Рынки ресурсов и продуктов




На рисунке 1.1 представлен необходимый общий обзор проблемы. На верхней половине диаграммы дана картина ресурсного рынка. Здесь домохозяйства, которые непосредственно или косвенно (через находящиеся в их собственности торгово-промышленные корпорации) владеют всеми экономическими ресурсами, поставляют эти ресурсы предприятиям. Предприятия, конечно, предъявляют спрос на ресурсы, поскольку последние служат средством, с помощью которых фирмы производят товары и услуги. Взаимодействие спроса и предложения на огромное множество людских и материальных ресурсов устанавливает цену на каждый из них. Платежи, которые производят предприятия, покупая ресурсы, представляют собой издержки этих предприятий, но одновременно они образуют потоки заработной платы, ренты, процента и прибылей в домохозяйства, поставляющие ресурсы.

Теперь обратимся к рынкам продуктов, показанным в нижней половине диаграммы. Денежный доход, получаемый домохозяйствами от продажи ресурсов, как таковой, не имеет реальной ценности. Потребители не могут ни есть, ни надевать на себя монеты и бумажные деньги. Поэтому в процессе расходования денежного дохода домохозяйства выражают свой спрос на бесчисленное множество товаров и услуг. Одновременно предприятия соединяют приобретенные ими ресурсы для производства и предложения товаров и услуг на тех же рынках. Взаимное воздействие этих решений о спросе и предложении и определяет цены продуктов. Заметьте также, что, с точки зрения предприятий, поток потребительских расходов на товары и услуги образует выручку, или доходы от продажи ими этих товаров и услуг.

Далее, за этими сделками стоит призрак редкости. Домохозяйства располагают лишь ограниченными ресурсами для снабжения ими предприятий, денежные доходы потребителей также ограничены. То означает, что доходу каждого потребителя, таким образом, устанавливается свой предел. Ограниченное количество долларов, очевидно, не позволяет приобрести все товары и услуги, которые потребитель пожелает купить. Равным образом, поскольку ресурсы редки, производство готовых товаров и услуг также ограничено. Весь наш анализ пронизывает проблема редкости ресурсов и выбора решения.

ВЫВОД: В монетарной экономической системе домохозяйства в качестве собственных ресурсов продают свои ресурсы предприятиям, а в качестве потребителей расходуют свой денежный доход, полученный от продажи ресурсов, на покупку товаров и услуг. Чтобы производить товары и услуги, предприятия должны покупать ресурсы; их готовые изделия затем продаются домохозяйствам в обмен на потребительские расходы или, с точки зрения предприятий, в обмен на получаемую ими выручку. Конечным результатом этого процесса служит реальный поток экономических ресурсов против часовой стрелки, а денежный поток доходов и потребительских расходов – по часовой стрелке. Эти потоки являются одновременными, причем они бесконечно повторяются.

ОГРАНИЧЕНИЯ:

Существуют некоторые важные недостатки и пробелы в общей характеристике кругооборота ресурсов, продуктов и доходов в процессе функционирования чистого капитализма.

1. Модель кругооборота (ресурсов, продуктов и доходов) не отражает мириады фактов и деталей, относящихся к отдельным домохозяйствам, отдельным предприятиям, отдельным ресурсным и продуктовым рынкам. Не показывает она также и сделки, совершаемые внутри секторов предприятий и домохозяйств. В самом деле, главное достоинство модели кругооборота (ресурсов, продуктов и доходов) заключается в том, что она вскрывает фундаментальные принципы функционирования чистого капитализма, но не посвящает наблюдателя во множество его деталей. Мы здесь стремимся обозреть весь лес; изучение отдельных деревьев последует ниже.

2. Модель кругооборота (ресурсов, продуктов и дохода) совершенно не касается экономической роли правительства.

3. На данной стадии наша модель исключает международные рынки. Точно так же, как мы должны будем ниже рассмотреть роль правительственного или государственного сектора, нам придется включить в наш анализ и сектор «остальной части мира».

4. Эта модель предполагает, что домохозяйства расходуют целиком весь свой денежный доход и что, следовательно, величины потоков дохода и расходов являются постоянными. В реальных параметрах это означает, что уровни производства и занятости также постоянны. Макроэкономика посвящена анализу причин и следствий колебаний в потоках доходов и продукции.

5. Модель кругооборота (ресурсов, продуктов и дохода) не следует рассматривать как вечный двигатель. Описываемые этой моделью экономические процессы истощают человеческую энергию и поглощают материальные ресурсы. Более того, получившие широкое освещение проблемы загрязнения окружающей среды проистекают из того факта, что большая часть ресурсов, вкладываемых в процессы производства и потребления, возвращается в систему в том или ином виде отходов.

6. Наш анализ кругооборота (ресурсов, продуктов и дохода) не объясняет, как фактически формируются ресурсные и рыночные цены.

Совокупный спрос

Функционирование рыночного механизма не просто устанавливает равновесие между спросом и предложением на всех рынках товаров, услуг и факторов производства, но и обеспечивает оптимальное развитие экономической системы в целом. Ранее упрощенно предполагалось, что достижение рыночного равновесия происходит на отдельных локальных (частичных) рынках сравнительно независимо и автономно. Между тем в реальной жизни это далеко не так. Например, вряд ли у кого-нибудь вызовет возражение утверждение, что быстрый рост цен на кофе скорее всего увеличит спрос на чай и вызовет его удорожание или, что рост цен на энергоносители и изменение тарифов заработной платы на рынке труда неодинаково и неравномерно скажутся на динамике и уровне цен различных продуктов. Краткосрочное изменение валютного курса вызывает весьма чуткое реагирование цен на импортные, а затем и на отечественные товары. Тесно связанными между собой являются функциональные рынки потребительских и инвестиционных товаров, финансовые рынки и рынки труда, рынки научно-технических разработок и информации. Все они объединены ограничением на совокупный доход.

В связи с этим в любой национальной экономике возникает необходимость постоянно синхронизировать во времени и экономическом пространстве меры и действия, направленные на развитие и регулирование всех рынков, активно формировать их адекватную структуру. Чтобы успешно решать указанные проблемы, следует специально выделить и анализировать состояние частичного и общего равновесия экономической системы. Рынок товаров находится в состоянии равновесия, если при действующем уровне цен величина предполагаемого выпуска продукции равна совокупному спросу или планируемым совокупным расходам.

Совокупный спрос имеет две формы: натурально-вещественную и стоимостную.

Натурально-вещественная форма совокупного спроса отражает общественную потребность населения, фирм и государства в товарах и услугах. Его структура может быть представлена: во-первых, определенными видами продуктов и услуг непроизводственного потребления, удовлетворяющих личные и иные непроизводственные потребности; во-вторых, совокупностью всех средств производства и производственных услуг (научные исследования и разработки, направленные на совершенствование технологии; обслуживающая производство информация; связь и т.д.).

Стоимостное содержание совокупного спроса может быть определено суммой планируемых расходов на отечественные товары и услуги для каждого из уровней совокупного дохода.

Наряду с построением структурированных по рынкам моделей общего экономического равновесия в последние десятилетия особое развитие получил подход, подробно рассматривающий условия обеспечения равенства между совокупным спросом АD и совокупным предложением AS в национальной экономике. Прежде чем перейти к подробному рассмотрению АD – AS-анализа при решении проблем общего экономического равновесия, сформулируем понятия совокупного спроса и совокупного предложения с учетом факторов, их определяющих. Их взаимодействие определяет динамику и пропорции воспроизводства, в том числе цен, заработной платы, налогов, денежного обращения и т.п.

Совокупный спрос АD – это потребность, представленная на рынке в денежной форме населением, предприятиями и государством. Методически целесообразно АD подразделить на четыре группы, в соответствии с распределением совокупного спроса по секторам экономики:

· Потребление С – совокупный спрос домохозяйств;

· Инвестиции I – спрос на капитальное оборудование со стороны предпринимателей;

· Государственные закупки G – спрос на товары и услуги со стороны государства;

· Чистый экспорт Х – разность между спросом иностранцев на отечественные товары и отечественным спросом на иностранные товары.

Иными словами, АD равен общей сумме спросов за конечную продукцию:

C + I + G + X

Теперь рассмотрим факторы, которые, определяя конкретный спрос на отдельный товар, в то же время оказывают воздействие и на уровне целостной экономики. Если доход покупателя возрастает, то его спрос на конкретный товар также увеличивается. Аналогично, если валовой национальный продукт расширяется, то и совокупный спрос повышается. Однако прежде чем описать взаимоотношения АD и ВНП, целесообразно выяснить, что влияет на изменение ВНП.

Одна из фундаментальных пропорций макроэкономики состоит в том, что стоимостная величина всех продаж за определенный период времени должна равняться произведению предложения денег на число оборотов этих денег между всеми секторами экономики за период. Иными словами, если в течение года вся денежная масса совершить 5 полных оборотов, т.е. каждая денежная единица в среднем пять раз перейдет из одного сектора экономики в другой, то объем годовых продаж конечных товаров в стране будет равен: 5 х предложение денег. Число полных оборотов денег называется скоростью V продаж конечных товаров. В нашем примере V=5 оборотов в год. Будем условно считать, что предложение денег М равно 200 млрд. ден.ед., тогда:

М х V = 200 х 5 = 1000 млрд.ден.ед.= стоимости всех продаж конечных товаров за год;

М х V – уровень цен х Q = ВНП,

где Q – объем товаров и услуг, произведенных в течение года.

Окончательно имеем:

М х V = Р х Q,

где Р – уровень цен.

Из этого равенства можно сделать вывод о том, что величина валового национального продукта может увеличиваться только в случае изменения либо предложения денег, либо скорости их оборота. Если ВНП возрастает, то при каждом уровне цен будет предъявляться совокупный спрос на большее количество товаров и услуг, т.е. увеличится совокупный спрос. Следовательно, кривая спроса АD займет положение А1 – D1, т.е. сместится вправо (рис. 2.1). Аналогично падение ВНП приведет к уменьшению совокупного спроса и сдвигу кривой АD влево.

Таким образом, можно сделать вывод, что на совокупный спрос влияют величина денежной массы и скорость обращения между секторами экономики. АD является функцией М и V; АD = f (M, V).влияние всех других факторов (инфляционные ожидания, вкусы потребителей, цены на товары-заменители) на совокупный спрос, в конечном итоге, можно свести к изменениям денежной массы и скорости обращения. Итак, на уровень совокупного спроса, т.е. на положение кривой АD, оказывают воздействие только два основных фактора – М и V.

 

 

P Рис.2.1

S спрос и предложение

300 A1

A

E

100 D1

D

 

200 400 600 внп

 

Совокупное предложение АS определяется количеством материальных благ и услуг, которые предприниматели предлагают на рынке. При этом они стремятся достичь потенциального объема производства, поскольку любая экономическая система стремится к такой цели. Но это определяется размером производственных затрат, среди которых важное место принадлежит труду и капиталу. В таком случае совокупное предложение может быть приравнено к величине ВНП. Иными словами:

АS = ВНП = уровень цен х Q;

АS = зарплата + рента + процент + прибыль.

Рассмотрим факторы, влияющие на совокупное предложение. Это технология производства, издержки, которые вызывают изменение предложения на рынке отдельного товара. Уровень агрегативности в этом смысле не играет существенной роли. В связи с этим кривая АS имеет восходящий вид.

Графически взаимодействие совокупного спроса и совокупного предложения представлено на рис. 2.1. на осы абсцисс отложен объем производства, представленный реальным ВНП, на оси ординат – общий уровень цен. Спускающаяся слева направо линия – кривая совокупного спроса АD; поднимающаяся слева направо линия – кривая совокупного предложения АS. Соотношение совокупного спроса и совокупного предложения определяет уровни реального ВНП и цен, установившихся в данный период. Общее равновесие достигается в точке Е, точке пересечения АD и АS и означает, что продавцы и покупатели удовлетворены, т.е. уровень цен таков, что покупатели готовы покупать ровно столько, сколько продавцы готовы произвести и продать.

Кривая совокупного спроса наклонена вниз, показывая, что объем расходов растет, если общий уровень цен падает; низкий уровень цен ведет к повышению общего уровня потребления.

Кривая совокупного предложения ведет себя по-разному в краткосрочном и долгосрочном периодах. Кривая совокупного предложения в краткосрочном периоде, обычно в течение года, плавно поднимается вверх, показывая, что при росте спроса фирмы также увеличивают цены и объем производства. Происходит это потому, что имеются временно фиксированные элементы затрат – зарплата, рента и т.п. Наиболее важной из этих временно фиксированных затрат является заработная плата. Таким образом, если потребители запросят больше товаров, фирмы в свою очередь, реагируют повышением цен, получая высокие прибыли и производя больше продукции (рис. 2.2).

В долгосрочном периоде изменение цен приводит к тому, что кривая совокупного предложения будет вертикальной, поскольку однажды фиксированная зарплата вскоре двинется вверх, реагируя на рост цен. В результате в долгосрочном периоде предприятия соответственно не будут увеличивать объем производства. Таким образом, в долгосрочном периоде кривая совокупного предложения примет вид вертикальной прямой, отражающей реальный объем ВНП, равный потенциальному объему (рис.2.3).

 

Р Р

Рис.2.2 Рис.2.3

 

S

S

 

A A

 

 

Краткосрочный период ВНП долгосрочный период ВНП

 

Форма кривой совокупного предложения имеет ключевое значение для определения объема производства в этих периодах. По мере удлинения сроков объем производство приближается к потенциальному, а краткосрочные его движения отражаются в основном в расходах.

В долгосрочном периоде совокупный спрос становится менее важным фактором для реального объема производства. Если линия совокупного предложения вертикальна, реальный объем производства определяется единственно уровнем потенциального объема производства. Совокупный спрос изменяет уровень цен, но не уровень реального объема ВНП. Исходя из этого, нетрудно понять, что главная задача правительства на микроуровне – правильно определить факторы, влияющие на совокупный спрос и совокупное предложение, и принять соответствующие меры.

Совокупный спрос

Совокупный спрос – это модель, представленная на рисунке в виде кривой, которая показывает различные объемы товаров и услуг, то есть реальный объем национального производства, который потребители, предприятия и правительство готовы купить при любом возможном уровне цен. При прочих равных условиях, чем ниже уровень цен, тем большую часть реального объема национального производства захотят приобрести потребители внутри страны, предприятия, правительство, а также зарубежные покупатели. И наоборот, чем выше уровень цен, тем меньший объем национального продукта они захотят купить. Таким образом, зависимость между уровнем цен и реальным объемом национального производства, на который предъявлен спрос, является обратной, или отрицательной.

 

Кривая совокупного спроса

Обратная или отрицательная, зависимость между уровнем цен и объемом национального производства отчетливо выражена на рисунке 2.4. Кривая совокупного спроса отклоняется вниз и вправо, то есть так же, как кривая спроса на отдельный товар.

Причины такого отклонения различны. Прежнее объяснение связано с эффектами дохода и замещения. Когда цена на отдельный товар падает, то (постоянный) денежный доход потребителя дает ему возможность приобрести большее количество товара (эффект дохода). Более того, когда цена падает, потребитель готов приобрести большее количество данного товара, потому что он становится относительно дешевле, чем другие товары (эффект замещения).

 

уровень

цен

 

 

Рисунок 2.4 Кривая совокупного спроса

 

 

AD

0 Реальный объем производства

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: