II. Основные цели и задачи




Основной целью Программы является создание целостной системы выявления, поддержки и развития талантливой молодежи в Российской Федерации, направленной на выявление и развитие творческого потенциала молодых граждан для обеспечения их самореализации и участия их в становлении сильной и процветающей России.

 

В рамках реализации Программы предполагается решение следующих задач:

 

· повышение качества образовательных и воспитательных услуг в работе с талантливыми детьми и молодежью на основе широкого использования современных научных и педагогических достижений;

· развитие государственной поддержки талантливых детей и молодежи;

· создание условий для привлечения талантливой молодежи в реальный сектор экономики и социально-культурную сферу, для реализации творческого потенциала молодежи и ее карьерного роста;

· усиление взаимодействия федеральных и местных органов государственного управления.

Реализация указанных задач будет способствовать социально-экономическому и культурному развитию Российской Федерации.

 

III. Основные направления реализации Программы:

Основными направлениями реализации Программы развития системы государственной поддержки талантливой и инициативной молодежи являются:

– развитие сети учреждений образования, работающих с талантливыми детьми и молодежью;

научно-методическое и кадровое обеспечение работы с талантливыми детьми и молодежью;

– создание условий для включения талантливых детей и молодежи в интеллектуальную и творческую деятельность;

– создание единого информационного пространства для обеспечения системы работы с талантливой молодежью;

– реализация комплекса мер для более эффективного включения талантливой молодежи в интеллектуальную и творческую деятельность, выпускников учреждений образования – в научную, административную и иную профессиональную деятельность;

– развитие международного сотрудничества в области работы с талантливыми детьми и молодежью;

 

По каждому из указанных выше приоритетных направлений предусмотрена реализация конкретных программных мероприятий проектного характера (проектов), на которых должны быть сконцентрированы основные финансовые и организационные усилия. Эти меры в основном будут реализованы в рамках соответствующих подпрограмм, входящих в состав Программы. Меры общего нормативного правового и организационного характера будут реализованы в рамках Программы в целом (таблица см. Приложение).

 

IV. Технология реализации:

Достижение поставленных в Программе стратегических целей и решение соответствующих задач требуют применения эффективных механизмов и методов антикризисного управления. Использование программно-целевого метода для решения задачи по созданию целостной системы выявления, поддержки и развития талантливой молодежи в РФ направлено на создание условий и предпосылок для максимально эффективного управления государственными финансами в соответствии с приоритетами государственной политики в области развития системы государственной поддержки талантливой и инициативной молодежи и с учетом бюджетных ограничений.

Программа как организационная основа реализации государственной политики в области формирования целостной системы выявления, поддержки и развития талантливой молодежи представляет собой комплекс взаимоувязанных по ресурсам и срокам мероприятий.

Решение задач, поставленных в Программе, невозможно осуществить в рамках те­кущего финансирования, направленного исключительно на реализацию Стратегии государственной молодежной политики.

Реализация программно-целевым методом комплекса мероприятий федерального масштаба, затрагивающих систему экономического развития и молодежной политики в целом, предусматривает создание централизованных механизмов их координации, а также формирование системы индикаторов и показателей изменений в данной сфере.

Реализация целевой программы может быть сопряжена с рисками финансового и административного характера.

Финансовый риск реализации Программы представляет собой замедление темпов ее реализации в рамках запланированных основных индикаторов и показателей вследствие снижения поступлений из государственного бюджета в результате различных секвенций, которые не могут быть спрогнозированы с большой точностью.

Способом ограничения финансового риска является ежегодная корректировка программных мероприятий и показателей в зависимости от достигнутых результатов.

Административный риск реализации Программы представляет собой невыполнение в полном объеме субъектами Российской Федерации принятых по Программе финансовых обязательств, что приведет к неравномерному развитию системы выявления и поддержки талантливой молодежи в различных субъектах федерации и диспропорциям в отчетных показателях.

Административный риск связан с неэффективным управлением Программой, которое может привести к невыполнению целей и задач Программы, обусловленному:

· срывом мероприятий и недостижением целевых показателей;

· неэффективным использованием ресурсов;

· повышением вероятности неконтролируемого влияния негативных факторов на реализацию Программы.

 

Способами ограничения административного риска являются:

 

· регулярная и открытая публикация данных о ходе финансирования Программы в качестве механизма, стимулирующего субъекты Российской Федерации выполнять принятые на себя обязательства;

· обобщение и анализ опыта привлечения внебюджетных и кредитных ресурсов, разработка рекомендаций для регионов;

· усиление контроля над ходом выполнения программных мероприятий и совершенствование механизма текущего управления реализацией Программы;

· своевременная корректировка мероприятий Программы.

 

Уровни реализации программы:

 

1) Федеральный.

2) Субъектов Российской Федерации.

3) Муниципальный.

4) Локальный (отдельных учреждений или инициативных групп).

Технология реализации Программы заключается в выполнении всеми государственными заказчиками Программы по циклу «планирование – реализация – мониторинг» показателей и ресурсов для реализации мероприятий Программы по каждому государственному контракту либо иному гражданско-правовому договору, заключенному Федеральным агентством по делам молодежи с организациями, участвующими в осуществлении мероприятий и проектов, предусмотренных данной программой. В этой связи формируется детализированный организационно-финансовый план мероприятий по реализации мероприятий и проектов входящих в Программу, который уточняется государственным заказчиком – координатором Программы не реже 2 раз в год на основе оценки результативности мероприятий Программы и достижения целевых индикаторов.

Исполнителями мероприятий, предусмотренных данной Программой, являются организации, с которыми государственные заказчики заключают государственные контракты либо иные гражданско-правовые договоры по результатам конкурсов в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

Описание организационных и финансовых механизмов реализации программы

До начала реализации Программы государственный заказчик-координатор утверждает и представляет в Министерство экономического развития Российской Федерации положение об управлении реализацией Программы, определяющее:

 

· порядок формирования организационно-финансового плана реализации Программы (план мероприятий);

· механизмы корректировки программных мероприятий и их ресурсного обеспечения в ходе реализации Программы;

· порядок обеспечения публичности (открытости) информации о значениях целевых индикаторов и показателей, результатах мониторинга реализации Программы, программных мероприятиях и об условиях участия в них исполнителей, а также о проводимых конкурсах и критериях определения победителей.

Государственный заказчик-координатор Программы определяет основное содержание направлений и мероприятий Программы, доводит информацию о реализации Программы до субъектов Российской Федерации, совместно с исполнителями мероприятий Программы в соответствии с законодательством Российской Федерации несет ответственность за нецелевое и неэффективное использование средств федерального бюджета, а также за несвоевременное представление отчетности.

Для обеспечения мониторинга и анализа хода реализации Программы государственный заказчик-координатор Программы ежегодно согласовывает с Министерством экономического развития Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации уточненные показатели эффективности Программы на соответствующий год и ежеквартально отчитывается о ходе их выполнения. Кроме того, контроль над ходом реализации Программы может осуществляться в процессе комплексных проверок с участием представителей государственного заказчика, Министерства экономического развития Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации и других уполномоченных органов. При этом обращается внимание на выполнение сроков реализации программных мероприятий, на целевое и эффективное использование средств, на привлечение средств внебюджетных источников финансирования и бюджетов субъектов Российской Федерации и на достижение промежуточных и конечных результатов реализации Программы.

Федеральное агентство по делам молодежи и Федеральное агентство по образованию создают условия для реализации программных мероприятий в пределах своей компетенции.

Руководитель Федерального агентства по делам молодежи является руководителем Программы и несет ответственность за реализацию и конечные результаты Программы, рациональное использование выделяемых финансовых средств, определяет формы и методы управления реализацией Программы.

Текущее управление реализацией Программы осуществляется дирекцией Программы, создаваемой Правительством Российской Федерации в форме федерального государственного унитарного предприятия в установленном порядке. Государственный заказчик-координатор Программы утверждает устав предприятия, заключает трудовой договор с его руководителем и совместно с Федеральным агентством по управлению федеральным имуществом определяет состав имущества, закрепляемого за предприятием на праве хозяйственного ведения.

Дирекция Программы, действуя в соответствии с законодательством Российской Федерации, осуществляет следующие функции:

· организация привлечения средств внебюджетных источников для проведения мероприятий и реализации проектов в рамках Программы;

· разработка общей концепции рекламных мероприятий и технических заданий для медиа- и рекламных агентств;

· организация отбора на тендерной основе креативных, медиа- и рекламных агентств в целях производства рекламной продукции;

· организация отбора и утверждение концепций рекламной продукции, разработка и утверждение медиапланов;

· разработка и утверждение программы по освещению мероприятий;

· организация и проведение периодических опросов целевых фокус-групп для выявления степени удовлетворенности конечных пользователей и внесения изменений в план мероприятий;

· мониторинг и анализ эффективности отдельных мероприятий и Программы в целом;

· сбор информации для подготовки технических заданий и тендерной документации;

· организация проведения конкурсов;

· организация мониторинга исполнения условий контрактов.

Основные сведения о результатах реализации Программы, выполнении целевых показателей, об объеме затраченных финансовых ресурсов, а также о результатах мониторинга реализации программных мероприятий публикуются дирекцией Программы в средствах массовой информации не реже 2 раз в год и представляются в сети Интернет на сайте Федерального агентства по делам молодежи.

V. Источники финансирования Программы:

· Федеральный бюджет.

· Бюджеты субъектов Федерации.

· Субвенции, получаемые муниципальными образованиями для реализации отдельных государственных полномочий, связанных с выполнением Программы.

· Гранты общественным организациям.

· Гранты образовательным учреждениям.

Описание ключевых задействованных органов власти, их роли и деятельности

В рамках каждого из выделенных ключевых направлений Программы уровней необходимо реализовать определенное количество программных мероприятий (проектов). При этом следует особо подчеркнуть два системообразующих момента.

Во-первых, в ходе реализации Программы акцент должен быть сделан на межуровневое стратегическое и функциональное единство. Таким образом, наибольшая эффективность реализации Программы может быть обеспечена через постоянное взаимодействие субъектов, осуществляющих молодежную политику на четырех указанных уровнях (федеральный, субъектов федерации, муниципальный, локальный), межуровневую комплементарность (взаимное дополнение) проводимых мероприятий. Важно обеспечить логическую взаимосвязанность государственной молодежной политики на федеральном и региональном уровнях с деятельностью муниципальных органов молодежной политики, ответственных за реализацию Программы.

Во-вторых, Федеральное агентство по делам молодежи, органы молодежной политики субъектов Российской Федерации и муниципальные органы молодежной политики должны выступать преимущественно в роли операторов Программы, ориентироваться на выполнение пяти базовых организационно-управленческих функций:

1) Стратегическое планирование в рамках Программы;

2) Информационно-рекламное продвижение Программы и отдельных мероприятий, предусмотренных в процессе её реализации;

3) Финансирование программных мероприятий;

4) Мониторинг текущего состояния реализации программных мероприятий;

5) Промежуточный и итоговый контроль (на основе разработанных показателей и индикаторов эффективности реализации Программы).

 

Непосредственное проведение отдельных федеральных, региональных и муниципальных мероприятий может быть делегировано на конкурсной основе (в соответствии законодательством Российской Федерации, действующим на момент принятия соответствующего решения):

  1. Общественным организациям;
  2. Государственным учреждениям (в том числе, Государственным образовательным учреждениям);
  3. Муниципальным учреждениям (в том числе, муниципальным образовательным учреждениям);
  4. Иным физическим или юридическим лицам в соответствии с нормами законодательства Российской Федерации, действующими на момент принятия соответствующего решения.

Условиями досрочного прекращения реализации Программы могут быть достижение целей и выполнение задач Программы, изменение направлений и приоритетов государственной молодежной политики.

Федеральные, региональные и местные органы власти, ответственные

за реализацию Программы

Федеральным органом исполнительно власти, ответственным за общую реализацию Программы является Министерство спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации.

Федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим непосредственную реализацию программных мероприятий является Федеральное агентство по делам молодежи Российской Федерации.

Федеральное агентство по делам молодежи (Росмолодежь):

· обеспечивает достижение цели и решение задач, указанных в Программе;

· осуществляет организационную, методическую и правовую поддержку программных мероприятий;

· осуществляет текущий и промежуточный контроль, предусмотренный Программой;

· координирует деятельность иных федеральных органов исполнительной власти в части реализации Программы;

· осуществляет взаимодействие с органами государственной власти и государственного управления субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления по вопросам, связанным с реализацией Программы.

· осуществляет взаимодействие с иными физическими и юридическими лицами по вопросам, связанным с реализацией Программы;

· выступает с предложениями о внесении изменений и дополнений в Программу (в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации).

На уровне субъектов Федерации ответственными за реализацию программы выступают следующие ораны государственной власти и государственного управления:

1) Глава субъекта Российской Федерации несет общую ответственность за достижение цели программы на территории субъекта Федерации;

2) Заместитель главы субъекта Российской Федерации, курирующий молодежную политику, по поручению Главы контролируют ход реализации программы, несут ответственность за решение задач Программы.

3) Орган государственного управления субъекта Российской Федерации, ответственный за реализацию молодежной политики, обеспечивает непосредственную реализацию программных мероприятий.

Данный орган государственного управления субъекта Федерации:

· обеспечивает на территории субъекта Федерации достижение цели и решение задач, указанных в Программе;

· осуществляет организационную, методическую и правовую поддержку программных мероприятий на территории субъекта Федерации;

· осуществляет на территории субъекта Федерации текущий и промежуточный контроль, предусмотренный Программой;

· координирует деятельность иных органов государственного управления субъекта Федерации в части реализации Программы;

· осуществляет взаимодействие с Федеральным агентством по делам молодежи, иными федеральными органами (по согласованию с Федеральным агентством по делам молодежи), органами государственной власти и государственного управления иных субъектов Российской Федерации (по согласованию с Главой субъекта Федерации) по вопросам, связанным с реализацией Программы на территории субъекта Федерации;

· осуществляет взаимодействие с расположенными на территории субъекта Федерации органами местного самоуправления, иными органами местного самоуправления, по вопросам, связанным с реализацией Программы;

· осуществляет взаимодействие с иными физическими и юридическими лицами по вопросам, связанным с реализацией Программы на территории субъекта Федерации;

· выступает с предложениями о внесении изменений и дополнений в региональное законодательство, регулирующее отдельные вопросы реализации Программы на территории субъекта Федерации (в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации).

Реализация Программы на местном (муниципальном) уровне должна квалифицироваться как исполнение органами местного самоуправления Российской Федерации отдельных государственных полномочий.

Реализация Программы не должна препятствовать исполнению органами местного самоуправления Российской Федерации иных полномочий, накладывать ограничения на самостоятельность органов местного самоуправления Российской Федерации в пределах, установленных действующим законодательством Российской Федерации.

На уровне местного самоуправления (муниципальном уровне) ответственными за реализацию программы выступают следующие органы местного самоуправления, подразделения местных администраций и муниципальные учреждения:

1) Глава муниципального образования несет общую ответственность за достижение цели программы на территории муниципального образования;

2) Заместитель главы муниципального образования, курирующий молодежную политику, по поручению Главы контролируют ход реализации программы, несут ответственность за решение задач Программы.

Муниципальная структура – подразделение Администрации муниципального образования, ответственная за реализацию молодежной политики, обеспечивает непосредственную реализацию программных мероприятий на территории муниципального образования. Данное подразделение администрации муниципального образования:

1. обеспечивает на территории муниципального образования достижение цели и решение задач, указанных в Программе;

2. осуществляет организационную, методическую и правовую поддержку программных мероприятий на территории муниципального образования;

3. осуществляет на территории муниципального образования текущий и промежуточный контроль, предусмотренный Программой;

4. координирует деятельность иных подразделений администрации муниципального образования, муниципальных учреждений в части реализации Программы;

5. осуществляет взаимодействие с:

- Федеральным агентством по делам молодежи;

- иными федеральными органами;

- органами государственной власти и государственного управления субъекта Федерации, на территории которого находится данное муниципальное образование;

- органами государственной власти и государственного управления иных субъектов Российской Федерации по вопросам, связанным с реализацией Программы на территории муниципального образования;

6. осуществляет взаимодействие с органами местного самоуправления иных муниципальных образований, по вопросам, связанным с реализацией Программы;

7. осуществляет взаимодействие с иными физическими и юридическими лицами по вопросам, связанным с реализацией Программы на территории муниципального образования;

8. выступает с предложениями о внесении изменений и дополнений в местные нормативные акты, регламентирующие отдельные вопросы реализации Программы на территории муниципального образования (в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации).

По решению Главы муниципального образования реализация указанных полномочий или их части может быть передана профильным (работающим в сфере молодежной политики) муниципальным учреждениям, действующим на территории муниципального образования, при сохранении соответствующего объема финансирования, предусмотренного бюджетом муниципального образования.

Городские поселения, сельские поселения и внутригородские округа, в администрациях которых отсутствуют подразделения, ответственные за молодежную политику, не являются субъектами реализации отдельных государственных полномочий в рамках Программы.

  1. Ожидаемые результаты от реализации государственной программы

Оценку эффективности мероприятий Программы развития системы государственной поддержки талантливой и инициативной молодежи предлагается проводить путем постоянного мониторинга системы работы с талантливой молодежью.

Масштаб целей, приоритетов и мер реализации настоящей Программы предполагает, что государственная молодежная политика в сфере создания целостной системы выявления, поддержки и развития талантливой молодежи в Российской Федерации будет осуществляться преемственно и согласованно на территории всей страны, затрагивая большинство молодых жителей России в возрасте от 14 до 30 лет. Это требует создания сетевых механизмов контроля и управления данной программы, которые обеспечат реализацию предлагаемых мер государственной политики в сфере создания целостной системы выявления, поддержки и развития талантливой молодежи во всех субъектах Российской Федерации.

Непосредственный контроль над деятельностью дирекции Программы осуществляет Федеральное агентство по делам молодежи.

Финансирование деятельности дирекции Программы осуществляется в установленном порядке по смете, утверждаемой Федеральным агентством по делам молодежи, за счет средств федерального бюджета, выделяемых на реализацию Программы по направлению "Прочие нужды".

Для обеспечения согласованных действий при реализации Программы, а также мониторинга и независимой оценки хода реализации Программы создается координационный совет Программы, который формируется из представителей государственных органов власти (законодательной и исполнительной), общероссийских общественных объединений, профессоров высших учебных заведений и сотрудников научно-исследовательских центров.

Координационный совет возглавляет руководитель Федерального агентства по делам молодежи или один из его заместителей. Положение о координационном совете и его персональный состав утверждаются руководителем Федерального агентства по делам молодежи. Организационное и методическое сопровождение деятельности координационного совета осуществляет руководитель Федеральное агентство по делам молодежи.

Координационный совет осуществляет следующие функции:

· выработка предложений по тематике и объемам финансирования заказов на выполнение работ и оказание услуг в рамках мероприятий Программы;

· рассмотрение материалов о ходе реализации мероприятий Программы;

· организация проверок выполнения мероприятий Программы, целевого и эффективного использования финансовых средств;

· подготовка рекомендаций по более эффективной реализации мероприятий программный код с учетом хода ее выполнения и социально-экономического развития Российской Федерации;

· рассмотрение результатов экспертизы содержания и стоимости мероприятий, предлагаемых для реализации в очередном финансовом году.

 

До начала реализации Федеральное агентства по делам молодежи утверждает положение о Программе, в котором определяются:

· порядок формирования организационно-финансового плана мероприятий по реализации Программы;

· механизмы корректировки мероприятий Программы и их ресурсного обеспечения в ходе реализации Программы;

· процедуры обеспечения публичности (открытости) информации о целевых индикаторах и показателях, результатах мониторинга реализации Программы, ее мероприятиях и об условиях участия в них исполнителей, а также о проводимых конкурсах и критериях определения победителей.

Состав экспертной комиссии в целях проведения конкурсных процедур определяется дирекцией Программы совместно с координационным советом Программы.

Конкурсный отбор и финансирование в рамках государственных контрактов и договоров не предполагает поддержку текущей деятельности организаций. Средства направляются на реализацию проектов с четко обозначенными целями и запланированными результатами.

Для осуществления проектов в рамках Программы предлагается создать схему управления, которая позволит сделать эти проекты действительно общенациональными, массовыми и оказывающими системный эффект на всей территории страны. Общее руководство всем ходом выполнения программы будет выполнять Федеральное агентство по делам молодежи. Кроме того, желательно участие в осуществлении представленного в данной программе перечня мероприятий и проектов видных общественных деятелей, представителей социально-ответственного бизнеса, общественных организаций, в том числе молодежных, представители Федерального Собрания Российской Федерации и Правительства Российской Федерации. Кроме того, предлагаются следующие текущие механизмы контроля и управления данной программой.

 

Реализация Государственной программы позволит обеспечить:

 

- создание эффективной системы по выявлению, развитию и поддержке талантливой молодежи;

- повышение уровня информированности молодых граждан о государственной политике Российской Федерации в области поддержки талантливой молодежи;

- повышение социальной активности молодых граждан;

- широкое участие молодежи в международных олимпиадах, творческих конкурсах, спортивных соревнованиях, содействие международному признанию талантов России;

- оптимизацию системы государственно-общественного управления в области поддержки талантливых детей и молодежи;

- объединение материальных средств, кадрового потенциала государственных органов, других организаций в работе с талантливыми детьми и молодежью;

- привлечение талантливой молодежи в научную сферу деятельности, реальный сектор экономики, социальную сферу и сферу управления;

- укрепление материально-технической базы учреждений, обеспечивающих работу с талантливыми детьми и молодежью;

- создание системы широкого освещения проблем и направлений работы с талантливой молодежью.


Для реализации Программы должно быть создано государственное учреждение федерального уровня с разветвленной региональной системой. При этом государственном учреждении, которое будет курировать ФАДМ,

должна быть создана рабочая группа из специалистов по проблеме одаренности из педагогов, психологов и ученых, а также специалистов из органов молодежи, работающих с этой категорией молодых людей.

Для реализации первого этапа в работе с талантливой молодежью «выявление талантливых и инициативных молодых людей» рабочая группа должна составить общее видение сложившейся ситуации в этой области, провести ее научно-статистическую диагностику. Одним из аспектов деятельности рабочей группы должен стать анализ работ, выдвигающихся на гранты. В итоге рабочая группа должна предложить инструментарий, который поможет решить проблему выявления талантливой молодежи, а также выяснить проблемы и потребности разных групп талантливой молодежи.

Очень важным аспектом деятельности созданного государственного учреждения должна стать выработка рекомендаций, которые помогут в создании системы подготовки преподавателей, педагогов для работы с одаренными детьми, а также конкретные практические рекомендации для специалистов органов по делам молодежи, которые будут заниматься этой проблемой в регионах.

Следующий шаг в работе созданного государственно учреждения - комплекс мероприятий по выявлению талантливых и инициативных молодых людей России с помощью инструментария, предложенного рабочей группой. Например, проведение Всероссийского тестирования по выявлению молодых талантов. Система этого тестирования должна работать по примеру механизма реализации тестирования, применяемого для ЕГЭ.

Всероссийское тестирование молодежи с целью выявления талантов должно помочь молодым людям из отдаленных уголков нашей Родины получить шанс для реализации своего творческого потенциала.

Проведение Всероссийского тестирования позволит создать единую всероссийскую базу молодых талантливых людей в разных сферах деятельности.

После прохождения этапа выявления молодых талантливых и инициативных людей созданное государственное учреждение должно перейти к реализации следующего этапа, главной задачей которого является индивидуальное развитие таланта, основанное на принципах жизненной навигации.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: