Сегодня сотрудники Российской государственной библиотеки (бывшей «Ленинки») и все российское библиотечное сообщество могут с удовлетворением констатировать наличие новой стратегии развития крупнейшей отечественной библиотеки - одного из главных компонентов библиотечно-информационной системы страны. Появлению документа под названием «Стратегия модернизации Российской государственной библиотеки» предшествовал длительный период концептуально-философских споров о его целесообразности. Такие споры - нормальное и достаточно типичное явление во всем мире. Главная их причина заключается в готовности или неготовности руководства конкретного учреждения взять на себя ответственность за выполнение того, что предназначено и публично провозглашено стратегией.
Оправданием неготовности, как правило, служит аргумент непредсказуемости будущего. Хотя на самом деле он не имеет принципиального значения, очевидно, что любая, даже самая устойчивая система может нарушиться или разрушиться в любой момент под влиянием каких-либо факторов или даже одного (порой весьма незначительного) фактора. Таковыми могут послужить фактор внешней среды (изменение политической или экономической ситуации, стихийное бедствие, качественный скачок в науке или технологии и многое др.), соотношение внутренних составляющих системы, а также ее естественная усталость. Человеческая деятельность априори предполагает риск, например, договора о необходимой совместной деятельности все-таки заключаются, хотя в них неизбежно присутствует раздел о форс-мажорных обстоятельствах.
Состояние РГБ в течение длительного времени стабильно определялось как критическое, причем как внешними экспертами, так и руководством самой Библиотеки. Это состояние усугублялось, несмотря на отчаянные, а порой героические попытки остановить этот процесс. Однако при этом объектом усилий становилась не сама система и не главные системообразующие элементы, а произвольно, без всякой логики вычленяемые отдельные ее части, отсутствовали четкие ориентиры. Опасность усиливалась стабилизацией этой тенденции за счет длительности процесса и размеров системы, имеющей огромный инерционный ход. При этом следует отметить, что за сухим словосочетанием «элементы системы» стояли судьбы людей, состояние уникальных книжных и рукописных фондов, репутация Библиотеки. Стало абсолютно необходимым принять меры по реабилитации системы, главными условиями явились создание действенной внутренней правовой системы управления и налаживание контактов с релевантной внешней правовой средой.
|
Первым и наиболее существенным шагом в этом направлении стала как раз подготовка новой стратегии развития Библиотеки. В процессе ее разработки использовался опыт других национальных библиотек, а также сохранившие свое значение положения предыдущей концепции развития Библиотеки. Документ широко обсуждался в коллективе, получил одобрение Ученого совета РГБ, высоко оценен экспертами ЮНЕСКО, согласован с Министерством культуры РФ. Он определяет общественную миссию Библиотеки, содержит основные принципы ее деятельности, направления и условия ее развития. Главные задачи документа: сплотить коллектив вокруг четко сформулированных общих целей, показать средства их достижения, подчеркнугь -значение Библиотеки для страны и мира, убедить правительство России и партнеров в правильности выбранного пути.
|
Принципиально новым в «Стратегам модернизации Российской государственной библиотеки» является следующее:
· Библиотека признала необходимость преодолеть самоизоляцию, стимулировать широкое сотрудничество и кооперацию в целях рационального использования бюджетных средств, оживления всей системы российских библиотек, вхождения в национальное и мировое информационное пространство.
· Учитывая новые реалии и перспективы эволюции общества и библиотечного дела, выразила стремление изменить политику и практику обслуживания пользователей.
· РГБ приоретизировала собственные задачи, заложила возможность коммерциализации части своих услуг, активного привлечения внебюджетных средств, чтобы иметь возможность развиваться даже в самых неблагоприятных условиях.
В документе акценты сделаны на: введении нового принципа управления РГБ, создании организационно-управленческой структуры, способной оперативно реагировать на изменения внешней среды, а значит на появление новых целей и задач; совершенствовании правовых основ деятельности; непрерывном повышении квалификации кадров; возрождении и поощрении наших традиций; активизации своих богатейших ресурсов - документальных фондов, справочного аппарата, опыта и профессионального потенциала сотрудников; восстановлении роли РГБ как ведущего научно-исследовательского и научно-методического центра по целому ряду направлений развития библиотечного дела; активном внедрении новых технологий во все сферы своей деятельности; реконструкции старого и строительстве нового комплекса зданий.
|
Условиями успеха модернизации Библиотеки признаны: внимание высших органов власти и благотворителей, обеспечивающих необходимый уровень финансирования РГБ.
Документ «Стратегия модернизации Российской государственной библиотеки» - первый и главный в системе новых документов, определяющих судьбу Библиотеки в обозримом будущем: стратегического плана (или программы модернизации), обновленной структурно-организационной схемы РГБ, годовых планов работы, конкретных проектов и программ, составляющих единое логическое целое и образующих правовую управленческую основу.
В собраниях Российской государственной библиотеки (РГБ) отражена история и культура Российского государства во всем ее величии и трагизме, многообразии и глубине. Завещанная наследниками ее основателя -государственного канцлера Российской империи графа Н.П.Румянцева - «российскому народу на благое просвещение», Библиотека со дня основания (1 июля 1862 года) верно служила своему предназначению.
Российская государственная библиотека в соответствии с Федеральным законом «О библиотечном деле» имеет статус национальной библиотеки страны, относится к особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации, является исключительно государственной собственностью.
В качестве национальной библиотеки РГБ:
· удовлетворяет универсальные информационные потребности общества;
· организует библиотечную, библиографическую деятельность в интересах народов Российской Федерации;
· координирует формирование совокупного библиотечного фонда страны;
· обеспечивает в кооперации с Российской национальной библиотекой создание ретроспективной национальной библиографии, включая библиографию публикаций о России;
· участвует в формировании и реализации государственной библиотечной политики;
· гарантирует бесплатное пользование основными (традиционными) формами библиотечного обслуживания;
· является ведущим научным учреждением страны в области библиотековедения, библиографоведения и книговедения, культурно-просветительным центром федерального значения.
В своей деятельности РГБ руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами «О библиотечном деле», «Об обязательном экземпляре документов», другими законодательными и подзаконными актами Российской Федерации, «Положением о Российской государственной библиотеке».
Пользователями РГБ являются граждане России и других государств, независимо от национальности, социального происхождения, вероисповедания и уровня образования, а также коллективные абоненты. При этом РГБ, будучи частью разветвленной и разнообразной библиотечной системы страны и в соответствии с особым статусом национальной библиотеки, выступает в качестве последней инстанции для пользователей, которые не смогли удовлетворить своих запросов в других библиотеках. Приоритетная для Библиотеки категория пользователей - представители органов государственной власти и управления.
Управление Библиотекой осуществляется на принципесочетания единоначалия, делегирования ответственности и коллегиальности в подготовке решений, на основе аналитических, программно-целевых и прогностических методов.
Более эффективному управлению в РГБпомогают совещательные органы, в составе которых специалисты Библиотеки и других учреждений. Особая роль принадлежит Ученому совету, который обсуждает и определяет перспективные и приоритетные направления деятельности РГБ.
В первую очередь при работе РГБ оптимизируются следующие формы управления:
· планирование на основе разработки пакета разноуровневых документов: стратегии модернизации и стратегического плана развития Библиотеки, целевых и долгосрочных программ по отдельным направлениям деятельности, ежегодных планов, конкретных проектов;
· учет и отчетность с ориентацией на государственную и международную статистику, с использованием опыта других национальных библиотек;
· контроль за выполнением планов и отдельных управленческих решений.
Совершенствование управления предполагает создание организационно-функциональной структуры Библиотеки, способной оперативно реагировать на возникающие проблемы при решении задач, обеспечивать развитие новых направлений деятельности. РГБ сохранит сочетание многофункционального и комплексного подходов в образовании структурных подразделений, вертикальные (иерархические) и горизонтальные (производственные) связи. Наряду с постоянными структурными подразделениями будут создаваться временные творческие коллективы, объединяющие как сотрудников РГБ. так и специалистов других учреждений, привлекаемых па договорных началах для решения отдельных вопросов развития Библиотеки.
Обязательным условием соответствия деятельности РГБ предъявляемым ей требованиям со стороны общества является ее гарантированное государственное финансирование, достаточное для нормального функционирования, предусматривающее адекватное увеличение ассигнований для решения новых задач и учитывающее инфляционные процессы. В определении бюджета РГБ необходимо исходить из ее статуса, предполагающего, что значительная часть ее деятельности рассчитана на будущие поколения и не поддается оценке с точки зрения немедленной отдачи. При этом Библиотека несет ответственность за рациональное расходование предоставляемых средств.
Помимо бюджетных ассигнований РГБ рассчитывает на дополнительные средства финансирования в России и за рубежом, образуемые благодаря предоставлению платных услуг на основе маркетинга, осуществлению издательской деятельности, реализации коммерческих программ, привлечению целевых инвестиций, а также спонсоров.
Преобразование управления Библиотекой предусматривает совершенствование правовых основ ее деятельности: разработку Закона о Национальной библиотеке, пересмотр «Положения о Российской государственной библиотеке», заключение юридически оформленных двусторонних и многосторонних договоров с партнерами и т. п.
РГБкак национальная библиотека выступает за широкое сотрудничество с другими российскими и зарубежными библиотеками, учреждениями, профессиональными и общественными организациями, отдельными лицами - всеми, кто заинтересован в совместном формировании и использовании информационных ресурсов, а также в профессиональном, культурном, интеллектуальном и документальном обмене. Основными принципами сотрудничества являются:
· взаимная выгода;
· уважение сторон.
Партнерство с крупнейшими библиотеками страны - библиотеками федерального уровня различной ведомственной принадлежности, универсальными научными библиотеками республик, краев, областей и национальных округов России осуществляется по следующим основным направлениям:
· совместная подготовка проектов законов и других основополагающих документов библиотечной политики;
· реализация законов, крупномасштабных программ и проектов;
· кооперация и координация комплектования национального фонда произведений печати.
Партнерство с Российской национальной библиотекой (РНБ), имеющей равный с РГБ статус национальной библиотеки, осуществляется на основе взаимодействия и распределения ответственности и закрепляется специальным соглашением.
Кооперация с Российской книжной палатой (РКП) подчинена идее создания национального фонда документов, национальной библиографии и архива печати. РКП в соответствии с законодательством направляет в РГБ обязательные экземпляры документов. РГБ регулярно информирует РКП о тех изданиях, которые поступили в ее фонды, минуя государственную регистрацию.
Партнерство с учреждениями, ведущими научно-исследовательскую работу в сфере культуры (включая библиотечное дело), осуществляется с целью обмена информацией и создания в РГБ информационной базы по отраслевой науке, что позволит отслеживать уровень и перспективы развития отрасли.
Основной целью партнерства с ведущими библиотеками стран СНГявляется консолидация усилий по поддержанию и развитию единого информационно-гуманитарного пространства на территории Содружества. С этой целью предстоит реализовать программу деятельности Библиотечной ассамблеи Евразии, прежде всего по разработке проектов рекомендательных законодательных актов в области библиотечного дела и их принятию в парламентах и правительствах стран СНГ.