Структурированный анализ




Самым простым заданием для учащихся оказалось объяснение первого опыта, видимо потому, что именно в такой форме опыт чаще всего демонстрируется при объяснении вопросов расширения воздуха при нагревании. Заметим, что десятиклассники в своем объяснении увиденного пользовались той же терминологией и дали объяснения того же уровня, что и первоклассница. Можно предположить, что эффект «приращения знаний и углубления» понимания в большинстве случаев не произошел. Большинство учащихся констатировало факт расширения без попыток его объяснения.

Педагогические рекомендации: принципиально важно в процессе обучения возвращаться к материалу, освоенному ранее, в том числе и на этапе начального образования, расширяя и уточняя имеющуюся картину мира. Техники «работы с картами в NLP», техники критического мышления отлично могут работать по корректировке этой проблемы. Полезной практикой является участие старшеклассников в качестве тьюторов-организаторов исследовательских проектов младших; еще более полезным является упражнение, когда перед учащимися ставиться задача доходчиво объяснять младшим или старшим сложные вещи.

Можно рекомендовать опыт ряда школ в организации «Клубов юных исследователей», в рамках которого регулярно проводятся встречи, в рамках которых учащиеся младших классов задают вопросы, на которые старшеклассники дают ответы.

 

Среднее по лиге   1,1713 1,3766 0,9955 1,1139 0,9512 0,8051 0,7642

Вторым по сложности оказалось задание №1, в котором необходимо было объединить три опыта в одно целое, маркировав серию опытов максимально близким для этого понятием. К сожалению – большинство учащихся не справились с этим заданием на проявление способности к синтезу, предпочитая случайные названия, или названия, отражающие только часть увиденного. Очень важны любые упражнения на обобщение, например – озаглавьте текст, состоящий из трех разделов. По сути – инструмент обобщения – базовый инструмент, позволяющий работать с определениями по типу «Подведение под класс». Дети, испытывающие затруднения в обобщении, чаще всего испытывают и сложности в выделении целого и частного, построении общих структур, вычленении сущностных свойств объектов и явлений, других практиках системного анализа.

 

Весьма показательно, что учащиеся испытали затруднения при объяснении второго опыта, затруднения – на уровне очевидных связей между соединением в единое целое трех изменений, нагревании, изменении силы трения, скатывания. Даже простейшее объяснение вызвало затруднение, что, видимо, можно объяснить очень редкой практикой объяснения реальных процессов подобного рода.

 

Три следующих задания выполнены в целом на предельно низком уровне. К сожалению – учащиеся затруднялись в описании бытовых ситуаций, в которых они сталкивались с анализируемыми явлениями; единицы смогли привести примеры практического применения такого рода закономерностей.

Отсутствие опыта перевода теоретического знания в плоскость практического опыта, очевидно, служит демотиватором для школьников; будет выступать в дальнейшем тормозом в развитии технопредпринимательства.

Педагогические рекомендации связаны с изменением общей системы изучения материала, в современной дидактической системе одну из ключевых позиций должен занимать ответ на вопрос: «Как это используется или может использоваться на практике?» Элементарные изобретательские задачи в школах, ориентированных на выращивание технопредпринимательской культуры должны стать обыденной практикой.

 

Низкие результаты по последнему упражнению (меньше 20% учащихся назвали, хотя бы, братьев Монгольфье; про приливные электростанции вспомнили единицы учащихся) должны быть проанализированы тремя группами школьных педагогов:

- учителями истории и обществознания; мы не можем и далее трактовать курс истории и обществознания как курсы, оторванные от истории науки и техники; в ряду величайших общественных деятелей не могут не возникнуть ученые, инженеры, великие организаторы производств;

- учителя естествознания (школьные дисциплины не могут изучаться так, чтобы элементарные знания по естествознанию не составляли хотя бы частично основание общекультурной компетенции);

- учителя литературы и русского языка (увлекательный рассказ получился у единиц, менее 3% учащихся; остальные – либо не пытались выполнить задание, либо не знали – что сказать, либо – не умели создавать краткие яркие изложения интересных фактов)

Показательно, что никто из учащихся не попытался отшутиться и представить в качестве великого открытия «воздушный шар» из «Приключений Незнайки»; или другие «сказочные великие открытия». С чем это связано? Чувство юмора – признак хорошо организованного интеллекта? Шутка не считается высоким жанром в общеобразовательной практике? Опят переноса событий литературных произведений в иные области кажется педагогам и учащимся непродуктивным? Однако – все эти положения очевидно – ошибочны.

 

 


[1] Источник – электронный журнал «SCNC.RU» https://scnc.ru/

[2] «Критическое мышление: отчёт об экспертном консенсусе в отношении образовательного оценивания и обучения» (Critical Thinking: A Statement of Expert Consensus for Purposes of Educational Assessment and Instruction. Executive Summary) // Dr. Peter A. Facione (Dean of the College of Arts and Sciences, Santa Clara University), перевод Е. Н. Волкова (Дельфи-доклад) https://evolkov.net/critic.think/basics/delphi.report.html



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: