Книга Иова. Книга Экклезиаста.




Книга Иова.

29я часть Танаха, 3я книга Ктувим, часть Библии. Относится ко времени до Моисея. Автор книги точно не известен, по одной из версий автор сам Иов.

Содержание

В Аравии «в земле Уц» жил богобоязненный человек по имени Иов. У него была очень большая семья и еще большее богатство: семь сыновей и три дочери, семь тысяч овец, пятьсот пар волов, три тысячи верблюдов, пятьсот ослиц, а также весьма много прислуги и пастухов. Жил он счастливо, молясь и принося жертвы за сыновей своих, давая людям советы, исполняя роль судьи, опекая вдов и несчастных. Он стал знаменитым, «знаменитее всех сынов Востока», благодаря своему богатству и своему праведному сердцу.

Но вот однажды пришел сатана, предстал перед Господом и усомнился в религиозной искренности Иова. Сатана подозревал Иова в том, что тот будто бы богобоязненен только потому, что его благословил Господь и помог ему создать хорошую жизнь. Но если только Бог коснется «всего, что у него» есть, Иов начнет богохульствовать у Него на глазах. Бог, разумеется, не поверил словам сатаны, однако согласился испытать Иова. Он отдал богатство Иова в руки сатаны, и тот уничтожил его за несколько часов. Савеяне захватили волов и ослиц; огонь небесный сжег овец и пастухов; халдеи угнали верблюдов; буря разрушила дома, в которых пировали сыны и дочери Иова, и всех их уничтожила. Иов остался наг, он остался таким, каким вышел из чрева матери. Но Иов не богохульствовал. Он лишь сказал: «Господь дал, Господь и взял; да будет имя Господне благословенно!» (I, 21).

Однако сатана не уступил. Он снова предстал пред Богом, снова высказал те же самые сомнения и добился согласия Бога уничтожить на этот раз плоть Иова. Получив разрешение Господа, сатана поразил отвратительной проказой подошвы ног Иова до самого темени. Не считая возможным оставаться среди людей, Иов поселился на куче отбросов, вне своего селения.

Трое друзей Иова (Елифаз Феманитянин, Вилдад Савхеянин и Софар Наамитянин), узнав о постигших его несчастьях, пришли, дабы утешить его, и, посыпав головы пеплом, неделю сидели около несчастного, не произнося ни слова. После этого долгого молчания поднялся Иов, разомкнул уста свои и проклял день рождения своего, а затем начал долгий разговор со своими друзьями, который перешел в резкий спор. Друзья Иова хотели ответить на вопрос, почему он страдает. Они хотели доказать ему, что его несчастья и страдания являются следствием его грехов. Но Иов не мог найти в себе вины и потому не согласился с мнением своих утешителей. Не один раз он отвечал на речи своих друзей, громя и критикуя их. Почти всю книгу Иова, за исключением введения и окончания, составляет спор Иова со своими друзьями, спор горький, ибо он является защитой невинного человека.

Развернувшийся и не находящий естественного разрешения спор, прекращает сам Бог. Услышав глас Бога и выслушав всю Его долгую речь, Иов пожалел о своем намерении призвать Господа на суд, отказался от своих слов и пообещал в них раскаяться. Бог простил Иову его упрямое желание судиться с Ним, попенял друзьям Иова, ибо те говорили неправду, излечил Иова и вернул ему богатство вдвое больше того, что он имел прежде. И снова родились у него семь сыновей и три дочери, которые прославились своей красотой. После всех своих несчастий Иов прожил еще сто сорок лет и умер «в старости, насыщенной днями».

 

 

Описание и выводы о книге

Книга Иова является драмой. Она состоит из диалогов.

Иов борется со своими друзьями сам за себя. Первая речь Иова — это раскрытие бессмысленности страдания и оплакивание своей недостойной экзистенции. Для Иова лучше было бы совсем не родиться или сразу же умереть, чем прожить такую жизнь, которая была ему суждена.

На жалобу Иова его друзья отвечают своеобразным и для Иова весьма болезненным обвинением: это страдание он навлек на себя своими прежними грехами. Иов резко им возражает, что никакой вины за собой не находит и неправда то, что всякий грешник страдает, а всякий праведник наслаждается счастьем жизни.

Главная идея, на которой сконцентрирована вся книга Иова, — человек. Человек — объект разговора Бога и сатаны; человек — объект споров Иова с друзьями; человек, наконец, объект ударов судьбы и страдания. Позволение, данное сатане Богом, испытать Иова раскрывает перед нами горестную драму человеческой природы.

Идея борьбы. Он чувствует, что в его природе идет неистовая борьба между добром и злом, счастьем и страданием. Он также чувствует, что не может оставаться всего лишь пассивным наблюдателем, только зрителем этой борьбы, только сценой этой борьбы. Он знает, что в этой борьбе решается и его собственная судьба. Бог, отдавая Иова в руки сатаны, хочет рассеять подозрение в том, что будто бы Иов будет служить Господу лишь до тех пор, пока Провидение Божие хранит его. Поэтому Иов и подвергается испытанию. Но в этом испытании должно выясниться не только кто был прав — Бог или сатана, но и то, какую установку примет сам Иов и как он поступит. Будет ли он только клиентом Бога, который поклоняется своему патрону только до тех пор, пока находится на его содержании, или, невзирая на постигшие его испытания и на то, что Провидение Божие оставило его, останется верным Ему до конца.

Жена советует проклясть Бога и умереть. Друзья советуют покаяться в совершенных преступлениях и ждать, надеясь, что Господь отведет свою карающую десницу, вновь делая его жизнь счастливой и радостной. Собственное его сознание противится совету жены и вместе не находит за собой вины, которая смогла бы вызвать чувство сожаления о содеянном. Душа Иова пребывает в какойто тьме. В нем нарастает смятение. Он начинает жаловаться, впадать в беспокойство и даже бунтовать, ибо ищет выхода из своего запутанного существования. Но ни путь, указанный ему женой, ни путь, указанный ему друзьями, его не удовлетворяет. Поэтому он сам пытается найти этот путь; новый путь, ибо ведь надо так или иначе преодолеть ситуацию страдания.

 

 

Книга Экклезиаста.

33я часть Танаха, 7я книга Ктувим, часть Библии. Автором книги признается царь Соломон. Но существуют споры по этому поводу, так же ведутся споры о времени написания книги, вероятно она написана около 935 г. до н.э.

Содержание

В книге Экклезиаста часто повторяются две фразы. Слово, переведенное как «тщета», встречается часто, и используется, чтобы подчеркнуть временный характер мирских вещей. В конце концов, даже самые впечатляющие человеческие достижения останутся в прошлом. Фраза «под солнцем» встречается 28 раз и относится к смертному миру. Когда Проповедник говорит обо всем «под солнцем», он говорит о земных, временных, человеческих вещах.

Первые семь глав из книги Экклезиаста описывают все мирские вещи «под солнцем», в которых Проповедник пытается найти смысл. Он исследует научные открытия (1:10–11), мудрость и философию (1:13–18), веселье (2:1), алкоголь (2:3), архитектуру (2:4), имущество (2:7–8) и роскошь (2:8). Проповедник обращался к различным философским системам, таким как материализм, чтобы найти смысл (2:19–20), и даже моральным кодексам (главы 8–9). Он обнаружил, что все было бессмысленным, временным отвлечением, которое без Бога не имело ни цели, ни долгосрочной ценности.

Главы 8–12 описывают предложения и комментарии Проповедника о том, как правильно вести свою жизнь. Он приходит к выводу, что без Бога нет правды и смысла жизни. Он увидел много зла и понял, что даже лучшие из достижений человека ничего не стоят в долгосрочной перспективе. Поэтому он советует читателю признать Бога с юного возраста (12:1) и следовать Его воле (12:13–14).

 

 

Описание и выводы о книге

Все содержание Книги Экклезиаста служит ответом на вопрос: в чем счастье на земле и, вообще, возможно ли для человека полное, совершенное счастье.

Совершенное счастье для Экклезиаста остается недостижимым, но он нашел в жизни сравнительное благо, относительное счастье, то, о чем с уверенностью можно сказать, что это нечто лучшее. О чем и говорит в заключении книги. Пусть человек наслаждается счастьем жизни, как бы говорит Экклезиаст, особенно в дни своей силы, до наступления старости и смерти, при этом сдерживая свои увлечения и упорядочивая их тем убеждением, что создавший его Бог позовет на суд, и посему пусть наслаждается в страхе Божием.

Экклезиаст делает заключение, что человек должен всегда исполнять свой долг, никогда не забывая о конце своей жизни. При этом необходимо непрестанное самообучение и испытание, а не одно слушание изречений и сочинений других. Ибо если человек не стремится к самообучению, а желает все почерпать от других, то изречениям книг, по мнению проповедника, не будет конца. Чтобы устранить всякое недоразумение касательно вышесказанного в книге учения о нравственном пути, автор кратко и ясно говорит о том, чего следует человеку держаться, чтобы разумно наслаждаться благами земного бытия: человеку следует бояться Бога и соблюдать его заповеди, потому что в этом все для человека.

В целом, рассуждения Экклезиаста заключают в себе суд не только над ветхозаветным состоянием человека, но и суд над чисто человеческим идеалом, который, не видя Божественного пути, не зная о благодати и возможности блаженной жизни в будущем веке, приходит, несмотря на все свои искания, к неизбежным тупикам.

Взятая изолированно, Книга Экклезиаста несет в себе только безысходность, но в общем контексте Священного Писания она знаменует один из моментов в ветхозаветном сознании: переоценку земного бытия. Это необходимый этап во внутренней диалектике веры. Ибо если за пределами этого мира для человека нет ничего, то жизнь есть — тщета. Разочарование в самодовлеющей ценности земных благ явилась драматическим преддверием к откровению о вечности, дарованной человеку.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: