интенсивный духовный поиск. Уже на ранних этапах

духовного поиска потенциальный последователь нового религиозного движения начинает испытывать разочарование в своих прежних взгля дах.Последователи новых религиозных движений — верующие первого поколения. В отличие от них традиционные религии исповедуют многие поколения народов данной страны, региона, нации и т. д.

НРДновые религиозные движения

общаются между собой, а с другими, кто не принадлежит к ним общаются только в форме "приходите к нам"

им интересней достигать совершенства в религ.жизни

не отрицают другие религ.источники, они говорят "мы уважаем христианство, но мы лучше"

транзитность. Люди могут прийти в НРД и уйти затем в другое.

 

1. По содержанию вероучительных доктрин значительная часть новых нетрадиционных религий может быть отнесена к неохристиан ским течениям — «Церковь Христа», «Новоапостольская церковь», «Церковь Иисуса Христа святых последних дней»(мормоны),«Церковь объединения»,многочисленные группы харизматической направленности. Лидеры этих групп заявляют о «новом прочтении» христианства, полученном ими в результате озарения или откровения.Для этих культов характерен синкретизм христианской идеологии с элементами восточных религий, развитие эсхатологических и мессианских ожиданий, наделение руководителей сакральным статусом, предполагающим новое откровение.

2.Неоориенталистские объединения — «Международное обще ство сознания Кришны», «Брахма Кумарис», «Миссия Божественного Света», «Ананда Марга». являются модернизированными вариантами индуизма, буддизма и других восточных учений. Лидеры неоиндуистских культов говорят о пробуждении в человеке божественного начала, слиянии с божественной реальностью посредством различных способов медитации, произнесения мантр специальных слов и звуковых сочетаний, имеющих мистический смысл. Вероучительные положения не имеют существенного значения, основное внимание уделяется развитию религиозного опыта, строгому подчинению своему учителю, гуру.

3. Синкретические и универсалистские движения — «Церковь объединения», «Вера Бахай», «Саентологическая церковь», «Аум Син рике». Одни из данных движений призывают к объединению всех церк вей и всего человечества, другие претендуют на открытие тайн психи ки.

4. Оккультномистические учения и школы Нью Эйдж (Нового Века). Они представлены внушительным конгломератом самых разно родных групп, вероучительные доктрины которых не имеют жестких формулировок и обязательных ритуалов. Последователи движения «Но вого Века» разделяют представления восточных религий о безличности Бога, божественности человека. Особое место занимает учение о бли зости рождения «Нового Века», которое связывается с приходом Спаси теля.

5. Неоязычество. К новым религиозным движениям данного типа принадлежат группы, выступающие за возрождение дохристианских ве рований как основы гармонического взаимодействия с природой и об ществом. Ближе всего к язычеству стоит направление, у истоков кото рого— Порфирий Корнеевич Иванов(легендарный "русский йог" и целитель, выработавший методику, целостную систему по достижения физического и духовного здоровья человека).

6. Сатанинские группы — «Церковь Сатаны», «Зеленый орден», «Южный крест», «Общество сатаны». В центре доктрины сатанинских культов находится поклонение силам зла. Сатана понимается как лич ностное существо или как символ, олицетворяющий все темные силы человеческой природы.

 

НЕ ЗНАЮ НУЖНО ЛИ ЭТО!

(В отношении к мирским порядкам новые религиозные движения разделяются на три типа: миротерпимые, мироотвергающие и мироис целяющие (мироисправляющие).

1.Миротерпимые движения в достаточ ной мере удовлетворены существующим миром или безразличны к нему. К данной разновидности движений относятся разнообразные тантрические группы.

2.В качестве центрального мотива вероучения мироотвергающей на правленности выступает дуалистическая доктрина, согласно которой в мире существуют и борются две силы — светлая и темная, добра и зла. Мироотрицание так же являлось характерной чертой первых лет существования «Церк ви Последнего Завета». Ее основатель Виссарион заявлял о нарастании противоречий между царством силы и царством добра.

3.Новые религиозные движения с мироисправляющим (мироисцеляю щим) типом отношения к земным реалиям в целом и конкретным по рядкам в отдельности обычно акцентируют внимание на устранении различных проявлений насилия, эгоизма, стяжательства. Предлагаются методики повышения интеллектуальных способностей, избавления от наркологической зависимости (Церковь объединения, Саентологическая церковь).)

 

 

Сразу же после Второй мировой войны в США исследователи отмечают по­ явление от 500 до 600 новых религиозных групп.

В 50—60е годы в США возникают и получают распространение Многочисленные группы, вероучения и обрядовая практика которых ра­ дикально расходятся с доктринальными нормами традиционных рели­гий. Кроме того, такие группы призывали своих последователей разо­рвать устоявшиеся социальные связи, начать жить заново, полностью передоверяя свою судьбу «пророкам новой истины».

Шумно заявившие о себе религиозные новообразования сразу же

вызвали повышенный интерес средств массовой информации.

Было установлено, что только «свидетели Иеговы», «Церковь Иисуса Христа святых последних дней» (мормоны) имеют своих после­ дователей на всей территории США. Все же остальные религиозные новообразования получили распространение лишь в некоторых районах страны. Из групп, возникших в XX в., только «Американская мусуль­ манская миссия» насчитывает свыше 10 тыс. последователей. А чаще всех оказывающаяся в центре внимания СМИ «Церковь объединения» (последователи учения Муна) имеет не более 7—8 тыс. адептов.

в 1995 г. в США насчитывалось около 600 новых религиозных движений с общей численностью от 150 до 200 тыс. последователей.

Изучая причины распространения в середине XX в. восточных куль­ тов, американские ученые указывали на связь этого феномена с широ­ кой эмиграций в США из азиатских стран, наблюдавшейся во второй половине XX в. Уже тогда в городах Западного побережья появились буддийские и индуистские миссионеры. В 60е годы XX в. в Северную Америку устремились выходцы из Индии, Японии, стран ЮгоВосточ­ ной Азии. Вместе с ними прибывает и внушительное количество учите­лей и гуру. Они превратились в существенный фактор быстрого распро­

странения восточных религий.

Возникает, организационно, но весьма громко заявившее о себе, образование, получившее в США и за­ падноевропейских государствах название «антикультового движения».

Активными участниками «антикультового движения» стали органи­ зации, специально создаваемые для противодействия распространению новых религиозных движений.

С самого начала к «антикультовому движению» примкнули родст­ венники последователей новых религиозных движений.В 1971 г. в Далласе была проведена пер­ вая массовая акция, участники которой обвиняли культы в разрушении семей, принуждении своих последователей бросать учебу и работу. Од­ ним из непосредственных поводов этой акции послужил конфликт ро­ дительской пары со скандально известным религиозным объединением «Дети Бога». Безуспешные попытки вызволить дочь из общины данно­ го объединения родителей через средства массовой информации выну­ дили их искать поддержку у американского общества.

1972 г. была учреждена организация «Свободу Детям Бога».

В странах Западной Европы новые религиозные движения распро­ страняются в 70—80е годы XX в. В отличие от США деятельность новых религиозных движений во Франции находится под постоянным контролем законодательной и ис­полнительной власти.

В июне 2000 г. Национальное собрание единогласно приняло закон, в котором впервые в мировой практике вводится понятие такого уголов­ ного преступления, как «манипулирования сознанием».

Самым крупным новым религиозным движением является новоапо стольская церковь (около 500 тыс. последователей). Ее приверженцы считают свои объединения равнозначными общинам первых христиан. При этом утверждается, что только апостолы новоапостольской церкви способны завершить дело Иисуса Христа.Во главе новоапостольских объединений стоит первоапостол. При­ знаются три таинства: крещение водой, воскресное причастие (и то, и другое совершается проповедником) и запечатление Духом Свя­тым.

Широкое распространение новых религиозных движений в России наблюдается в конце 80х годов. К факторам, благоприятствующим по­ явлению религиозных новообразований, следует отнести глубокий кри­ зис, а затем и распад существовавшей экономической и идеологической системы. К числу новых религиозных движений за­ рубежного происхождения относятся «Церковь объединения», «Церковь саентологии», мормоны, «Церковь Христа» и т. д. Внимание к религиям «иностранного происхождения» нередко было продиктовано общим интересом к жизни на Западе и зарубежном Вос­ токе.

В 1992 г. в Москве был со­ здан «Комитет по спасению молодежи»



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: