Предположим, что домохозяйства и предприятия решили увеличить свои расходы, то есть купить больший объем продукции при данном уровне цен. (Тем самым кривая совокупного спроса смещается вправо). Почему они могут принять такое решение? Целый ряд возможных причин перечислен в списке неценовых факторов совокупного спроса.
Возможно, что потребители будут более оптимистично смотреть на будущую экономическую конъюнктуру, в результате потребители могут принять решение тратить большую (сберегать меньшую) часть своих текущих доходов. Также и фирмы могут ожидать, что будущая деловая конъюнктура даст возможность увеличить прибыли от нынешних инвестиций в новое оборудование. Поэтому в целях расширения производственных мощностей они увеличат свои затраты на инвестиции. Как показано на рисунке 4.2 определенные последствия увеличения совокупного спроса зависят от того, на каком отрезке кривой совокупного предложения – кейнсианском, промежуточном или классическом – находится экономика.
Уровень Уровень Уровень
цен цен цен
AS AD6 AS AS
AD5 AD3
AD1 P6
P5 P4
P3
P1
AD2 AD4
Q1 Q2 Q Q3 Q4
Реальный объем производства | Реальный объем производства | Реальный объем производства |
А) увеличение спроса на кейнсианском отрезке | Б) увеличение спроса на классическом отрезке | В) увеличение спроса на промежуточном отрезке |
Рисунок 4.2. Последствия увеличения совокупного спроса
Последствия увеличения совокупного спроса зависят от того, на каком отрезке кривой совокупного предложения оно происходит: а) увеличение совокупного спроса на кейнсианском (горизонтальном) отрезке приводит к увеличению реального объема национального производства, но не затрагивает уровня цен; б) на классическом (вертикальном) отрезке увеличение совокупного спроса приводит к повышению уровня цен, а реальный объем национального производства не может выйти за пределы своего уровня «при полной занятости»; в) увеличение совокупного спроса на промежуточном отрезке приводит к увеличению как реального объема национального производства, так и уровня цен. Увеличение совокупного спроса на рисунках 4.2б и 4.2в указывает на инфляцию спроса.
|
На кейнсианском отрезке (рис.4.2а), отличающемся высоким уровнем безработицы и большим количеством неиспользуемых производственных мощностей, расширение совокупного спроса (от AD1 до AD2) приведет к существенному увеличению реального объема национального производства (от Р5 до Р6) и занятости без повышения уровня цен (Р1). На классическом отрезке (рис.4.2б) рабочая сила и капитал используются полностью, и расширение совокупного спроса (от AD3 до AD6) окажет воздействие только на уровень цен, повышая его от Р5 до Р6. Реальный объем национального производства останется на уровне полной занятости Qf. На промежуточном отрезке (рис. 4.2в) расширение совокупного спроса (от AD3 до AD4) приведет к увеличению реального объема национального производства (от Q3 до Q4) и к повышению уровня цен (от P3 до P1 ).
Неценовые факторы совокупного спроса
Изменения в уровне цен приводят к таким изменениям уровня затрат потребителей внутри страны, предприятий, правительства, зарубежных покупателей, которые дают возможность прогнозировать изменения в реальном объеме национального производства. Это значит, что повышение уровня цен, при прочих условиях, приведет к уменьшению спроса на реальный объем производства. И наоборот, уменьшение уровня цен вызовет увеличение объема производства. Это соотношение представлено на графике как движение от одной точки до другой по стабильной кривой совокупного спроса. Однако, если одно или несколько «прочих условий» меняется, то смещается вся кривая совокупного спроса. Эти «прочие условия» мы называем неценовыми факторами совокупного спроса.
|
Чтобы понять, что приводит к изменениям в объеме национального выпуска, следует отличать изменения в объеме спроса на национальный продукт, вызванные изменениями в уровне цен, от изменений в совокупном спросе, вызванных изменениями в уровне цен, от изменений в совокупном спросе, вызванных изменениями одной или нескольких неценовых детерминант совокупного спроса.
Как показано на рисунке 2.5 увеличение совокупного спроса представлено отклонением кривой вправо – от AD1 к AD2. Этот сдвиг показывает, что при различных уровнях цен желаемый объем товаров и услуг возрастает. И наоборот, уменьшение совокупного спроса показано как сдвиг кривой влево – от AD1 к AD2. Этот сдвиг говорит о том, что люди будут покупать меньший объем продукта, чем прежде, при различных уровнях цен.
уровень
цен
AD1
AD3
AD2
Реальный объем производства
Рисунок 2.5. Изменения совокупного спроса
Изменение одного или нескольких неценовых факторов совокупного спроса, перечисленных в таблице 2.1., приводит к изменению совокупного спроса. Увеличение совокупного спроса показано как смещение кривой AD вправо, от AD1 к AD2,, а уменьшение совокупного спроса как смещение от AD1 к AD3.
Другими словами, показанные на рисунке изменения в объеме совокупного спроса происходят в том случае, если изменяется один или несколько факторов, которые раньше считались постоянными. Эти неценовые факторы, или рычаги, сдвигающие совокупный спрос, перечислены в таблице 2.1. давайте рассмотрим все элементы таблицы по порядку.
Таблица 2.1. Неценовые факторы совокупного спроса: