По расположению осей валов




Оси параллельны — Цилиндрические

- наружные (а,б,в)

- реечные (г)

- внутренние (д)

Оси пересекаются — Конические (е,ж)

Оси скрещиваются — Винтовые (з)

Червячные (и)

Гипоидные (к)

По расположению зубьев - прямозубые (а,д,е)

- косозубые (б)

- шевронные (в)

- с круговым зубом (ж,к)

По форме профиля зуба (рис. 156)- эвольвентные (а) - циклоидальные (б) - круглые (Новикова, в)

Рис. 155

 

 

а б в

Рис. 156

 

Применение прямозубых зацеплений ограничено невысокими оборотами из-за возникающих вибраций и шума. Косозубые ─ обеспечивают плавную, бесшумную работу при значительных оборотах, однако, при этом, появляются осевые нагрузки в подшипниках валов (в результате взаимодействия косых зубьев). Шевронные зацепления обеспечивают передачу больших крутящих моментов, плавность, бесшумность при отсутствии осевых нагрузок в подшипниках валов.

Эвольвентные зацепления (рис. 156, а) получили широкое распространение благодаря прочности, надёжности и технологичности (простоте изготовления).

Циклоидальные (рис. 156, б) ─ обеспечивают плавную работу при малых значениях коэффициента трения, но более сложны в изготовлении и имеют меньшую по сравнению с эвольвентными, прочность зуба; применяются в приборостроении.

Зацепления Новикова (рис. 156, в) позволят существенно уменьшить металлоёмкость конструкции, при высокой передаваемой мощности, однако требует очень точного исполнения, в том числе, межосевого расстояния сопрягаемых зубчатых колёс, которые имеют разные профили зубьев (рис. 157).

Конструктивные части зубчатого колеса (рис. 158):

─ центральная часть зубчатого колеса называется ступицей;

─ периферийная часть ─ обод с зубчатым венцом;

─ переходная часть может быть диском (рис. а), совокупностью спиц (рис. б), или вообще отсутствовать (рис. в).

 

.

Рис. 157 Рис. 158

 

7.1 Основные параметры и элементы зубчатого зацепления

 

У зубчатых колёс можно выделить следующие поверхности:

d1, d2 ─ начальные поверхности это воображаемые поверхности двух гладких цилиндрических катков, катящихся один по другому без скольжения;

d a ─ поверхность вершин зубьев ─ поверхность, ограничивающая зубья со стороны, противоположной телу зубчатого колеса;

df ─ поверхность впадин зубьев ─ поверхность, отделяющая зубья от тела зубчатого колеса.

Проецируя эти поверхности на плоскость, перпендикулярную оси получим:

─ начальные окружности ─ d1, d2

─ окружности вершин ─ d a;

─ окружности впадин ─ df.

Делительная окружность это основная база для определения элементов зубьев. У некоррегированных колёс начальная и делительная окружности совпадают. Коррегирование применяют для повышения прочности колёс путём увеличения высоты головок и уменьшения высоты ножек зубьев меньшего колеса и уменьшения высоты головок и увеличения высоты ножек зубьев большего колеса.

Для исключения из расчётов параметров зубчатых колёс и зуборезного инструмента иррационального числа p (выраженного бесконечной непериодической дробью), вводится общий параметр ─ модуль m=Pt/p мм, где Pt ─ окружной делительный шаг.

Значения модуля стандартизированы (ГОСТ 9563- 60) и выражены в мм.

Извлечения из этого стандарта:

1-й ряд: 0,8; 1; 1,25; 1,5; 2; 2,5; 3; 4; 5; 6; 8; (предпочтителен)

2-й ряд: 0,7; 0,9; 1,125; 1,375; 1,75; 2,25; 2,75, 3,5; 4,5; 5,5; 7; 9.

Задавая любое стандартное значение модулю, по формулам (рис. 159) можно рассчитать все параметры зубчатого зацепления. Ширина зубчатого венца определяется прочностным расчётом. Зубчатые колёса с модулем < 1 мм называют мелкомодульными.

Z - число зубьев
Pt – окружной делительный шаг
m=Pt/p – окружной модуль
d=mz – диаметр начальной (делительной) окружности  
da=m(z+2)- диаметр окружности вершин  
df =m(z-2,5)- диаметр окружности впадин  
h= 2,25m - высота зуба  
ha = m – высота головки зуба  
h f = 1,25m – высота ножки зуба  
Pt=pm - окружной делительный шаг  
St= 0,5 pm - толщина зуба по делительному диаметру  
b- ширина зубчатого венца (рассчитывается)  
А= m(Z1+Z2)/2 - межцентровое расстояние  
P – полюс зацепления.  

 

Рис. 159

 

 

7.2 Изображения зубчатых колёс (ГОСТ 2.402-68)

 

Главным изображением зубчатых колёс является осевой разрез. На виде слева для простых колёс изображают только отверстие в ступице с шпоночным пазом [4, с. 52].

1. Начальные (делительные) окружности и образующие начальных поверхностей изображаются штрихпунктирными тонкими линиями. Построение зубчатого зацепления начинают с изображения начальных (делительных) окружностей, касающихся друг друга в точке, называемой полюсом зацепления Р (рис. 159, 162, б);

2. Окружности и образующие поверхностей вершин зубьев изображаются основными линиями, отстоящими от штрихпунктирных линий начальных окружностей на величину модуля – m (рис. 162, б);

3. Окружности и образующие поверхностей впадин зубьев в разрезах и сечениях

выполняются основными линиями. На видах в плане их допускается показывать сплошными тонкими линиями, отстоящими от окружностей вершин зубьев смежных колёс на расстоянии 0,25 m (рис. 162, а, б);

4. Расположение зубьев на колесе указывают тремя сплошными тонкими линиями с соответствующим наклоном, нанесёнными на одном из его видов (рис. 160, 162, в);

5. Секущая плоскость в осевом разрезе всегда совпадает с плоскостью симметрии зуба. Зубья изображают нерассечёнными, независимо от угла их наклона (рис. 161, 162, а);

6. В разрезе в зоне зацепления зуб ведущего колеса изображается впереди зуба ведомого (рис. 161).

 

а) б) в)

Рис. 160 Рис. 161

 

 

На рис. 162 представлены осевой разрез и виды цилиндрического наружного прямозубого зацепления.

а) б) в)

Рис. 162

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: