Основные концепции понимания таланта и одаренности




 

Концепция Дж.Рензулли

Одной из наиболее распространенных и целостных концепций одаренности в мировой психологии является трехкомпонентная теория Дж. Рензулли. Концепция описывает одаренность как взаимодействие трех групп человеческих качеств:

- интеллектуальные способности, превышающие средний уровень,

- высокая увлеченность выполняемой задачей мотивированность),

- высокий уровень креативности.

В схематическом изображении это представлено на рисунке 1.

 

Рис. 1. Элементы человеческого потенциала по Дж.Рензулли.

 

Интеллект. Дж. Рензулли подразумевает, что для достижении высоких результатов в различных сферах требуется достаточно высокий уровень интеллекта. Современные исследования, в общих чертах, подтверждают данный тезис. Если говорить непосредственно об IQ, то необходим уровень не ниже среднего для достижения компетентности в интеллектуальной области человеческой деятельности. Однако речь идет не только о формально измеренном уровне интеллекта, но и о целостной системе знаний, целенаправленной практике их применения, привычке к постоянной интеллектуальной работе.

Творческость (или креативность). В данной концепции под творческостью понимается, в первую очередь, способность к созданию новых идей, умение отойти от готовых стереотипов, найти новые способы решения проблемы, необычный взгляд на ситуацию.

Мотивация является процессом, включающим множество разных соподчиненных мотивов. Творческая мотивация включает в себя, прежде всего, познавательные мотивы, то есть мотивы, связанные с содержанием обучения, а также мотивация процессом: творческие люди получают удовлетворение от самого процесса решения задачи, независимо от сферы, в которой они работают (наука, искусство). Как отмечают исследователи, наиболее благоприятны с точки зрения развития одаренности доминирование мотивов, связанных с содержанием учения (ориентация на овладение новыми знаниями, фактами, явлениями, закономерностями; ориентация на усвоение способов приобретения знаний и т. п.). Доминирование этой группы мотивов характеризует одаренного ребенка.

Важной аспектом мотивации одаренных людей является мотивация достижения успеха, а мотив избегания неудачи, напротив, по многочисленным наблюдениям затрудняет реализацию личностного потенциала.

Отметим еще один существенный аспект мотивации одаренных – это ярко выраженная мотивация самоактуализации, которая становится ведущей у них уже в раннем возрасте. Американский психолог А. Маслоу (50-60 гг.), разрабатывая свою систему мотивации, выделили пять основных групп мотивов:

1. потребность жизнеобеспечения (в еде, во сне, в сексе, в материальной обеспеченности)

2. потребность в безопасности (уверенность в завтрашнем дне, социальная защищенность)

3. потребность социальных контактов (потребность в любви, дружбе, принадлежности к группе)

4. потребность в признании (в уважении со стороны окружающих и самоуважении)

5. потребность в самоактуализации - это становление человека тем, кем он хочет и может стать, полное раскрытие талантов и способностей личности; реализация творческого потенциала личности: каждый человек талантлив и способен

А. Маслоу описывает основные пути достижения самоактуализации: неравнодушие к себе, самопознание, принятие и гармония со своей внутренней природой; способность к самоуправлению, умение делать адекватный жизненный выбор, умение нести ответственность за свой жизненный путь, отношение к самоактуализации как к образу жизни.

 

Концепция Б.М. Теплова

Проблема одаренности в советских исследованиях разрабатывалась как психология способностей, этот подход наиболее полно и четко был отражен в работе Б.М.Теплова «Способности и одаренность». В концепции Б.М.Теплова основными являются понятия задатков, способностей, одаренности. (Подробнее – в хрестоматии)

Под задатками понимаются врожденные анатомо-физиологические особенности нервной системы, мозга, которые составляют природную основу развития способностей. Способности к задаткам не сводятся, задатки – одна из посылок для формирования способностей. Б.М. Теплов разделяет «врожденные» и «наследственные» задатки, то есть делает акцент на том, что к моменту рождения ребенок прошел уже достаточно длительный период внутриутробного развития, и относить его особенности именно к наследственности нет веских оснований.

Задатки нужно развивать и превращать в способности в определенное время – сензитивный период. Если этот период пропустить, то потом способности очень трудно, а иногда и практически невозможно развить. При этом, по Теплову, не любая деятельность развивает способности, а только та деятельность, в процессе которой возникают положительные эмоции.

Одаренностью, по мнению Теплова, следует считать своеобразное сочетание способностей, необходимых для достижения успеха в какой-либо области. Понятие «одаренность» нужно рассматривать в соотнесении с общественно-историческими формами общественной практики, без такого соотнесения оно бессмысленно.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: