Тема 5. Технология разработки проекта по работе с талантливой молодежью




 

Цель: Раскрыть основное содержание технологии разработки проекта по работе с талантливой молодёжью.

Результаты:

Изучив эту тему, Вы:

- узнаете об основных этапах проекта по работе с талантливой молодёжью;

- научитесь определять содержание каждого этапа проекта по работе с талантливой молодёжью.

- овладеете представлением о ключевых факторах успеха проекта по работе с талантливой молодёжью.

 

При разработке проекта по работе с талантливой молодежью, как и любого другого проекта, следует в первую очередь определить цели и задачи проекта, для чего вы хотите создать и реализовать этот проект, понять какой результат вы хотите получить в конце и на промежуточных стадиях. Каким образом вы поймете, что результат получен. Нужно определить с какими видами талантливости вы будете работать в этом проекте – может статься так, что в рамках проекта будут задействованы и смогут себя показать представители молодого поколения, обладающие различными видами талантливости. Очень важно понять кто может быть заинтересован в реализации и результатах данного проекта – власть, молодежь, вузы, спортивные учреждения и т.п. – причем на разных этапах это могут быть разные заинтересованные стороны.

В самом общем, укрупнённом виде, проект по работе с талантливой молодежью можно разложить на 4 этапа:

I этап. Поиск талантливой молодёжи. Цель – выявить из общей массы молодых людей тех, которые с большей вероятностью могут обладать тем или иным видом одарённости.

II этап. Методы определения таланта и одарённости. Цель – провести комплекс мероприятий, позволяющих отобранным проявить себя.

III этап. Мониторинг развития таланта и одарённости. Цель – по итогам комплекса мероприятий оценить степень выраженности таланта и наметить пути его дальнейшей поддержки, а также популяризации образа одарённого человека в молодёжной среде.

IV этап. Поддержка и развитие таланта и одарённости. Цель - развитие таланта, популяризация соответствующего образа жизни в обществе.

Мы рекомендуем выстраивать проект в виде пирамиды, в основании которой лежит поиск и идентификация талантов («забрасываем сеть»), далее идут ступени отбора наиболее талантливых в данном виде представителей, а верхушку представляют лучшие из лучших («герои-победители»).

 

При этом количество ступеней может быть и 1, и 3, но не слишком много, чтобы проект не «потерял форму», не размылся.

Проектирование проекта по работе с талантливой молодежью начинается с установления цели проекта: «Для чего это нужно?», «Откуда появилась эта потребность?»

 

Как правило, основное содержание цели проекта определяется государственными решениями, например:

- Стратегия государственной молодежной политики в РФ,

- Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г.,

- приоритетами регионального развития.

 

Разнообразные виды человеческой деятельности требуют разных видов одаренности, типов личностной направленности. По видам деятельности и обеспечивающим ее сферам психики различают следующие виды талантливости:

- общая интеллектуальная;

- академическая, в т.ч. математическая;

- творческая;

- художественно-эстетическая;

- коммуникативная, в т.ч. лидерская;

- психомоторная;

- практическая;

- духовно-ценностная.

Особенности и потребности разных групп талантливой молодежи сильно различаются, они нуждаются в разных программах поддержки. А система мероприятий, которая должна быть прописана в проекте,тесно связана с основной деятельностью талантливых и инициативных молодых людей.

При разработке всех составляющих проекта (технологий, критериев, мероприятий, системы поддержки) следует учитывать, что одаренность это синергетическое взаимодействие трех групп человеческих качеств.

Определив цели и задачи проекта, а также вид талантливости (одаренности), с которым мы будем работать в этом проекте, мы подбираем технологии поиска и идентификации ТМ, способы вовлечения молодежи в проект, а также разрабатываем общие принципы и критерии отбора молодежи для участия в проекте, учитывая при этом уровень интеллекта вовлекаемой молодежи, виды творческости (создание новых идей, умение отойти от готовых стереотипов, найти новые способы решения проблемы, необычный взгляд на ситуацию),психологические особенности, и что именно может мотивировать молодых людей в тем или иным видом одаренности.

Определение и привлечение заинтересованных сторон. Государство, молодежь, вузы, спортивные учреждения, школы и т.п. Фактически, ваш проект должен стать площадкой, где эти стороны могут встретиться и согласовать свои усилия, прилагаемые в направлении работы с талантливой молодежью, что безусловно даст более ощутимый результат и повысит эффективность проекта.

Поощрение и мотивация. Следует учитывать, что одаренные люди часто воспринимаются окружающими как «странные», так как их отличает высокая энергичность поведения. В результате одаренный наталкивается на непонима­ние со стороны окружающих, в том числе самых близких. Часто бывает и по-другому: его окружает атмосфера захваливания, происходит активная демонстрация его успеха. Обе эти ситуации оказывают одина­ково травмирующее воздействие на психику молодого человека. В системе поддержки и мотивации (в том числе в рамках проекта) следует соблюдать разумный баланс, стимулирующий развитие молодого таланта.

Ступени (этапы) реализации проекта. Расписывая проект по этапам, мы должны четко понимать какие задачи мы собираемся решить на каждом этапе и какие результаты получить.

В соответствии с этими задачами мы разрабатываем критерии и технологии оценки на каждом этапе. Последние могут несколько различаться на разных этапах, но обязательно должны коррелировать друг с другом и с поставленными перед проектом задачами.

Подготовительные мероприятия. Важным местом является не только проведение различного комплекса мероприятий по выявлению талантливой молодёжи, но и таких мероприятий, которые позволяют к ним подготовиться. Например, если предполагается выявление наиболее способных в области науки и техники, то полезно давать предварительное обучение по составлению и презентации своих идей и проектов, по основам ведения инновационного бизнеса и т.д.

Такое обучение можно включить в проект на разных ступенях: и на этапе подачи заявки на участие в проекте, и на ступенях отбора, и в промежутках между ступенями.

Пример возможного построения образовательной программы в рамках Конвентов.

 

Обратная связь.

Все типовые и нетиповые мероприятия по выявлению талантливых молодых людей имеют соревновательный характер. На самую сильную поддержку могут впоследствии рассчитывать только лучшие из участников. Другие часто остаются без внимания.

Однако следует вспомнить, что одарённость всегда сопровождается повышенной мотивацией к достижениям. Поэтому при правильной организации процесса, при повышенном внимании ко всем участникам и даже заботе о них, эффективность выявления лучших резко увеличивается.

Сам по себе факт участия и победы в данном мероприятии – уже может дать многое. Но важно обеспечить обратную связь, основанную на сбалансированной мотивации, для всех участников проекта на всех ступенях отбора, обеспечить всем поддержку и поощрение в той или иной степени (в зависимости от результатов).

Поддержка может предполагать предоставление различных возможностей. Например, для победителей школьных олимпиад – возможность поступить в любой вуз страны без экзаменов, для предпринимателей – инвестиции и общение с важными людьми региона, для изобретателей – средства на дальнейшие разработки, и т.д.

Формы обратной связи могут быть разные: комментарии экспертов, знаки поощрения, участие в образовательной программе и т.п. Почему мы уделяем этому особое внимание?

Давайте примем за аксиому, что каждый человек талантлив и способен. просто не у каждого были возможности для развития своего таланта. Становление человека тем, кем он хочет и может стать, полное раскрытие талантов и способностей личности, реализация творческого потенциала личности – одно из важнейших условий процветания общества.

Как мы уже говорили, важной аспектом мотивации одаренных людей является мотивация достижения успеха, а мотив избегания неудачи, напротив, по многочисленным наблюдениям затрудняет реализацию личностного потенциала.

Поэтому очень важно, чтобы никто из проекта не уходил побежденным, на каждом этапе должна быть создана сбалансированная атмосфера победы и достижения успеха, мотивации на дальнейшее развитие молодого таланта.

 

Пример схемы реализации проекта с обратной связью на каждом этапе (проект «ПрофТаланты Дагестана» - программа-победитель Всероссийского фонда «Национальные перспективы»).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: