В зависимости от настроения Его слуги или смотрящего на Него Кришна может принимать разные облики. Например, мы все слышали о том, что когда Кришна и Баларама взошли на борцовскую арену Камсы, разные люди видели Его по-разному:
малланам ашанир нринам нара-варах стринам смаро муртиман
гопанам сва-джано ‘сатам кшити-бхуджам шаста сва-питрох шишух
мритйур бходжа-патер вирад авидушам таттвам парам йогинам
вришнинам пара-деватети видито рангам гатах саграджах
«Борцы увидели Кришну как молнию, мужчины Матхуры — как лучшего из людей, женщины Матхуры — как воплощение бога любви, пастухи Враджа — как своего родственника, нечестивые цари — как карателя, Его родители — как своего ребенка, царь Камса — как олицетворенную смерть, неразумные люди — как вселенскую форму, йоги -мистики — как Абсолютную Истину, а члены династии Вришни — как Свое Божество, которому они поклонялись». (ШБ 10.43.17).
Также Шукадева Госвами говорит:
иттхам сатам брахма-сукханубхутйа
дасйам гатанам пара-даиватена
майашританам нара-даракена
сакам виджахрух крита-пунйа-пунджах
«Таким образом, мальчики-пастушки, накопившие огромный запас благочестия, играли с Кришной, который является источником счастья от осознания Брахмана для гьяни, высшим Божеством, объектом поклонения для Его слуг и обыкновенным ребенком для тех, кто пребывает под влиянием Его иллюзорной энергии». (ШБ 10.12.11).
Поэтому приведенные выше объяснения наших ачарьев очень уместны.
шри-кришнарпанам асту
………………………………..
Источник: https://brijabasidas.wordpress.com/2016/08/25/
Шри Кришна Джанмаштами — мангальянам
Браджабаси дас
Несколько стихов из Хари-бхакти-виласы (15-я виласа) о славе дня явления Кришны.
Брахма-пурана (Пурва-кханда, Джанмаштами-махатмья), беседа между Шукой и Джанамеджаей:
йа эша бхагаван вишнур
девакйам васудеватах
джатах камса-вадхартхам хи
тад-динам мангалайанам
Затем, для того, чтобы убить Камсу, Господь Вишну родился у Деваки и Васудевы. Этот день – обитель всего благоприятного.(309 стих ХБВ).
йасйам санатанах сакшат
пуранах пурушоттамах
аватирнах кшитау саиша
мукти-дети ким адбхутам
В этот день вечная и изначальная Верховная Личность Бога низошел на землю. Что удивительного в том, что этот день дает освобождение? (311 стих).
Господь Брахма говорит Нараде в Сканда Пуране:
на ведаир на пуранаиш ча
майа дриштам маха-муне
йат-самам чадхикам вапи
кришна-джанмаштами-вратат
О великий мудрец, я не встречал ни в Ведах ни в Пуранах ничего равного или лучшего, чем обет Шри-кришна-джанмаштами. (323).
……………………………….
Источник: https://brijabasidas.wordpress.com/2009/08/
Вишну — это Кришна
Браджабаси дас
Буквально на днях совершенно «случайно» нашел ответ на давно интересовавший меня вопрос. И так как сегодня святой день явления Шри Радха-кунды, будет уместно написать о нём. Наши ачарьи в своих произведениях цитируют стих из «Падма-пураны», в котором прославляется это священное озеро (мне точно известно два упоминания Шрилы Рупы Госвами — «Лагху-бхагаватамрита», 2.1.45 и «Уджджвала-ниламани», 4.5. Плюс троекратное цитирование этого стиха в «Чайтанья-чаритамрите»):
йатха падме —
йатха радха прийа вишнос тасйах кундам прийам татха
сарва гопишу саиваика вишнор-атйанта валлабха ||45||
«Радха необычайно дорога Господу Кришне, и так же дорого Ему место Ее омовения [Радха-кунда]. Она — Его самая любимая гопи ».
Мне было всегда интересно, почему же все-таки в этом стихе Кришна назван «Вишну»? (Даже из соображений метра оба эти имени Господа имеют два слога). Точно так же Господа Кришну называет Шрила Шукадева Госвами в знаменитом последнем стихе из описания танца раса в «Шримад-Бхагаватам» (10.33.39) «vikriditam vraja-vadhubhir idam ca visnoh». Разумеется, ни о каких разных настроениях даже речь не идет, но был простой интерес. И вот, готовясь к лекции на тему Карттики и молитвы «Дамодараштаки», я прочитал в комментарии Шрилы Санатаны Госвами к её 6-му стиху, в котором Сатьяврата Муни взывает к Господу воспевая Его имена, следующее:
«visno, he sarva-vyapaka! yad va, he sri-vrndavana-nikunja-kuharadi-pravesa-sila, iti caksi-drsyatartham duragamana-sramadikam nastiti».
«О Вишну, о Всепроникающий! Или же это может значить «О искусный в проникновении в рощи и пещеры Вриндавана!» Поэтому Ты можешь без труда явиться передо мной также».
На следующий день, опять же чисто случайно, мне встретилась цитата из «Уджджвала-ниламани» (которая является книгой для довольно ограниченного круга квалифицированных читателей, от которых я далек как от края Вселенной, поэтому пока даже не предпринимаю попыток её читать). Там, в главе описывающей Шримати Радхарани, Шрила Рупа Госвами снова цитирует этот стих. В комментарии к этому стиху Шрила Вишванатх Чакраварти Тхакур также отвечает на этот вопрос:
«yatha radhety atra visnor iti visnu-padena krsnasyoktir vyapakatva-rupam artham vyanakti | visḷ vyaptau iti dhatoh | tatra vyapteh karma-bhuta hi priya-pada-samnidhyad asmin srṅgare rase radhaiva | tatas ca visnor vyapakasya radhaya atma-buddhi-dehendriyadikam aslisya sthitasya satah krsnasya yatha radha priya visnor…»
Смысл этого комментария на санскрите не был полностью переведен в той цитате (а сам я даже боюсь думать о том, чтобы переводить или толковать её), но ключевые моменты таковы:
«Именем «Вишну» здесь назван Кришна. «Вишну» происходит от дхату «виШ», что значит «проникать, пронизывать». Кришна пронизывает Собой все существование Шримати Радхарани, которая очень дорога Ему, так же и Её кунда очень дорога Кришне…»
…………………………………
Источник: https://brijabasidas.wordpress.com/2011/10/