Режиссер и авторский замысел. Сверхзадача пьесы, ее сквозное действие.
Персонажи и их взаимоотношения
Первая встреча студента-режиссера с драматургией— это прежде всего встреча с чужим замыслом, необходимость вжиться в него и превратить его в свой режиссерский замысел.
В момент встречи с драматургией перед студентом и его преподавателем встают новые задачи. Если до этого момента студент сам был автором своего этюда, то теперь он встречается с драматургией или отрывком из прозы, автор которой имеет свой собственный замысел, студенту неизвестный.
В работе над этюдом студент пользуется хорошо ему знакомым жизненным материалом, знает, что и о чем он хочет сказать. Поэтому в этюде всегда с самого начала присутствует зерно правды, обаяние ее, ее заразительность. Студент с самого начала несет в этюд верную атмосферу события, которое он видит, слышит внутренним слухом, зрением. Подсознательно он передает атмосферу события верным внутренним монологом, темпо-ритмом поведения, точными поступками. Студенту не хватает только умения перевести этот факт на язык сцены, театра.
Теперь, прежде чем начать переводить драматургическое произведение на язык театра, сценического действия, студенту необходимо проникнуть в авторский замысел. Надо разгадать намерения автора, увидеть и услышать написанное — в действии, так, как видел и слышал это драматург, разгадать, что из написанного есть суть, существо всего, самое главное и дорогое для автора, без чего этот автор немыслим. Что делает Гоголя — Гоголем, Горького — Горьким, Сухово-Кобылина — Сухово-Кобылиным. То есть прежде всего надо понять то, что нужно переводить на язык театра.
|
Перед студентом впервые встают вопросы: автор, его время, мировоззрение автора, его человеческая индивидуальность, его лицо, его темперамент, что и как он видит в жизни, в людях и отражает в пьесе, в образах. Разгадать, почувствовать художественный стиль автора, его сверхзадачу, его горячее, эмоциональное отношение к
Стр. 44
событиям и образам пьесы — это значит приблизиться к определению жанра пьесы. Н. М. Горчаков не уставал повторять своим ученикам о первой заповеди режиссера — уважении к автору! Его требования можно выразить так:
«Уважайте автора! Полюбите его творчество. Изучите все, что написано им. «Заболейте» его авторским замыслом, его сверхзадачей! Окружите себя, словно близкими знакомыми, персонажами пьесы, их конфликтами, взаимоотношениями, взаимодействием! Найдите свое живое, непосредственное отношение к персонажам, свою позицию в их конфликте и только потом смело заявляйте свое режиссерское прочтение пьесы, свой режиссерский замысел!»
При верных взаимоотношениях театра и драматурга психологическая и эмоциональная задача автора становится и задачей театра. Мысль, не дающая покоя автору, его желание выразить свое страстное эмоциональное отношение к событиям, явлениям, процессам, людям в жизни становится и целью театра. Авторский взгляд на действительность становится и нашим взглядом.
Теперь практическая задача режиссера и актеров — найти действенное, образное воплощение своим намерениям.
Проникновение в авторский замысел в работе над отрывком. «Враги»
На курсе Н. М. Горчакова. Сквозное действие спектакля и его сверхзадача в конкретном
|
Поведении действующих лиц отрывка
Итак, начинается работа над отрывком. Первая встреча с автором, с его сверхзадачей, с его образами. Если для студента-актера в работе над отрывком встает проблема создания образа-характера, то для студента-режиссера эта сама по себе огромная проблема есть лишь часть общей проблемы создания образа спектакля.
Как захватить зрителя сверхзадачей спектакля, его главной мыслью? Как осуществить его сквозное действие, взорвать конфликты, добиться верной расстановки сил среди его персонажей? Все эти вопросы ждут конкретного решения. Я хочу привести пример работы над Горьким на курсе профессора Николая Михайловича Горчакова. Речь пойдет о практическом осуществлении на сцене
Стр. 45
сквозного действия, выражающего сверхзадачу спектакля, а это умение — решающее в режиссуре.
Итак, Горький. Пьеса «Враги». Сцена из первого акта. Сад, стол с утренним завтраком. На сцене братья Скроботовы, Михаил (фабрикант) и Николай (прокурор). Михаил ругает своего компаньона Захара Бардина за излишний либерализм в отношениях с рабочими, Николай успокаивает брата. Входит конторщик Синцов позвать Михаила Скроботова в контору, там собрались рабочие, они узнали о закрытии завода. Михаил, поняв, что его планы уже известны рабочим, зло обрывает Синцова, отсылает его. Входит Татьяна, провинциальная актриса, жена Якова Бардина, брата Захара Бардина. Она гостит здесь в имении Захара. Татьяна рада встрече с Синцовым и, окликнув, идет проводить его до калитки. Этот поступок воспринят Скроботовыми как вызов и оскорбление, они дружно злословием изничтожают Татьяну, а Михаил заодно Россию, либералов, правительство.
|
Возвращается Татьяна, спрашивает о причине крика Михаила, но тот, не ответив, уходит в дом к Захару Бардину. Татьяна воспринимает это спокойно, как должное. Она замечает, что Михаил напоминает ей одного полицейского, тот также все торопился судорожно куда-то, пока не подвернулся под лошадей, и они его убили. Николай пытается парировать ее сравнение, между ними происходит короткий словесный поединок, из которого Татьяна выходит победительницей, ее ответы умнее и неожиданнее, беспощаднее.
Отрывок из первого акта пьесы «Враги» был самостоятельной работой студентов.
Когда показывали сцену на уроке режиссуры Н. М. Горчакову, все было как будто органично, убедительно, но действие сцены не развивалось, сцена лишена была горьковского темперамента, и смысл ее от этого был неясен, она оставляла зрителей спокойными, не увлекала их мысль и чувства.
Причина крылась в оторванности сцены от сквозного действия, в неточном и неглубоком проникновении в авторский замысел. Это Горький! А Горький — это всегда идейный, философский, социальный бой. Страстный поиск— как надо жить? Для чего надо жить? Где правда? Горький — это всегда коренные вопросы жизни. Для чего человек рождается? Для чего он живет? Хорошо ли устроена жизнь? Горький — это острый конфликт идейных врагов, по-разному отвечающих на эти простые вечные
Стр. 46
вопросы. Нельзя по-настоящему сыграть отрывок, не вскрыв и не проследив развития сквозного действия спектакля, не вскрыв и не проследив существа событий, в которых оно проявляется.
«Враги»... События пьесы воспринимаются сейчас нами как сами собой разумеющиеся, обычные. Но если вдуматься, ведь пьеса была написана Горьким за двенадцать лет до революции. Какое же это было тогда взрывное явление! Какая ясность взгляда на действительность, смелость и отвага писателя-борца.
Первый акт «Врагов». Идет как будто обычная жизнь в имении: завтрак в саду, кто-то идет на утреннее купание, кто-то отправился в лес за грибами. Но оказывается, за грибами ходить не советовали, а вчера рабочие свистели вслед хозяйке фабрики, а Михаил Скроботов ходит на фабрику не иначе как с револьвером в кармане! И достаточно частного конфликта — требования рабочих убрать мастера, чтобы конфликт этот стремительно перерос в жестокую классовую схватку — кто кого! Кто хозяин на фабрике — рабочие или фабриканты? В ответ на угрозу рабочих забастовкой хозяевами принято решение перехватить инициативу в свои руки, нанести контрудар, закрыть завод, обречь семьи рабочих на голод и таким образом подчинить, сломить их волю! И сразу словно разрезает сцену линия фронта. Передним краем борьбы становится завод. Что там сейчас? Главное событие — забастовка. Надо брать инициативу в свои руки! Немедленно! Каждая минута дорога для Михаила Скроботова, а в это время Захар Бардин требует десять минут на обдумывание, прежде чем согласиться закрыть завод! Все мысли, воля Михаила на заводском дворе, в конторе (надо быть там, на месте событий, а я сижу здесь из-за этого идиота!). Отсюда, от верного объекта, возникает верная направленность темперамента Михаила. Невольно он то порывается на завод, к месту боя, где надо успеть захватить выгодные позиции, то, не скрывая нетерпения и ненависти, оглядывается в сторону дома Бардиных, из-за которых вынужден оставаться тут. Он фиксирует на своих часах каждую из этих десяти проигранных минут. Все его движения выражают стремление скорее уйти на завод и досаду на промедление по вине Бардина. Ход часовой стрелки подстегивает его нетерпение.
Приход Синцова — это приход врага оттуда, с поля боя! С чем он пришел? Капитуляция? А, может быть, новые угрозы?
Стр. 47
Оказалось, противник за это время разгадал мои планы контратаки! — вот во что обошлись мне эти десять минут! И главное, я вижу по глазам Синцова, что он на той стороне, он рад моему проигрышу. Поэтому срыв злобы на Синцове — это тоже эпизод моей борьбы с ними\ Все начинает ложиться на сквозное действие схватки. Поэтому поступок Татьяны, зачеркнувший мою победу, пусть даже видимость моей победы над Синцовым, есть новая пощечина мне, она сочувствует рабочим и своим поступком демонстрирует это! Вот психологическая, моральная измена нам и поддержка врагу! Таково в общих чертах внутреннее самочувствие Скроботова в момент появления Синцова.
Чтобы ответить сильным ударом, Михаилу нужно как воздух согласие Бардина. Поэтому, когда пригласили к Захару Бардину,— сорвался, стремительно бросился в дом.
А Татьяне действительно импонирует ум Синцова, его спокойствие, уверенность, ясность и цельность натуры, и она явно отдает ему свое женское и человеческое предпочтение и не скрывает скептического отношения к обоим Скроботовым. Она видит их ненависть к Синцову и не боится стать на его сторону сейчас, а вернувшись, сопоставить вслух Михаила Скроботова с бесцельно погибшим под копытами лошадей полицейским. Она как бы предсказывает и ему столь же бессмысленную гибель. А Синцова она связывает с людьми, у которых есть ясная цель, которые идут к ней уверенно и спокойно. Они интересны ей, в отличие от господина прокурора, которого она нокаутирует спокойным вопросом: «Разве есть женщины, которым с вами весело?»
Николай же, ведя словесный поединок с Татьяной, ждет результата разговора брата с Бардиным. Что решат? Закроют завод, или... Если закроют — это будет нокаут рабочим и всем, кто им сочувствует, то есть и Татьяне!
Так на сцене началась первая подготовка к бою; началась, правда, с вынужденного простоя для Михаила и предельно досадной потери времени из-за нерешительности союзника. На наших глазах произошел его первый дипломатический провал — противник раскрыл планы и разоблачил намерения. Затем Татьяна помешала пусть частичному его реваншу над врагом. Наконец, союзник подал признаки жизни, теперь — что он скажет? Куда повернутся события?
Стр. 48
Так каждый эпизод укладывался в русло сквозного действия пьесы: кто кого? Сцена получила целеустремленность, взорвался заложенный в ней темперамент схватки, и стало интересно следить за развивающимися событиями, расстановкой сил в этой схватке, стал интересен ее исход. Это случилось, только когда сцена стала звеном в цепи событий, осуществляющих сквозное действие спектакля, а для участников главным стало происходящее не здесь (в саду Бардиных), а там, на заводском дворе. Все, что происходит здесь, — только один из эпизодов той главной схватки, которая развивается на заводском дворе. Отрывок стал эпизодом сквозного действия спектакля, поступки участников — качественно иными, целеустремленными. Они получили иной внутренний смысл, изменился темпо-ритм сцены, все конфликты стали острее, значительнее, определеннее, сцена вся словно устремилась вперед от одного события к другому, увлекая зрителей своей динамикой и внутренним темпераментом борьбы — кто кого?
Так в точно определенных конфликтах, целеустремленных поступках и действиях людей на сцене воплощалось сквозное действие пьесы Горького. Люди Горького не рассуждают, они страстно ищут, спорят, борются! Вне этого нет Горького! Жизнь в имении оборачивается жизнью на вулкане, скрытая ожесточенная классовая ненависть в любой момент может взорваться и выплеснуться в открытой схватке не на жизнь, а на смерть. Кто кого? — вот сквозное действие пьесы, и Горький верит в рабочих, в их среде он находит товарищество, самоотверженность, доброту. «Эти люди победят» — вот мысль, ради которой писал он тогда пьесу.
Эта мысль становится и сверхзадачей спектакля, она в спокойном, умном поведении Синцова, в его насмешливом взгляде на Михаила Скроботова, в поступках Татьяны, в ее сопоставлении Скроботова и Синцова, в нервных срывах Михаила, в его суетливом поведении, в его крике от внутренней слабости, от бессилия сейчас, сию минуту сломить врага, уничтожить сопротивление, подавить чужую волю, чужое достоинство.
Безусловно каждый режиссер интерпретирует, осмысливает авторскую сверхзадачу по-своему.
Вступает в силу творческий замысел режиссера, актера, его творческая индивидуальность, присущие ему средства, черты, особенности. И конечно, сверхзадача автора приобретает у каждого режиссера свой, особый ракурс,
Стр. 49
индивидуальное звучание, свои обертоны, свою окраску, свои смысловые психологические акценты, продиктованные не только индивидуальностью режиссера, актеров, но и современной им действительностью.