Ранняя классика 11 4 вв до н.э.




появляются герои, которые расправляются с чудовищами и страшилищами, некогда пугавшими воображение человека, задавленного непонятной ему и всемогущей природой. Аполлон убивает пифийского дракона и основывает на этом месте свое святилище.

Патриархальная община водворяется теперь на небе или, что то же самое, на горе Олимп.

Зевс сам ведет борьбу с разного рода чудовищами, побеждает титанов, киклопов, Тифона и гигантов и заточает их под землю, в тартар. Появляются боги нового типа. Женские божества, оформившиеся из многогранного древнего образа богиниматери, получили новые функции в эпоху героизма. Гера стала покровительницей браков и моногамной семьи, Деметра культурного земледелия, Афина Паллада честной, открытой и организованной войны (в противоположность буйному, анархическому и аморальному Аресу), Афродита богиней любви и красоты (вместо прежней дикой всепорождающей и всеуничтожающей богини), Гестия богиней домашнего очага и т.д.

Подвиги Геракла вершина героической деятельности. Этот сын Зевса и смертной женщины Алкмены не только истребитель разного рода чудовищ (немейского льва, лернейской гидры, керинейской лани, эриманфского вепря и стимфалийских птиц), не только победитель природы в мифе об авгиевых конюшнях и борец против матриархата в мифе о поясе, добытом у амазонки Ипполиты. Если своими победами над марафонским быком, конями Диомеда и стадами Гериона он еще сравним с другими героями, то двумя подвигами, ставшими апофеозом человеческой мощи и героического дерзания, он превзошел всех героев древности: на крайнем западе, дойдя до сада гесперид, он овладел их яблоками, дарующими вечную молодость; в глубине земли он добрался до самого Цербера и вывел его на поверхность.

Тема победы смертного человека над природой звучит и в других греческих мифах олимпийского периода. Когда Эдип разгадал загадку Сфинкс, она бросилась со скалы. КогдаОдиссей (или Орфей) не поддался завораживающему пению сирен и невредимо проплыл мимо них, сирены в тот же момент погибли. Когда аргонавты благополучно проплыли среди скал Симплегад, которые до тех пор непрестанно сходились и расходились, то Симплегады остановились навсегда. Когда же аргонавты прибыли в сад гесперид, те рассыпались в пыль и только потом приняли свой прежний вид.

 

Поздний героизм.

Процесс разложения родовых отношений, формирования раннеклассовых государств в Греции нашел отражение в греческой мифологии, в частности в гомеровском эпосе (Иллиада, Одиссея). В нем отразилась переходная ступень между старым, суровым героизмом и новым, утонченным. Примеров воинской доблести у Гомера сколько угодно, но у него же много примеров религиозного равнодушия, доходящего даже до критики авторитетнейших из богов. Герои в этой мифологии заметно смелеют, их свободное обращение с богами растет, они осмеливаются даже вступать в состязание с богами. Лидийский царь Тантал, который был сыном Зевса и пользовался всяческим благоволением богов, возгордился своей властью, огромными богатствами и дружбой с богами, похитил с неба амбросию и нектар и стал раздавать эту божественную пищу обыкновенным людям. Сисиф подсмотрел любовные встречи Зевса и Эгины и разгласил эту тайну среди людей. Царь Иксион влюбился в Геру супругу верховного бога Зевса и, обнимая тучу, думал, что обнимает Геру. Диомед вступает в рукопашный бой с Аресом и Афродитой (Гомер "Илиада"), Салмоней и вовсе объявил себя Зевсом и стал требовать божеских почестей.

Мифология начинает отрицать сама себя. Так, например миф, связанный с Дионисом сыном Зевса и смертной женщины Семелы, который прославился как учредитель оргий и бог неистовавших вакханок. Эта оргиастическая религия Диониса распространилась по всей Греции в 7 в. до н.э., объединила в своем служении богу все сословия и потому была глубоко демократической, направленной к тому же против аристократического Олимпа. Экстаз и экзальтация поклонников Диониса создавали иллюзию внутреннего единения с божеством и тем самым как бы уничтожали непроходимую пропасть между богами и людьми. Поэтому культ Диониса, усиливая человеческую самостоятельность, лишал его мифологической направленности.

Другой тип мифологического самоотрицания возник в связи с образом Прометея. Сам Прометей божество, он либо сын титана Иапета, либо сам титан, то есть он или двоюродный брат Зевса, или даже его дядя. Когда Зевс побеждает титанов и наступает героический век, Прометей за свою помощь людям терпит от Зевса наказание он прикован к скале в Скифии или на Кавказе. Наказание Прометея понятно, поскольку он противник олимпийского героизма, то есть мифологии, связанной с Зевсом. Поэтому в течение всего героического века Прометей прикован к скале, и у Гомера о Прометее нет ни слова. Но вот героический век подходит к концу, незадолго до Троянской войны последнего большого деяния героического века Геракл освобождает Прометея. Между Зевсом и Прометеем происходит великое примирение, которое означает торжество Прометея, даровавшего людям огонь и зачатки цивилизации, сделавшего человечество независимым от бога. Таким образом, Прометей, будучи сам богом, разрушал веру в божество вообще и в мифологическое восприятие мира. Недаром мифы о Дионисе и Прометее распространились на заре классового общества, в период формирования греческой полисной системы.

 

В конце концов…

Соответственно политическим взглядам и стилю того или иного автора греческой мифологии получает то или иное оформление и использование. Например, у Эсхила Афина Паллада выступает защитницей афинской гражданственности и государственности ("Орестея"), образ Прометея был наделен им же передовыми и даже революционными идеями ("Прикованный Прометей"), борьба Антигоны и Креонта представлена у Софокла как борьба семейнородовых традиций с государством ("Антигона"). Роль греческой мифологии в таких случаях чисто служебная, например у Еврипида от мифических героев иной раз остаются только божественные имена. Они являются у него то самыми обыкновенными, даже слабыми людьми, то наделены сильными страстями, раздираемы противоречиями. Аристофан в своих комедиях изображает богов в комическом и издевательском духе, следуя традиционной вседозволенности, связанной с ритуальным происхождением театра.

Критика мифологии

Философы древности, понимая под богами те или иные философские категории, строили на них целую систему философии. Платон и Аристотель рассматривали греческую мифологию в качестве художественной формы или одной из форм наивного народного мышления. Для стоиков греческая мифология имела также аллегорический смысл. Для эпикурейцев боги особого рода существа, возникшие из атомов, не имеющие ни силы, ни желания воздействовать на мир и являющиеся идеалами спокойной, безоблачной жизни. Скептики, отрицая познаваемость всего существующего, доказывали непознаваемость и немыслимость мифологических существ.

Первое поколение богов

Сначала существовала Мгла. Из нее появился Хаос. Боги, появившиеся из Хаоса — Гея (Земля), Никта/Нюкта/Никата (Ночь), Тартар (Бездна), Эреб (Мрак), Эрос (Любовь); боги, появившиеся от Геи — Уран (Небо) и Понт (внутреннее Море).

Второе поколение богов

Дети Геи (отцы — Уран, Понт и Тартар) — Кето (владычица морских чудовищ), Нерей (спокойное море), Тавмант (морские чудеса), Форкий (страж моря), Эврибия (морская сила), титаны и титаниды.

 

Боги «Олимпа»

Зевс — рим. Юпитер. Бог неба и грома, глава древнегреческого Пантеона. Атрибуты: лабрис, орел, молния, гром, дуб, колесница.

Аид — владыка подземного царства мёртвых. Брат Зевса, рим. Плутон, Гадес, Орк, Дит. Атрибуты: трёхглавый пёс Цербер (Кербер), вилы (двузубец), колесница. Жена —Персефона (Прозерпина).

Аполлон — рим. Феб. Бог солнца, света и правды, покровитель искусств, наук и врачевания, богпрорицатель. Атрибуты: лавровый венок, лук со стрелами, колесница, золотая лира.

Арес — рим. Марс. Бог кровожадной, несправедливой войны. Атрибуты: шлем, меч, щит, колесница. Любовник или муж Афродиты.

Артемида — рим. Диана. Богиня луны и охоты. Богинядевственница. Атрибуты: колчан со стрелами, лань, колесница.

Афина — греч. Паллада; рим. Минерва. Богиня мудрости, справедливой войны, покровительница города Афины, ремесел, наук. Атрибуты: сова, змея. Одета как воин. В руках — щит с изображением головы Медузы Горгоны (Эгида) и копьё. Изображалась со статуэткой богини победы — Ники. Родилась из головы Зевса. Богинядевственница.

Афродита — рим. Киприда; рим. Венера. Богиня любви и красоты. Атрибуты: пояс, яблоко, зеркало, голубь, роза, колесница.

Гера — рим. Юнона. Покровительница семьи и брака, покровительница рожениц, супруга Зевса. Атрибуты: полотно ткани, диадема, шар, колесница.

Гермес — рим. Меркурий. покровитель дорог и путников, посланник Зевса, первым научивший людей азбуке, счету и торговле. Также считается покровителем воров. Атрибуты: крылатые сандалии, шлемневидимка с крылышками, кадуцей (посох в виде двух переплетенных змей).

Гестия — рим. Веста. Богиня домашнего очага. Атрибуты: факел. Богинядевственница.

Гефест — рим. Вулкан. Бог кузнечного дела, покровитель всех ремесленников и огня. Хромоногий. Жена — Афродита. Атрибуты: клещи, кузнечные меха, пилос (шапочка мастерового), колесница.

Деметра — рим. Церера. Богиня земледелия и плодородия. Атрибуты: посох в виде стебля.

Дионис — греч. Вакх; рим. Бахус. Бог виноградарства и виноделия, земледелия. Покровитель театра. Атрибуты: венок из виноградной лозы, чаша с вином, колесница.

Посейдон — рим. Нептун. Владыка морей. Атрибуты: трезубец, дельфин, колесница, жена — Амфитрита.

 

Католицизм.

Католическая церковь окончательно оформилась после разделения церквей на Западную и Восточную в 1054г. Католицизм самая многочисленная конфессия христианства: и распространена во многих странах Европы, в Латинской Америке, США, странах Африки и Азии, на постсоветском пространстве (запад Украины, Белоруссия, страны Прибалтики).

 

Формирование

Раскол. В 1054 г. Восточная церковь объявила еретиками представителей Западной церкви, а те в свою очередь предали анафеме (отлучили) Константинопольского патриарха. За Восточной церковью закрепилось название «Православной», а Западная стала именоваться «Католической».

Первый Латеранский собор — собор Католической церкви (без участия Православной), прошедший в 1123 году и включаемый ею в перечень Вселенских как IX Вселенский собор.

С XI начинаются Крестовые походы. Цель - отвоевать святые земли у арабов.

XIII в. – появление монашеских орденов францисканцев, доминиканцев и августинцев 3 главных ордена

Средневековая католическая теология наиболее ярко выражена в трудах доминиканца Фомы Аквинкого. В одной из своих работ он соединил доктрину о высшем авторитете епископа Рима с взглядом на то, что папа обладает полновластием и безошибочностью. Учение Ф.Аквинского о церкви было использован папством для обоснования своей юрисдикции.

XIIIв. Война между римским папой Бонифацием VIII и французким королем Филиппом Красивым. После эпохи крестовых походов притязания католической церкви натолнулись на сопротивление развивающихся национальных монархий, в том числе Франции. Бонифаций VIII хотел отлучить от церкви ее короля и освободить его поданных от присяги, но в сентября 1303г. был захвачен французскими отрядами и подвергнут унижению. Папство потерпело поражение.

С 1304г. папой становится француз Бертран Август, принявший имя Климента V., а с 1309г. началось так называемое Авиньонское пленение пап. Климент V стал первым папой, чья резиденция находилась не в Риме, а в Авиньоне. В 1377г. папа Григорий XI возвращает кафедру в Рим.

Флоренти́йская у́ния - соглашение, заключённое на соборе во Флоренции) в июле 1439 об объединении Западной и Восточной (православной) Церквей на условиях признания Православной Церковью католической догматики и главенства папы римского при сохранении православных обрядов. Подписали унию все греческие епископы присутствовавшие на соборе, кроме Марка Эфесского и патриарха константинопольского Иосифа, который к тому времени умер. Подписал унию и русский митрополит грек Исидор (давно уже согласившийся на нее), за что был низложен Великим князем Московским Василием II Темным (уния так и не вошла в силу ни в Византии, ни в Русском государстве).

11 октября 1962г. II Ватиканский собор католической церкви. Католичество признается открытой религией для других, старт межрелигиозного диалога с другими конфессиями. Реформа службы: мессы начинаются вестись на национальных языках (не только на латинском). Происходит это из-за того что в это время католическая церковь переживает кризис веры. Это уступки.

1978г. избрание Иоанна Павла II. Издал энциклику, в которой попросил прощение за все грехи римской католической церкви.

2005г. избран Бенедикт XVI, а в 2013г. Франциск I.

Современное устройство церкви.

Папа избирается пожизненно специальным собранием коллегии кардиналов – конклавом. Входные двери Сикстинской капеллы, где заседает конклав, замуровываются и открываются только при избрании нового папы. Обычно выборы проводятся посредством тайного голосования по подготовленным бюллетеням. Избранным считается набравший больше две трети голосов. Когда избрание состоялось, из трубы над дворцом идет белый дым, если нет, то - черный.

Ри́мская ку́рия — главный административный орган Святого Престола и Ватикана и один из основных в католической церкви. Отдельные ведомства Римской курии от имени и властью папы римского отвечают на вопросы, рассматривают предложения, апелляции, жалобы или просьбы, направленные в адрес Святого Престола, выносят распоряжения, решения или приговоры, выступают с различными инициативами и т. д.

Клир католической церкви включает в себя белое (светское, «секулярное») и черное («регулярное», монашествующее) духовенство.

Вероучение

Источниками вероучения католическая церковь считает Священное Писание и Священное Предание.

Догмат о филиокве. Католическая церковь учит, что Святой Дух исходит не только от Бога Отца, но и от Бога Сына (лат. Filioque – «и от сына»).

Учение о непорочном зачатии Девы Марии состоит в том, что Пресвятая Дева при зачатии ее родителями по особой благодати Божией, ради будущих заслуг ее Сына, была сохранена свободной от всяких последствий первородного греха и обладала первоначальной праведностью.

Учение о чистилище. Чистилище – особое место или состояние, среднее между раем и адом, в котором души умерших с покаянием, но не успевших принести удовлетворение за грехи, очищаются мучениями, после чего переселяются в рай.

Учение о непогрешимости папы римского. Он говорит от Христа. Принцип ex cathedra» о безошибочности папы в вопросах веры и морали, когда он выступает официально, с епископской кафедры.

Нерасторжимость брака.

Таинств


1.Крещение — погружение крещаемого в воду или обливание его водой, совершаемое над человеком в знак приобщения его к Церкви и очищающее от грехов;
2. Миропомазание (конфирмация) — Обретение человеком святого духа. Происходит в осознанном возрасте (с 14 лет) и совершается только однажды. Освящение человека путем смазывания его ароматической смесью (миро), заменило наложение рук архиереем на головы верующих по мере роста численности христианских общин;
3. Евхаристия (причащение), при совершении которого верующие, согласно христианскому вероучению, приобщаются к Христу (в Православной церкви и миряне, и духовенство причащаются Телом и Кровью, в Католической: духовенство — всегда Телом и Кровью; миряне, либо Телом и Кровью, либо только Телом);
4. Исповедь (покаяние) — раскрытие верующим своих грехов Богу в присутствии священника и получение «отпущения грехов» от имени Христа;
5. Брак (венчание) — христианский супружеский союз мужчины и женщины, заключенный через священнодействие в храме;
6. Елеосвящение (соборование) больного (согласно православному учению, больному прощаются грехи, которые он забыл или не успел исповедать);
7. Священство (рукоположение) — посвящение в священнослужители, совершаемое епископом.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: