Возникновение буддизма. Легенда о Будде. Основные концепции буддизма.




 

Буддизм религиознофилософское учение, которое возникло в Индии в 65 веках до н. э. Первая по времени возникновении мировая религия, цитаделью буддизма является Тибет. Буддизм возник как оппозиционное брахманизму учение, опиравшееся прежде всего на светскую власть царей.

Легенда о Будде:

Будда = Сидхартха Гаутама = Шакьямуни = создатель.

Сын князя из племени шакья, Сиддхарта Гаутама родился в VI в. до н.э. Окруженный роскошью и весельем, он знал только радости жизни. Гаутама вырос, затем женился, у него родился сын. Ничто не омрачало его счастья. Но вот както раз, выехав за пределы дворца, молодой принц увидел покрытого язвами изможденного больного, затем согбенного годами убогого старика, затем похоронную процессию и, наконец, погруженного в глубокие и нелегкие раздумья аскета. Эти четыре встречи, повествует легенда, коренным образом изменили мировоззрение беспечного принца. Он узнал, что в мире существуют несчастья, болезни, смерть, что миром правит страдание. Гаутама ушел из отчего дома. Обрив голову, облачившись в грубые одежды, он странствовал 7 лет, предавая себя самоистязанию и самобичеванию, стараясь искупить юные годы роскошной и беззаботной жизни, стремясь познать великую истину.

Вскоре после Пробуждения, Будда ("Пробуждённый") передал ученикам свою первую проповедь, в которой он заложил фундамент, на котором стоят все его последующие учения. Этот фундамент — " Четыре истины благородных", основные принципы, действующие в этом мире. Они были получены Буддой в результате тщательной и откровенной оценки человеческого существования, что определило рамки буддийской практики. Эти истины не являются объектами веры. Наоборот, они являются рамками, в которые мы можем поместить наш жизненный опыт, что поможет прийти к Пробуждению.

Дуккха: страдание, неудовлетворённость, недовольство, стресс.

Причина Дуккха: причиной неудовлетворённости является жажда чувственных удовольствий, состояний становления и нестановления.

Прекращение Дуккха: устранение этой жажды.

Путь к прекращению Дуккха: "Восьмеричный благородный путь". Он включает в себя "Правильное понимание", "Правильную решимость", "Правильную речь", "Правильные поступки", "Правильные средства к существованию", "Правильное усилие", "Правильную осознанность" и "Правильное сосредоточение".

Изза нашего незнания о "Четырёх истинах благородных" (невежества — avijjā), изза неспособности смотреть на мир с их точки зрения мы остаёмся привязанными к сансаре — тяжкому циклу рождения, старения, болезней, смерти, и перерождения. Жажда подталкивает этот процесс вперёд как ежесекундно, так и в течение бесчисленного количества жизней. Это происходит в соответствии с каммой (санскр. карма), всеобщим законом причины и следствия. Этот неизменный закон гласит, что каждый поступок, совершаемый в настоящем с помощью тела речи или мыслей, приводит к последствиям в зависимости от его качества. Неумелый и наносящий вред поступок обязательно повлечёт за собой страдание, а умелый — счастье и радость. Пока человек пребывает в неведении относительно этого принципа, он обречён на бессмысленное существование: то счастье, то страдание, то рождение в мире богов, то перерождение в аду.

Будда раскрыл своим ученикам, что для освобождения от сансары необходимо выполнить определенную задачу для каждой благородной истины: первую истину необходимо понять, вторую отбросить, третью осознать и четвёртую развить. Полное осознание третьей Истины открывает путь к Пробуждению: уничтожению невежества, жажды, страдания и самой каммы. Это прямое достижение высшей свободы и высшего счастья является конечной целью учений Будды. Данное состояние называется Ниббаной (санскр. Нирвана) и описывается как "Необусловленное", "Бессмертное", "Освобождение".

Первая исповедь Будды – Проповедь о Повороте Колеса Учения (Дхармы); в Сарнатхе.

ТХЕРАВАДА Самая ранняя школа в буддизме, крую образовали последователи Будды сразу после его смерти. Они стремились сохранить в памяти каждое слово, каждый жест и каждый эпизод из жизни учителя. Тхеравадины считают Будду земным существом, достигшим просветления благодаря своим уникальным способностям через 550 перерождений; след., согласно Т., Будда появляется среди людей через каждые 5 тыс. лет. Для них он — учитель, знания крого зафиксированы в палийском каноне (см. Типитака) и объяснены в многочисл. комментаторской литре. Тхеравадины с самого начала нетерпимо относились к малейшим отступлениям от принятых ими дисциплинарных правил монашеской общины и от ортодоксального истолкования образа жизни и поступков Будды и вели постоянную борьбу с инакомыслящими. На третьем сангити (сер. 5 в. до н. э.) при царе Ашоке Т. разделилась на 3 большие группы: ватсипутрия, сарвастивада и вибхаджаявада

Существуют представления о трех направлениях развития буддизма:

Ранний буддизм. Хинаяна. Малая колесница. Будда – человек. считает, что просветления может достичь только монахотшельник. Однако каждый человек рожден, чтобы им стать;

Поздний буддизм. Махаяна. Великая колесница. учит тому, что нирваны может достичь каждый

Ваджраяна (алмазная колесница) учение об учителе и ученике: достичь просветления ты можешь только с правильным учителем (просветленным).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: