▫ Титры с фамилиями киногруппы – это главное в любой короткометражке. Всё другое делается только ради титров.
Виды фильмоделов
Однажды я смотрел «Криминальное чтиво» мистера Кв. Тарантино. В 66 раз в жизни.
Во время просмотра я подумал: кинематограф меняется, растет вниз или вверх (речь о росте, как Явлении). И если б все фильмы были б по-режиссерски сделаны так, как «Чтиво» - то было б скучно жить. Только если б все фильмы были сделаны так добротно - то я бы стал самым счастливым зрителем…
***
Однажды я сидел на веранде «Кофемании», а напротив меня сидел Николай Гусев.
Он мне рассказал, что снял Мечту-дебют «Северный ветер», длиной в 8 серий.
Коля, по его словам, лично переписал на свой лад сценарий, что был пургой. А актеры - включая звезду пленительного счастья - Судзиловскую, работали на износ в пермских болотах, где и проходили съемки. Потому что ловили кайф от сценария-сказки и от стильной режиссуры...
«Режиссура не бывает стильной,
это не трусы от «Дольче & Габбана».
Николай Гусев – это актер и клипмейкер, решивший почему-то, что он режиссер кино.
Рис. 101. На фото: тот самый Николай Гусев.
***
Русских фильмоделов я, с каких-то пор, стал разделять на 4 вида:
▫ Профессиональные Похренисты. Это профи, что делают глубоко знакомую работу на автоматизме, выпуская качественную халтуру. Строго и свято по твоим установкам! Лишь бы быстрей срубить деньги, забыть этот проект и искать следующий. Сюда относится весь закадровый творческий персонал. Художники, операторы, монтажеры, реквизиторы, композиторы и тд…
Но если б эти профи иногда САМИ думали – то Месье Кинотеатр был бы благодарен.
|
«Если в проекте есть нестандарт, то надо дать похренисту время, дабы его автоматические мозги это переварили».
▫ Латентные Противники Похренизма. Чаще всего это сами режиссеры-постановщики. Они против похренизма похренистов, но не выступают, боясь гнева инвесторов. Поскольку каждое такое выступление влечет перерасход.
- Чуть не так кадр выставили - ладно.
- Надо сделать ещё пару дублей, ан нет.
- Реквизит поцарапали – на посте замажем царапины.
- Ляп - вообще ерунда!
«Всё это перерасходы, на которые лучше положить фиолет! Лучше всё это пусть будет так, как есть - нежели продюсер меня прилюдно нагнёт!» - так думают латентные режиссёры.
***
Да, на каждом кинопроекте есть король, которого величают: Кинопродюсер.
Иногда ради фильма король снимает корону. А король без короны - он смешной и добрый, а то, что вызывает улыбку - прогоняет страх.
Однако чаще король не снимает свой головной убор, и посему король в короне - это страшно. А над ним есть бог - Киноинвестор. Король вкупе с богом - страшней в два раза.
***
▫ Герои. Чаще всего это режиссеры-постановщики и продюсеры из числа исполнителей. Они не боятся выступать против похренистов, тыкая их носом в каждую похренистическую мелочь, что режет творческий геройский глаз.
Герои ставят инвесторов перед фактом перерасходов, чётко отстаивая свою позицию. Аргумент тут у Героев один и гениальный: «Если вы, мистер Инвестор, хотите плохое кино – то надо было сразу это озвучить…».
С др. стороны, Герои просто физически не могут заниматься только тем, что исправлять похренистическую лажу. Времени и сил на основную работу не останется.
|
«Доллары подменили понятия в русском кино».
▫ Понторезы. Как сугубо производственники, так и конкретно продюсеры и даже инвесторы. На словах презентуют себя как мега-крутых профи или мега-миллионеров. Но как только доходит до дела – они либо тянут с тебя деньги (если производственник), либо исчезают (если инвестор).
Я понимаю мотивы таких людей, но вот самих таких людей понять не могу.
***
В «Криминальном чтиве» каждый кадр выверен до миллиметра. Эти 154 минуты - просто огромная производственная махина, где все работали не за доллары, а за искусство. Работали, а не рубили деньги, не говоря о «пилили»...
Можно сказать: группа «Чтива» «чуяла великое» - посему так. Нет, такого не было! Никто не мог предполагать, что фильм взорвет мир. «Pulp Fiction» - это навсегда, даже для Н. С. Михалкова, который никогда не забудет свой позор в Каннах 1994 года.
Приложения документов
Пример анкеты актера
Рис. 102-103. На фото: актриса Елена Тополага в портретный фас и в рост.
Снято на одном из моих кастингов.
***
Рис. 104. На фото: пример анкеты актера.
Если актерская анкета предварительно присылается режиссеру или кастинг-директору – то чем больше на фото отражено разных амплуа и эмоций – тем лучше для актера.
Пример экспликации
«ХАМЕЛЕОН»
Автор рассказа Антон ЧЕХОВ
Режиссерская экспликация рассказа
Автор Андрей АНГЕЛОВ
Хамелеон - чешуйчатое пресмыкающееся. Отличается способностью быстро менять окраску в зависимости от окружающей среды. У Чехова определение использовано в переносно-ироничном ключе, так автор обозначил поведение ГГ Очумелова.
|
***
Главные герои: Очумелов, Хрюкин, Пёс.
Роли второго плана: Елдырин, Прохор, Толпа Народа как отдельный персонаж.
Эпизодические роли: Два Голоса из Толпы.
Целевая аудитория: школьники 13-14 лет.
***
Главный КОНФЛИКТ сюжета в самом Очумелове, в его подходе к жизни! Все остальное – придатки, все крутится вокруг Очумелова.
Важно: у него нет никаких самостоятельных Понятий (о добре и зле и проч.). За него все решает начальство, Оно для Очумелова царь, бог и распорядитель кредитов доверия…
Я бы попробовал на эту роль А. Семчева (сериал «Участок»). Очумелов – это местечковый провинциальный «полицай», который служит в полиции, потому что любит сладко пить и есть, не прилагая в сему особых усилий. Служба течет ровно и предсказуемо, все идет к сытной пенсии. Никаких больших происшествий не случается… приказы исполняются на интуиции, присущей служивому человеку. Очумелов берет взятки за «торговлю в неположенных местах» и тому подобные мелочи, растит сына, платит кредиты, копит на новую лошадь.
***
ПРИМЕЧАНИЕ: Подробные портретные характеристики каждого Персонажа обычно идут отдельным блоком в экспликации.
***
▫ КАК СНИМАТЬ? Я бы снял «один в один» с рассказом Чехова - как видеоурок для средней школы. Ниже смысловые расписки сюжета «осовремененным» языком, но это для понимания Режиссерских и Актерских Задач! Сам фильм, повторю – строго по Чехову!
* * *
▫ СМЫСЛ ИСТОРИИ В ЧЁМ? В том, что участковый уполномоченный, капитан Очумелов, идет по подведомственной ему территории. Вместе с сержантом Елдыриным (помощник участкового, что хочет стать участковым). На пути встает местный рабочий Хрюкин и заявляет о преступлении: дворняга прокусила ему палец. Участковый должен среагировать согласно инструкции, ведь рядом собрался народ!
- Если послушать «свою интуицию» и повести себя согласно ей, то слух о «доблестном поведении» дойдет до начальства, медаль не дадут, но благодарность объявят.
- И у народа прибавится авторитета, которого много не бывает…
Преступник – всего лишь бессловесный безродный пес, никаких сложностей, - ТАК ДУМАЕТ ОЧУМЕЛОВ. Его думы на экране не видны, но это описание – задача для режиссера и актера. Как и другие описания ниже.
***
1. Но. Вдруг Голос Из Толпы кричит, что пес вовсе не безродный, а принадлежит милицейскому генералу из областного главка. И Очумелов – он просто пугается, а визуально это видится смущением! Слух «о не доблестном поведении» дойдет до начальства не менее быстро, чем слух о «доблестном»… И вместо благодарности будет выговор… пес для генерала – то же самое, что дочь или сын. Зачастую.
Вокруг народ и боязнь показывать нельзя. А смущение Очумелов маскирует просьбой снять с него пальто («мол, жарко стало»). Защитная реакция организма такова. И… начинается фарс! Очумелов сомневается (лепит «по-белому»), что Хрюкина укусил пес. «Ты, поди, сам палец гвоздиком расковырял».
***
2. Елдырин говорит, что вряд ли это пес генерала, у «него таких нет». Елдырин – сержант, что желает в будущем занять должность Очумелова. Моложе Очумелова на 15 лет и на голову выше. Он прекрасно понимает дилемму Очумелова и на одной с ним стороне!
Очумелов просит одеть на него пальто («мол, ветром подуло»), и приказывает Хрюкину написать заявление, а пса надо истребить.
***
3. «Нет, все-таки генеральский пес!» - кричат из толпы.
Для Очумелова такие выкрики – испытание, он-то при исполнении! Он вновь «меняет окраску»: просит снять пальто, говоря о том, что Хрюкин сам спровоцировал пса. И тот правильно укусил рабочего.
***
4. По законам жанра появляется повар генерала Прохор. Толпа его встречает ликованием, можно за кадром тонким-тонким звуком пустить аплодисменты, в этот момент! Очень органично и в тему реж. замысла будут звучать они!
В диалоге Прохора и Очумелова выясняется, что пес генеральского брата.
Имеет место быть снова «смена окраски» у Очумелова, как заключительный этап. Апофеоз - Очумелов грозит Хрюкину неприятностями за то, что того укусил пес генерала! То есть налицо ответ на вопрос:
- Как из обвинителя превратиться в обвиняемого?
- Надо лишь «подставить задницу» под укус пса, что принадлежит милицейскому начальнику…
***
Примечательно поведение Толпы: она жаждет Зрелище! Толпа понимает трагедию Очумелова и жалеет Хрюкина. Но. Толпа не подвергает ситуацию критериям из оперы «добро-зло, кто прав и виноват», а просто наслаждается! Примечательно, что в конце сюжета Толпа хохочет над Хрюкиным и почтительно расступается перед полицией.
***
Методы съемки: в духе «старого советского кино». Длинные планы, немного неуклюжие камерные отъезды и подъезды. Разные по крупности планы – камера может бить с одной и той же точки. Чтобы фильм смотрелся несколько патриархально – не менее чем при чтении рассказа у современного школьника.
Цветность съемки: только цвет, немного приглушенный. Никаких ч/б!
Монтаж: соответственно длинным камерным планам, никакой клиповой новомодности.
Музыкальное сопровождение: осовременить фильм. Для интереса школьников.
Предварительные прикидки, конкретика будет ясна только на посте.
Штатное расписание
Рис. 105. На фото: штатное расписание киногруппы прокатного метра.
В оригинале список включает 50 должностей и фамилий. Также тут указываются эл. почта и телефоны (контакты).
Составитель этого расписания: кинорежиссёр Нина Сокол-Мацюк.
Общее содержание
Введение
Литературный сценарий
§1.1. Форматы
§1.2. Этапы написания сценария
§1.3. Структура
§1.4. Оформление
§1.5. Ключевые знания
§1.6. Судьба сценариста
§1.6.1. ТВ-кино
§1.6.2. Прокатное кино
Кастинг в кино
§2.1. Технология отбора
§2.1.1. Предварительный отбор
§2.1.2. Собственно кастинг
§2.1.3. Кинопроба
§2.2. Массовка
§2.3. Виды актёра
§2.4. Виды кино
Аниматик
Процесс поиска денег
§4.1. Прокат
§4.1.1. Смета и инвестиции
§4.1.2. Продажа фильма
§4.2. Сериалы
Мораль в кино
Этапы кинопроизводства
Подготовительный период
§6.1. Киногруппа.
§6.1.1. Блоки
§6.1.2. Прикрепления. Договора. Гонорары
§6.1.3. Команда режиссера
§6.2. Режиссерские документы
§6.2.1. Собственно сценарий
§6.2.2. Раскадровки
§6.2.3. Экспликации
§6.3. КПП и Вызывной лист
§6.4. Поиск объектов
Собственно съемки
§7.1.Освоение площадки
§7.2. Страх площадки
§7.3. Работа с актером
§7.4. Количество камер
§7.5.Для чего нужны дубли
§7.6.Экранная выработка
§7.7.Технология потерь