Психологические особенности одаренных молодых людей




Существенной стороной разработки программы поддержки одаренной молодежи является учет психологических особенностей талантливых и инициативных молодых людей, исследование и понимание их мотивационных особенностей, личностных ценностей, особенностей взаимоотношений с окружающими. Отметим, что эта проблема разрабатывалась в первую очередь за рубежом, и, главным образом, на примере детей и подростков, поэтому требуется тщательный научный анализ и апробация зарубежного опыта в отечественных условиях.

Основные характеристики личности одаренных молодых людей:

1) Высокий энергетический уровень, активность в овладении интересующей их сферой деятельности или знаний.

2) Негармоничность развития в различных сферах. Это делает их «неудобными» для обучения. Они часто опережают сверстников в какой – либо одной сфере, в то время как в других могут отставать и не стремиться их освоить. Так, моторная координация ода­ренных подростков часто отстает от их познавательных спо­собностей. В школе же ценится высокая успеваемость по всем предметам. Поэтому одаренные молодые люди могут оказаться неуспешными в школьном обучении.

3) Отличия в когнитивной сфере. Восприятие окружающего мира, у них отличается мно­гоплановостью. Одаренным людям свойственно холистическое мышление (целост­ное), не ограниченное рамками стереотипов, оно требует свободы, открытости, способности иметь дело с неопределенными и неод­нозначными явлениями окружающего мира.

4) Главное, что объединяет всех одаренных людей и в значительной степени отличает их от обыкновенных, это так назы­ваемая умственная активность, связанная с познавательной потребностью.

5) Одаренных людей часто характеризует развитое воображение, что является, как известно, необходимым условиям творчества. Они могут погружаться в воображаемую реальность, что также кажется странным окружающим. Часто они и во взрослом возрасте сохраняют возможность играть, детскую изобретательность.

6) Характерной чертой одаренных людей является нонконформизм. Им всегда сложно привыкать к усто­явшимся нормам и правилам и некоторые из них решаются на противостояние. При этом они неизменно натолкнутся на сопротивление толпы и скорее всего будут отвергнуты.

7) Другой важнейшей особенностью одаренных подростков, вызывающих проблемы в социальной сфере, является обостренное чув­ство справедливости. Такой человек стремится всегда быть правым. Ведь в детстве его особенно хвалили и награждали за то, что он прав. Следовательно, он полагает, что другим так же неприятно оказаться не правым (проявление присущего одаренным людям эгоцентризма). Подобные стратегии поведения ведут к серьезному на­рушению психологической адаптации одаренных подростков и выработке неадекват­ных механизмов психологической защиты.

8) Для одаренных людей очень важна проблема самоактуализации. Когда им пре­пятствуют, это вызывает у них лишнюю трату энергии и тяжелые эмоциональные переживания.

Однако одаренные молодые люди могут иметь сложности. Одаренная личность характеризуется часто характеризуется недостаточной социальной адаптацией. Можно говорить о наличии интеллектуально-социальной диссинхронии, которая характеризуется наличием высокого уровня развития интеллекта и не­достаточно сформированными и (или) апробированными социальными навыка­ми.

Часто одаренные люди воспринимаются окружающими как «странные», так как их отличает высокая энергичность поведения. В результате одаренный наталкивается на непонима­ние со стороны окружающих, в том числе самых близких. Часто бывает и по-другому: его окружает атмосфера захваливания, происходит активная демонстрация его успеха. Обе эти ситуации оказывают одина­ково травмирующее воздействие на психику молодого человека.

Первым и основным препятствием для реализации одарённости является конформизм – желание быть похожим на другого. Причина возникновения данного препятствия – прежде всего непонимание, возникающее со стороны других людей. Второе препятствие – внутренняя цензура. Данное препятствие возникает в том случае, когда человек ощущает страх пе­ред собственными идеями. Этот страх приводит к тому, что он начинает пас­сивно реагировать на все происходящее вокруг и не пытается решать возникающие проблемы. И, наконец, третье препятствие - ригидность. Данное препятствие возникает чаще всего в процессе школьного обучения.

Довольно низкий пороговый уровень реактивности у одаренных людей приводит к тому, что они относят все происходящее на свой счет. Дан­ный эгоцентризм часто способствует возникновению чувства вины даже в том случае, когда их на самом деле ни в чем не обвиняют. Возникает парадоксальная ситуация. Казалось бы, выдающиеся достиже­ния, которые демонстрируются одаренными людьми, высокий творческий и интел­лектуальный потенциал, который им присущ, должен формировать у них чувство уверенности в своих силах, а самооценка – повышаться. Однако вместо пози­тивного самовосприятия у молодого человека возникает заниженная самооценка. Существуют факторы, объясняющие подобное снижение самооценки. Первый фактор – это завышенные ожидания в отношении оценки своей деятельности. По­добное искажение ролевых установок может привести к эмоциональному, фи­зическому или интеллектуальному срыву ребенка и последующей утере инте­реса к тому виду деятельности, который раньше приносил успехи или вызвал у него постоянное напряжение, поскольку выполнение любой деятельности будет заканчиваться сравнением результата с ожидаемыми запросами. У одаренного человека в процессе личностного развития формируются чрезвычай­но высокие личностные стандарты (разумеется, не без влияния социума). Это качество позволяет ему самому осуществлять механизм сравнения.

Исключительно сильное влияние оказывает школа. Основ­ными ценностями для системы школьного обучения долгие годы оставалось, да и сейчас является приоритетным, соответствие усваиваемых знаний определен­ным правилам, предопределенность (и потому правильность) ответа. Следует отметить и преобладание в школе словесного характера обучения. Академиче­ские достижения часто связываются с владением навыками устной и письмен­ной речи. То есть важно не только и (или) не столько оригинальность, точность идеи, а прежде всего форма, в которую облечена эта идея. Для одаренного молодого человека такое положение вещей совершенно неприемлемо. Для него более важна суть, а не оболочка. Быстрое схватывание, великолепное запоминание инфор­мации, сила обогащения, любознательность и независимость суждений под влиянием уже освоенной скучной программы тратятся вхолостую. В результа­те, человек начинает приспосабливаться к своим обычным сверстни­кам и его поведение начинает походить на поведение его одноклассников. Одной из основных за­дач школьного обучения остается формирование разносторонней личности. При этом совершенно не учитываются специальные сферы интересов одарен­ных людей. А исследования убедительно доказывают распространенность именно специальных видов одаренности. Большинству учителей просто некогда заботиться об одаренном подростке, а иногда им даже мешают ученики с поражающими познаниями и с не всегда понятной умственной активностью.

Таким образом, одаренные люди испытывают трудности социали­зации, адаптации, что вызывает у них высокое нервно-психическое напря­жение, невротизацию, приводит к дезадаптации. Достаточно распространенным является взгляд на одаренных как на невротиков или психотиков, т.е. проводится аналогия между поведением творческой, одаренной личности и человеком с нервными или психическими нарушениями. Поведение того и другого отклоняется от стереотипного, общепринятого.

Рядом исследователей доказано, что среди одарен­ных людей чаще встречаются люди с высоким уровнем нервно-психического напряжения, что с одной стороны энергетически обеспечи­вает их широкие познавательные процессы и возможности, а с другой сто­роны, лежит в основе неуравновешенности, сверхактивности и возбудимо­сти, которые способствуют высокой реакции на стресс-факторы, провоци­руя острые эмоциональные реакции, поведенческие нарушения, невроти­ческие и соматические расстройства.

Нельзя не отметить тот факт, что вся современная культура ориентирована на среднего человека. Понятие «нормы» апеллирует именно к средним характеристикам. В отечественной психологии сложился традиционный подход пристального изучения и внимания к обычным и умственно отсталым детям. Этих детей всесторонне исследовали, для них разрабатывались спе­циальные программы обучения, готовились психологические кадры. Одно­временно с этим помощь одаренным детям расценивалась как выращива­ние интеллектуальной элиты и нарушение социальной справедливости. Так, в советское время было принято формировать школьные классы таким образом, чтобы в одном классе находились и «сильные», и «слабые» ученики. Так все дети подводились к «общему» знаменателю. Одаренные дети не вписывались в такой класс, затрудняли работу учителю. Отдельные случаи «перепрыгивания через класс» и окончания ребенком школы в более раннем возрасте (дети из семьи Никитиных) расценивались как исключительные, широко обсуждались и часто осуждались.

Описан специфический для девушек феномен, получивший название «Маскировка одаренности»: одаренным девушкам кажется, что они должны скрывать свои способности, чтобы избежать конфликта между своими достижениями и желанием быть принятой сверстниками и родными. Традиционные гендерные представления приписывают женщинам роль жены и матери, что также тормозит развитие карьеры женщин в большинстве социально значимых сфер. У одаренных девушек присутствуют специфические страхи (страх утраты женственности, страх успеха, зависти, осуждения со стороны окружающих, ухудшение отношений со сверстниками).

Современная наука, в первую очередь психология, уделяет большое внимание изучению личностных особенностей, мотивационных факторов, социальных навыков людей с разными видами таланта. Учет этих данных, несомненно, крайне важен для составления долгосрочных программ работы с талантливой и инициативной молодежью.

 

Итак, установлена сильная, хотя не линейная, связь между степенью одарённостью и достижениями. Другими словами, большие способности не гарантируют больших результатов, но сильно увеличивают их вероятность.

В заключение темы следует отметить, что не существует однозначных критериев отнесения человека к одарённым или неодарённым, например, способность распознавать и решать новые проблемы присуща всем людям, хотя и в различной степени. Степень или уровень, по достижении которого человек может быть «официально» признан талантливым в той или иной области, определяется субъективно. Тем более, что многие виды одарённости можно развить. Это означает, что для максимально полного использования инновационного потенциала молодёжи желательно предоставить самые широкие возможности для саморазвития всем без исключения гражданам. Однако первым приоритетом должна всё же быть поддержка тех, от кого можно ожидать с высокой вероятностью большей отдачи от вложенных средств и усилий, то есть поддержка одарённых молодых людей.


 

Тема 2. Специфика взаимодействия специалиста
с талантливыми и одаренными молодыми людьми

 

Цель: показать специфику взаимодействия специалиста по работе с талантливой молодёжью при решении различных задач.

Результаты:

Изучив эту тему, Вы:

· Узнаете методы поиска и идентификации талантливой молодежи.

· Научитесь организовывать поиск и идентификацию талантливой молодежи.

· Овладеете навыком поиска талантливой молодежи.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: