Оси параллельны — Цилиндрические
- наружные (а,б,в)
- реечные (г)
- внутренние (д)
Оси пересекаются — Конические (е,ж)
Оси скрещиваются — Винтовые (з)
Червячные (и)
Гипоидные (к)
По расположению зубьев - прямозубые (а,д,е)
- косозубые (б)
- шевронные (в)
- с круговым зубом (ж,к)
По форме профиля зуба (рис. 156)- эвольвентные (а) - циклоидальные (б) - круглые (Новикова, в)
Рис. 155
а б в
Рис. 156
Применение прямозубых зацеплений ограничено невысокими оборотами из-за возникающих вибраций и шума. Косозубые ─ обеспечивают плавную, бесшумную работу при значительных оборотах, однако, при этом, появляются осевые нагрузки в подшипниках валов (в результате взаимодействия косых зубьев). Шевронные зацепления обеспечивают передачу больших крутящих моментов, плавность, бесшумность при отсутствии осевых нагрузок в подшипниках валов.
Эвольвентные зацепления (рис. 156, а) получили широкое распространение благодаря прочности, надёжности и технологичности (простоте изготовления).
Циклоидальные (рис. 156, б) ─ обеспечивают плавную работу при малых значениях коэффициента трения, но более сложны в изготовлении и имеют меньшую по сравнению с эвольвентными, прочность зуба; применяются в приборостроении.
Зацепления Новикова (рис. 156, в) позволят существенно уменьшить металлоёмкость конструкции, при высокой передаваемой мощности, однако требует очень точного исполнения, в том числе, межосевого расстояния сопрягаемых зубчатых колёс, которые имеют разные профили зубьев (рис. 157).
Конструктивные части зубчатого колеса (рис. 158):
─ центральная часть зубчатого колеса называется ступицей;
─ периферийная часть ─ обод с зубчатым венцом;
|
─ переходная часть может быть диском (рис. а), совокупностью спиц (рис. б), или вообще отсутствовать (рис. в).
.
Рис. 157 Рис. 158
7.1 Основные параметры и элементы зубчатого зацепления
У зубчатых колёс можно выделить следующие поверхности:
d1, d2 ─ начальные поверхности это воображаемые поверхности двух гладких цилиндрических катков, катящихся один по другому без скольжения;
d a ─ поверхность вершин зубьев ─ поверхность, ограничивающая зубья со стороны, противоположной телу зубчатого колеса;
df ─ поверхность впадин зубьев ─ поверхность, отделяющая зубья от тела зубчатого колеса.
Проецируя эти поверхности на плоскость, перпендикулярную оси получим:
─ начальные окружности ─ d1, d2
─ окружности вершин ─ d a;
─ окружности впадин ─ df.
Делительная окружность это основная база для определения элементов зубьев. У некоррегированных колёс начальная и делительная окружности совпадают. Коррегирование применяют для повышения прочности колёс путём увеличения высоты головок и уменьшения высоты ножек зубьев меньшего колеса и уменьшения высоты головок и увеличения высоты ножек зубьев большего колеса.
Для исключения из расчётов параметров зубчатых колёс и зуборезного инструмента иррационального числа p (выраженного бесконечной непериодической дробью), вводится общий параметр ─ модуль m=Pt/p мм, где Pt ─ окружной делительный шаг.
Значения модуля стандартизированы (ГОСТ 9563- 60) и выражены в мм.
Извлечения из этого стандарта:
1-й ряд: 0,8; 1; 1,25; 1,5; 2; 2,5; 3; 4; 5; 6; 8; (предпочтителен)
|
2-й ряд: 0,7; 0,9; 1,125; 1,375; 1,75; 2,25; 2,75, 3,5; 4,5; 5,5; 7; 9.
Задавая любое стандартное значение модулю, по формулам (рис. 159) можно рассчитать все параметры зубчатого зацепления. Ширина зубчатого венца определяется прочностным расчётом. Зубчатые колёса с модулем < 1 мм называют мелкомодульными.
|
Рис. 159
7.2 Изображения зубчатых колёс (ГОСТ 2.402-68)
Главным изображением зубчатых колёс является осевой разрез. На виде слева для простых колёс изображают только отверстие в ступице с шпоночным пазом [4, с. 52].
1. Начальные (делительные) окружности и образующие начальных поверхностей изображаются штрихпунктирными тонкими линиями. Построение зубчатого зацепления начинают с изображения начальных (делительных) окружностей, касающихся друг друга в точке, называемой полюсом зацепления Р (рис. 159, 162, б);
2. Окружности и образующие поверхностей вершин зубьев изображаются основными линиями, отстоящими от штрихпунктирных линий начальных окружностей на величину модуля – m (рис. 162, б);
3. Окружности и образующие поверхностей впадин зубьев в разрезах и сечениях
|
выполняются основными линиями. На видах в плане их допускается показывать сплошными тонкими линиями, отстоящими от окружностей вершин зубьев смежных колёс на расстоянии 0,25 m (рис. 162, а, б);
4. Расположение зубьев на колесе указывают тремя сплошными тонкими линиями с соответствующим наклоном, нанесёнными на одном из его видов (рис. 160, 162, в);
5. Секущая плоскость в осевом разрезе всегда совпадает с плоскостью симметрии зуба. Зубья изображают нерассечёнными, независимо от угла их наклона (рис. 161, 162, а);
6. В разрезе в зоне зацепления зуб ведущего колеса изображается впереди зуба ведомого (рис. 161).
а) б) в)
Рис. 160 Рис. 161
На рис. 162 представлены осевой разрез и виды цилиндрического наружного прямозубого зацепления.
а) б) в)
Рис. 162