IV этап. Трудности поддержки и развития таланта и одарённости.




Что касается поддержки развития таланта и одарённости, то сразу возникает вопрос о том, какую именно поддержку можно оказать талантливому молодому человеку. Обычно под этим понимается определённая сумма денег в виде премий и стипендий, или другие материальные стимулы.

Но насколько именно такие стимулы помогают дальнейшему развитию таланта и одарённости? И сколько денег будет достаточно? Если говорить о поощрении физика-ядерщика, то тут, пожалуй, потребуются миллионы или даже десятки миллионов рублей для приобретения времени на ускорителе частиц для проведения опытов или экспериментальной проверки полученных теоретическим путём знаний. В некоторых случаях премия или стипендия могут в действительности содействовать дальнейшему саморазвитию одарённых молодых людей – если позволят высвободить больше времени и сил из рутинного зарабатывания на жизнь.

Одна из самых главных ошибок при материальном стимулировании заключается в нарушении закона мотивации – мотивация (позитивная или негативная) должна быть реальной, близкой. Так, например, возможность съездить на соревнования в областной центр для подростка из маленького удалённого городка является более сильным стимулом, чем перспектива через 10 долгих лет стать олимпийским чемпионом.

Так, если предполагается, что в проекте примут участие 10 тысяч человек, а призы будут очень крупными, но всего три-четыре, то, возможно, значительная часть потенциальных участников проигнорируют этот проект, поскольку не будут ощущать «близость приза» (3-4 победителя на 10 тыс. участников). И многими людьми победители будут восприниматься скорее как везунчики или протеже каких-то влиятельных сил, нежели как лучшие из лучших. Значит, требуется предусмотреть подведение промежуточных результатов с промежуточным поощрением (например, 3-4 победителя и 3-4 премии на 100 участников промежуточного этапа) и увеличить количество номинаций. Тогда конкуренция будет более жёсткой и статус победителей не будет подвергаться сомнению.

Всё же стоит отметить, что материальное поощрение в любом случае служит «магнитом» для потенциальных участников разных проектов по работе с талантливой молодёжью. Тогда встаёт задача организовать этот проект так, чтобы он позволял развиться и раскрыться молодым талантам.

С учётом того, что на данном этапе также отслеживаются те факторы, которые наиболее существенны для развития, то не следует слишком увлекаться материальными стимулами для личного потребления. Возможно, что для дальнейшего развития одарённости не хватает полноценного общения с потенциальными инвесторами или государственными служащими определённого профиля, публикации в серьёзном издании или выступления на конференции, хорошей студии звукозаписи или современной экипировки. Здесь следует ориентироваться на конкретный развиваемый тип одарённости.

 

Разумеется, трудности (или риски) при реализации программ и проектов по работе с талантливой молодёжью могут быть самыми разнообразными, значит, в каждом конкретном случае специалист по работе с талантливой молодёжью должен вырабатывать решение с учётом разнообразных факторов.


 

Тема 7. Проект Концепции и программы развития системы государственной поддержки талантливой и инициативной молодежи на период 2020 год

I. Содержание проблемы

В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р, определено, что целью государственной молодежной политики является создание условий для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, а также использование потенциала молодежи в интересах инновационного развития страны. Достичь поставленной цели предполагается в том числе за счет формирования целостной системы поддержки инициативной и талантливой молодежи.

В настоящее время проводятся различные мероприятия по поддержке талантливой и инициативной молодежи, реализуемые на федеральном и региональном уровнях.

Ежегодно на конкурсной основе выделяется 500 грантов Президента РФ молодым кандидатам наук и их научным руководителям, а также 100 грантов Президента РФ − молодым докторам наук.

В рамках приоритетного национального проекта «Образование» и в соответствии с Указом Президента РФ от 6 апреля 2006 г. № 325 «О мерах государственной поддержки талантливой молодежи» предусматривается ежегодное определение 5 350 юных талантов во всех регионах России, из которых 1 250 юношей и девушек (победители всероссийских олимпиад, победители и призеры международных олимпиад и иных мероприятий, проводимых на конкурсной основе) получают премии в размере 60 тыс. рублей и 4100 молодых дарований (победители региональных и межрегиональных олимпиад, призеры всероссийских олимпиад и иных мероприятий, проводимых на конкурсной основе) получают премии в размере 30 тыс. рублей.

Указом Президента РФ от 30 июля 2008 г. № 1144 учреждаются ежегодно три премии Президента РФ в области науки и инноваций для молодых ученых в размере 2,5 млн. рублей каждая.

Постановлением Правительства РФ «О развитии системы государственной поддержки инициативной и талантливой молодежи» от 7 февраля 2008 г. № 55 был определен порядок предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий на внедрение инновационных образовательных программ в общеобразовательных учреждениях субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных учреждениях.

В рамках федеральной целевой программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технического комплекса России на 2007-2012 годы» предусматривается поддержка научных исследований по приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники (привлечение молодых ученых, преподавателей, специалистов, аспирантов, докторантов, студентов к участию в работе, а также выполнение работ или их части молодежными коллективами), обеспечение притока молодых специалистов в сферу исследований и разработок, развитие ведущих научных школ, научно-методическое и научно-организационное обеспечение проведения конференций и практических семинаров, вовлечение молодых ученых в систему информационного обмена.

Реализуются мероприятия поддержки и выявления талантливой молодежи с участием Минобрнауки России (ежегодный межведомственный открытый конкурс на лучшую научную работу студентов по естественным, техническим и гуманитарным наукам в высших учебных заведениях Российской Федерации; международная молодежная научная олимпиада «Ломоносов»; программы «Шаг в будущее», «Старт в науку», «Юниор», «Юность, наука, культура», конкурс «Студенты, аспиранты и молодые ученые – малому наукоемкому бизнесу – Ползуновские гранты», ежегодные общероссийские молодежные Дельфийские игры и другие). В Минкультуре России существует своя система поддержки талантливой молодежи.

В настоящее время в соответствии с приказом Минспорттуризма России от 22 сентября 2008 г. № 32 разработан проект ведомственной целевой программы «Молодежь – основа инновационного развития страны» на 2010–2012 годы, которая станет механизмом поддержки и сопровождения талантливой молодежи.

Безусловно, эти меры имеют положительный резонанс и способствуют повышению интереса молодежи к научной, научно-исследовательской деятельности. В качестве подтверждения этого можно рассмотреть тот факт, что в 2006-2008 годах менее 6 процентов выпускников и молодых ученых выезжало на постоянную работу за рубеж (в 1995 году – более 25 процентов человек).

Вместе с тем, следует отметить, что в настоящее время отсутствует комплексная система развития и использования потенциала талантливой молодежи в интересах социально-экономического развития России. К сожалению, отсутствует также система сопровождения талантливой молодежи и обеспечения условий для ее дальнейшей деятельности и реализации ее потенциала в России. Зачастую поиск и поддержка талантливой молодежи ограничиваются конкурсными процедурами и их рекламными кампаниями. В перечне традиционных проектов и программ неоправданно преобладают мероприятия в сфере шоу-бизнеса и профессионального спорта, а талантливая молодежь (особенно в сфере науки, инновационного предпринимательства, искусства) не находит должной государственной поддержки, признания и реализации в России. Например, в приоритетном национальном проекте «Образование» в части государственной поддержки талантливой молодежи нет четко расставленных приоритетов. Среди пяти номинаций премии, ориентированной на поддержку талантливой молодежи, приоритетное направление «научно-техническое творчество и учебно-исследовательская деятельность» в небольшой степени опережает любительский спорт и художественное творчество. На них приходится, соответственно, 39 процентов, 21 процент и 24,5 процентов награжденных в рамках господдержки талантливой молодежи.

Одной из основных проблем при решении задач по выявлению и последующей поддержке талантливой молодежи является установление потенциальных носителей талантов и последующее мотивирование их к развитию своих способностей.

Опыт развитых зарубежных стран свидетельствует о необходимости начинать поиск потенциальных талантов с возможно более раннего возраста. Повсеместно распространены методики, связанные с ранним тестированием, научно-познавательные программы, ориентированные на самых маленьких, позволяющие познакомиться с простейшими механизмами и научными экспериментами. В России это направление практически не развито. Методики ранней диагностики таланта на протяжении целого ряда лет имеют только экспериментальное значение и крайне ограниченное распространение. Практическая стадия поиска и выявления талантливых детей начинается не ранее младшего школьного возраста. За редким исключением до поступления в учебное заведение вопрос о большей способности ребенка к точным или гуманитарным наукам не рассматривается в принципе.

Отсюда вытекает следующая проблема: затруднительность реализации программ по раннему развитию выявленных талантов из-за отсутствия практики выявления одаренных детей на раннем этапе. В настоящее время такие программы вне рамок эксперимента не распространены на территории РФ. Следует также отметить, что системы раннего тестирования в принципе не имеют широкого распространения. По существу, выявление одаренных детей происходит только по результатам их предметной успеваемости в процессе обучения.

Единственным массовым механизмом проявления потенциала талантливого молодого человека на уровне школы остается система школьных олимпиад. Однако практика показывает, что и она недостаточно приспособлена под поиск талантов. Как правило, участники подобных мероприятий не проходят какие-либо предварительные отборочные этапы, связанные с объективной оценкой их способностей и предполагающие возможность самостоятельного принятия ребенком или его родителями решения об участии в соревнованиях. В большинстве случаев первичный состав участников олимпиад формируется учителями по их собственному усмотрению.

Кроме того, победа в большинстве школьных олимпиад и конкурсов для молодого человека не влечет за собой значительных последствий. Подавляющее большинство участников олимпиад, даже выступая на них с достойными результатами, не получают никаких льгот. Относительный успех не дает дополнительных возможностей, связанных с участием в каких-либо проектах или программах, которые помогли бы развить способности, повысить научный уровень или общественный статус. Лишь небольшое число итоговых победителей или призеров регионального либо всероссийского уровня получают премии в рамках ПНП «Образование», а также льготы при поступлении в вузы. Всего в настоящее время правом на такие льготы пользуются победители 120 конкурсов и олимпиад. На практике большая их часть поступает в МГУ – ранее поступление туда ежегодно представителей этой категории превышало 300 человек. В настоящее время наблюдается тенденция к ее росту. В то же время огромное большинство относительно менее успешных, но также показавших высокие результаты учащихся оказываются за бортом процесса, не получая за приложенные ими усилия вообще ничего.

Главной проблемой является отсутствие системности при работе с талантливой молодежью в России. Повсеместно отсутствует система выявленных талантов. Отсутствуют целевые программы развития, четкие сценарии, реализация которых позволит значительно повысить вероятность личного успеха на избранном направлении, нет системы наставничества.

За пределами крупных городов возможности самореализации молодежи в научно-технической сфере крайне ограничены. Как правило, учащийся, проявивший себя на уровне школьного кружка, не имеет перспектив роста. Ему негде развивать и реализовывать свои способности. В большинстве случаев отсутствует принципиальная возможность перейти на следующую ступень самосовершенствования, связанную с посещением центров НТТМ, целевых предметных курсов или их аналогов. В большинстве действующих центров материальная база не соответствует требованиям современного уровня технологии и научным стандартам. Соответственно, отсутствует возможность работы на уровне, позволяющем создавать инновационные проекты, конкурентоспособные на международном уровне. В результате к моменту окончания школы учащемуся сложно в полной мере проявить своё дарование, раскрыть свой потенциал, осознать перспективность самореализации в научной или технической сфере.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: