Пассажирские станции предназначены для обслуживания населения (пассажиров) крупных городов, промышленных центров и курортных районов страны. На них выполняются все виды операций с пассажирскими поездами и вагонами, пропуск транзитных пассажирских поездов, техническое обслуживание (осмотр и устранение мелких неисправностей, экипировка пассажирских вагонов водой, углем) и подготовка составов к рейсу.
На сортировочных станциях выполняются операции по обслуживанию пассажиров, производится продажа билетов, прием и выдача багажа. Пассажирские станции работают по единой технологии, разработанной на основе взаимодействия пассажирских станций с графиком движения, внутристанционных процессов пассажирской и технической пассажирской станции.
Пассажирские станции отправляют:
- дальние (транзитные и своего формирования) пассажирские поезда
- местные поезда
- пригородные поезда
Техническиепассажирские станции (парки) обеспечивают ремонт и экипировку подвижного состава.
На пассажирских станциях для выполнения всех видов работ по обслуживанию пассажиров и пассажирских составов предусматриваются следующие устройства:
- пассажирские здания (вокзалы) и привокзальные площади
- пассажирские платформы
- предназначены для пропуска и накопления, посадки и высадки пассажиров из прибывших поездов и пропуска их к выходам в здание вокзала и на привокзальную площадь. Платформы бывают высокие (1100 мм над уровнем головки рельса) и низкие (200 мм над уровнем головки рельса). Длина пассажирских платформ определяется длиной принимаемого на этот путь поезда
- тоннели и пешеходные мосты предназначены для обеспечения безопасного прохода пассажиров к поездам и от поездов и установления хорошей связи привокзальной площади, вокзала и пассажирских платформ. Для разделения потоков прибытия и отправления пассажиров на станции, сооружают пешеходные тоннели, выходы из которых располагаются на платформах
|
- пути для приема и отправления поездов предназначены для пропуска и стоянки пассажирских поездов, обслуживают дальние и пригородные поезда, а также существуют специализированные для определенного вида движения (дальнего, местного и пригородного). Бывают сквозные(как правило для дальних поездов) и тупиковые (для пригородных поездов)
- маневровых операций
- отстоя вагонов
- для туристических поездов
- технические станции или парки для обслуживания, ремонта и экипировки составов
- локомотивное и вагонное хозяйства
- багажные и почтово-багажные устройства
- предназначены для обслуживания почтово-багажных перевозок - устройства автоматики, телемеханики и освещения
По характеру работы пассажирские станции бывают:
- Пассажирские - для выполнения операций по обслуживанию пассажиров
- Пассажирские технические- для выполнения операций по подготовке пассажирских составов
- Объединенные - выполняют работу пассажирских и технических станциий
- Зонные пассажирские станции предназначены для обслуживания пригородного движения.
Различают следующие типы схем пассажирских станций:
- Сквозного типа
- Тупикового типа
- Комбинированнного типа
По характеру выполняемой работы с поездами различной категории пассажирские станции бывают:
- Транзитные - пропускают транзитные поезда, обеспечивают посадку и высадку пассажиров, выполняют техническое обслуживание вагонов, производится смена локомотивов и локомотивных бригад.
- Конечные(где зарождаются и заканчиваются пассажиропотоки) - поезда заканчивают или начинают путь следования.
- Смешанные - обслуживают поезда всех категорий
6 Охрана труда на станции
|
Охрана труда - это система обеспечения безопасности жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.
Основными элементами системы управления охраной труда \СУОТ\ являются:
- планирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда;
- контролирующие и корректирующие действия по реализации мероприятий в области охраны труда;
- анализ со стороны руководства о функционировании СУОТ.
Управление охраной труда на станции осуществляется руководителем в пределах предоставляемых ему прав.
Проводить первичный, повторный, внеплановый и целевой инструктаж, стажировку работников станции, обязан начальник станции.
Не допускается к работе, работник станции, не прошедший предварительный и периодический медосмотры, обучение, инструктажи и проверку знаний по охране труда.
Работники станции обязаны соблюдать требования инструкций по охране труда, правильно использовать средства индивидуальной защиты и выполнять требования Правил по охране труда работников железнодорожных станций организаций, входящих в состав государственного объединения «Белорусская железная дорога».
Общие требования охраны труда к работникам станции:
- к работе допускаются лица, прошедшие медицинское свидетельствование, получившие вводных инструктаж, первичный на рабочем месте, прошедшие специальное обучение и проверку знаний по охране труда в объеме, соответствующем занимаемой должности, сдавшие экзамен по охране труда и электробезопасности;
|
- лица, находящиеся в состоянии алкогольного, токсического или
наркотического опьянения, к работе не допускаются;
- запрещается допускать посторонних лиц на рабочее место;
- рабочее место содержать в чистоте;
- каждый работник обязан знать и уметь оказать первую медицинскую помощь при поражении электротоком и при других несчастных случаях в объеме требований Правил техники безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей;
- соблюдать правила личной гигиены;
- во избежание отравления запрещается использовать воду для питья из случайных источников;
- периодичность проверки знаний по эл.безопасности — 1 раз в год;
- ремонт или наладку электроустройств должен производить электромеханик после отключения электроустройств от сети;
- при выполнении работы необходимо иметь при себе служебное удостоверение, удостоверение о проверке знаний по вопросам охраны труда.
Требования техники безопасности при нахождении на
железнодорожных путях:
Переходить пути следует по специально оборудованным переходам.
При выходе на путь из-за подвижного состава или здания необходимо предварительно убедиться в отсутствии движущегося подвижного состава по этому пути с обеих сторон.
Переходить пути следует под прямым углом, убедившись в отсутствии подвижного состава: запрещается становиться на рельс, и переходить пути на стрелочном переводе. Категорически запрещается подлезать под вагоны.
При обходе группы вагонов или локомотивов, стоящих на путях, переходить путь на расстоянии не менее 5 метров от них, а между расцепленными вагонами - не менее 10 метров.
При выполнении отдельных работ принимаются следующие меры безопасности:
- работы по уборке платформ и привокзальных территорий должны производиться в сигнальных жилетах с применением средств защиты;
- уборка вокзальных помещений с использованием передвижных лесов с диагонально расположенными лестницами;
- работники, выполняющие работу на передвижных лесах, должны быть в защитной каске и в предохранительном поясе;
- при переезде на автотракторной технике через ж\д переезд, скорость движения не должна превышать 5 км\ч;
- переезжать через ж\д пути только при сопровождении техники, дежурным помощником начальника вокзала или лицом назначенным руководителем цеха, с обязательным проведением целевого инструктажа.
По всем вопросам охраны труда, работники станции должны руководствоваться инструкциями по охране труда и технике безопасности станции Полоцк, согласно профессий.
Заключение
При прохождении практики я ознакомилась с работой различных типов станций, их устройствами, технологическим процессом станции, техническо-распорядительным актом станции. Изучила работу дежурного по станции.