Суть задания и критерии оценивания.




 

Содержание задания.

 

Представьте себе следующую ситуацию. Ваша хорошая знакомая первоклассница пришла домой расстроенная. Она пропустила занятие в «Студии исследований», которую посещают многие ее одноклассники, и смогла только на экране монитора увидеть опыты, которые проводили одноклассники; к сожалению – осталось только изображение и никаких комментариев. Ваша знакомая первоклассница очень просит вас помочь понять – что она видела, что подтверждали увиденные опыты, как это явление называется, как его можно использовать на практике.

Опыты были такими.

Опыт 1.

Оборудование: воздушный шарик, пустая бутылка, тазик с горячей водой.

Ход опыта:

1. Пустой воздушный шарик надели на горлышко бутылки.

2. Бутылку минуту держали в тазике с горячей водой.

Результат: шарик стал надуваться.

3. Бутылки поставили под струю с холодной водой.

Результат: Шарик опал

 

Опыт 2.

Оборудование: стакан, книга, дощечка с полированной поверхностью, вода холодная и горячая.

Ход опыта:

1. Положили на стол книгу, на нее с небольшим наклоном положили дощечку; намочили стакан холодной водой, опрокинули стакан и поставили его на дощечку.

2. Намочили стакан горячей водой и поставили его так же, как и первый раз.

Результат: когда стакан был смочен холодной водой, он тихонечко смещался вниз, а затем остановился. Когда стакан смочен горячей водой, он быстро скользил до самого конца доски.

 

Опыт3.

Оборудование: папирусная бумага, ножницы, шпагат, скотч. Опыт проводился при открытом окне; температура на улице была ниже, чем температура в комнате.

Ход опыта:

1. На два куска шпагата длиной 1 м навесили с помощью скотча тонкие полоски папирусной бумаги.

2. Один шпагат закрепили внизу окна; другой в его верхней части

Результат: верхние полоски отклонились в сторону улицы, нижние в сторону комнаты.

 

(описание опытов приводится по материалам исследования Ивониной Екатерины, ученицы 1 класса МОУ «Кировский физико-математический лицей, г. Киров) источник. Научно-Методический журнал Исследователь 2009 №3-4

Задание.

Коротко объясните – что именно наблюдала ваша знакомая

1.Что исследовали первоклассники?

+ +\- -/+ -
Ставится, если обозначено, что первоклассники исследовали свойства воздуха, возникающие при нагревании или охлаждении. Приведено название явления без выявление предмета изучения в опыте (например «движение воздуха» или «конвекция») Обозначены частные свойства, зафиксированные в отдельном опыте (например – расширение воздуха при нагревании Явление не выявлено, или выявлено принципиально ошибочно

 

 

2. Какие выводы можно сделать из увиденного. Как объяснить увиденное?

 

2.1. Выводы к опыту1.

_____________________________________________________________________________

+ +\- -/+ -
При нагревании бутылки воздух в ней расширяется и вытесняется в шарик, при охлаждении – происходит обратный эффект Обозначено, что при нагревании воздух расширяется (не объяснена вторая часть опыта, не обозначена взаимосвязь между бутылкой и шариком) При объяснении опыта не указана взаимосвязь между увиденным и свойствами газа, возникающими при нагревании. Опыт не объяснен или объяснен принципиально ошибочно.

 

2.2. Выводы к опыту 2.

 

+ +\- -/+ -
При нагревании (охлаждении) происходит расширение (охлаждение) воздуха (газа в нем), что позволяет приподнять (опустить) стакан над дощечкой и способствует снижению силы трения Объяснены процессы, происходящие с воздухом в стакане при нагревании (охлаждении), но не обозначена связь процесса с силой трения Процесс объяснен частично, например – обозначено, что уменьшилась сила трения, но причины не указаны Опыт не объяснен или объяснен принципиально ошибочно.

 

 

2.3. Выводы к опыту 3.

 

+ +\- -/+ -
Холодный воздух поступает в комнату через нижнюю часть окна, при нагревании поднимается вверх, это позволяет воздуху двигаться и приводит в движение бумагу. Явление называется конвекцией Дано название явления (конвекция), объяснено, что холодный воздух опускается вниз, а теплый поднимается вверх, не объяснена связь с бумагой Дано частичное объяснение, не указана взаимосвязь между составляющими явления Опыт не объяснен или объяснен принципиально ошибочно.

 

 

3. В каких бытовых ситуациях можно наблюдать действие тех же законов?

 

 

+ +\- -/+ -
Описано не менее 2-х примеров, приведены комментарии к примерам. (например, взрыв баллончика при нагревании, дым костра, дым из трубы и т.д.) Дано описание одной бытовой ситуации, или описание двух ситуаций, но одна дана с ошибкой Дано описание ситуации, в которой свойства расширения газа или движения воздуха присутствуют только косвенно Не даны примеры или приведены ошибочные примеры

 

4. Как эти законы можно использовать на практике? Приведите 1-2 примера?

 

+ +\- -/+ -
Приведено не менее 2-х примеров, обозначено какую именно пользу можно извлечь из явления (например – при размещении отопительных приборов в помещении, выработка электроэнергии «приливными электростанциями)), Приведен 1 пример, или приведено более одного примера, но без объявления сути «полезности» Приведен пример, в котором не выявлены полезные свойства явления, не обозначен способ их использования Задание не выполнено, или выполнено принципиально ошибочно

 

 

5. Какие великие технические изобретения были сделаны с использованием законов, проиллюстрированных в опытах? Коротко расскажите о них (хотя бы об одном) вашей знакомой. Хорошо бы, чтобы получилась интересная захватывающая история.

 

+ +\- -/+ -
Приведен пример с изобретением братьями Монгольфье воздушного шара Использование морского бриза как источника электроэнергии. Дано описание открытия в форме рассказа   Обозначено одно из открытий, но номинативно, без попытки сконструировать рассказ Создан рассказ, но на ошибочном примере, или приведен пример, который не связан с анализируемым явлением Задание не выполнено, или выполнено принципиально ошибочно

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: