Содержание задания.
Представьте себе следующую ситуацию. Ваша хорошая знакомая первоклассница пришла домой расстроенная. Она пропустила занятие в «Студии исследований», которую посещают многие ее одноклассники, и смогла только на экране монитора увидеть опыты, которые проводили одноклассники; к сожалению – осталось только изображение и никаких комментариев. Ваша знакомая первоклассница очень просит вас помочь понять – что она видела, что подтверждали увиденные опыты, как это явление называется, как его можно использовать на практике.
Опыты были такими.
Опыт 1.
Оборудование: воздушный шарик, пустая бутылка, тазик с горячей водой.
Ход опыта:
1. Пустой воздушный шарик надели на горлышко бутылки.
2. Бутылку минуту держали в тазике с горячей водой.
Результат: шарик стал надуваться.
3. Бутылки поставили под струю с холодной водой.
Результат: Шарик опал
Опыт 2.
Оборудование: стакан, книга, дощечка с полированной поверхностью, вода холодная и горячая.
Ход опыта:
1. Положили на стол книгу, на нее с небольшим наклоном положили дощечку; намочили стакан холодной водой, опрокинули стакан и поставили его на дощечку.
2. Намочили стакан горячей водой и поставили его так же, как и первый раз.
Результат: когда стакан был смочен холодной водой, он тихонечко смещался вниз, а затем остановился. Когда стакан смочен горячей водой, он быстро скользил до самого конца доски.
Опыт3.
Оборудование: папирусная бумага, ножницы, шпагат, скотч. Опыт проводился при открытом окне; температура на улице была ниже, чем температура в комнате.
Ход опыта:
1. На два куска шпагата длиной 1 м навесили с помощью скотча тонкие полоски папирусной бумаги.
|
2. Один шпагат закрепили внизу окна; другой в его верхней части
Результат: верхние полоски отклонились в сторону улицы, нижние в сторону комнаты.
(описание опытов приводится по материалам исследования Ивониной Екатерины, ученицы 1 класса МОУ «Кировский физико-математический лицей, г. Киров) источник. Научно-Методический журнал Исследователь 2009 №3-4
Задание.
Коротко объясните – что именно наблюдала ваша знакомая
1.Что исследовали первоклассники?
+ | +\- | -/+ | - |
Ставится, если обозначено, что первоклассники исследовали свойства воздуха, возникающие при нагревании или охлаждении. | Приведено название явления без выявление предмета изучения в опыте (например «движение воздуха» или «конвекция») | Обозначены частные свойства, зафиксированные в отдельном опыте (например – расширение воздуха при нагревании | Явление не выявлено, или выявлено принципиально ошибочно |
2. Какие выводы можно сделать из увиденного. Как объяснить увиденное?
2.1. Выводы к опыту1.
_____________________________________________________________________________
+ | +\- | -/+ | - |
При нагревании бутылки воздух в ней расширяется и вытесняется в шарик, при охлаждении – происходит обратный эффект | Обозначено, что при нагревании воздух расширяется (не объяснена вторая часть опыта, не обозначена взаимосвязь между бутылкой и шариком) | При объяснении опыта не указана взаимосвязь между увиденным и свойствами газа, возникающими при нагревании. | Опыт не объяснен или объяснен принципиально ошибочно. |
2.2. Выводы к опыту 2.
+ | +\- | -/+ | - |
При нагревании (охлаждении) происходит расширение (охлаждение) воздуха (газа в нем), что позволяет приподнять (опустить) стакан над дощечкой и способствует снижению силы трения | Объяснены процессы, происходящие с воздухом в стакане при нагревании (охлаждении), но не обозначена связь процесса с силой трения | Процесс объяснен частично, например – обозначено, что уменьшилась сила трения, но причины не указаны | Опыт не объяснен или объяснен принципиально ошибочно. |
|
2.3. Выводы к опыту 3.
+ | +\- | -/+ | - |
Холодный воздух поступает в комнату через нижнюю часть окна, при нагревании поднимается вверх, это позволяет воздуху двигаться и приводит в движение бумагу. Явление называется конвекцией | Дано название явления (конвекция), объяснено, что холодный воздух опускается вниз, а теплый поднимается вверх, не объяснена связь с бумагой | Дано частичное объяснение, не указана взаимосвязь между составляющими явления | Опыт не объяснен или объяснен принципиально ошибочно. |
3. В каких бытовых ситуациях можно наблюдать действие тех же законов?
+ | +\- | -/+ | - |
Описано не менее 2-х примеров, приведены комментарии к примерам. (например, взрыв баллончика при нагревании, дым костра, дым из трубы и т.д.) | Дано описание одной бытовой ситуации, или описание двух ситуаций, но одна дана с ошибкой | Дано описание ситуации, в которой свойства расширения газа или движения воздуха присутствуют только косвенно | Не даны примеры или приведены ошибочные примеры |
4. Как эти законы можно использовать на практике? Приведите 1-2 примера?
|
+ | +\- | -/+ | - |
Приведено не менее 2-х примеров, обозначено какую именно пользу можно извлечь из явления (например – при размещении отопительных приборов в помещении, выработка электроэнергии «приливными электростанциями)), | Приведен 1 пример, или приведено более одного примера, но без объявления сути «полезности» | Приведен пример, в котором не выявлены полезные свойства явления, не обозначен способ их использования | Задание не выполнено, или выполнено принципиально ошибочно |
5. Какие великие технические изобретения были сделаны с использованием законов, проиллюстрированных в опытах? Коротко расскажите о них (хотя бы об одном) вашей знакомой. Хорошо бы, чтобы получилась интересная захватывающая история.
+ | +\- | -/+ | - |
Приведен пример с изобретением братьями Монгольфье воздушного шара Использование морского бриза как источника электроэнергии. Дано описание открытия в форме рассказа | Обозначено одно из открытий, но номинативно, без попытки сконструировать рассказ | Создан рассказ, но на ошибочном примере, или приведен пример, который не связан с анализируемым явлением | Задание не выполнено, или выполнено принципиально ошибочно |