Дошкольный возраст является наиболее благоприятным для умственного развития ребенка, формирования его творческих способностей. Наблюдая окружающий мир, анализируя и сопоставляя, выделяя существенное и второстепенное, дети устанавливают причинно-следственные связи, учатся рассуждать и делать выводы. Это происходит значительно успешнее, если ребенок познает окружающий мир в определенной системе, постепенно расширяя круг своих представлений. На основе конкретных знаний, приобретаемых в практической жизни и разнообразной деятельности, в процессе общения со взрослыми, у ребенка складываются обобщенные представления, по степени сформированности которых можно судить в целом об уровне его умственного развития. Обобщенные знания играют важную роль в поведении детей, помогая им правильно ориентироваться в различных жизненных ситуациях.
Большой объем знаний, умений и навыков, усвоение которых предусматривается для дошкольников «Программой воспитания и обучения в детском саду», требует интенсификации процесса воспитания и обучения, поиска новых форм и путей совершенствования этой работы. Существует известная закономерность, которая заключается в том, что восприятие эстетической стороны событий, явлений и чувства, возникающие при этом у ребенка, приводят к повышению его познавательной деятельности, активизируют и стимулируют его творческие способности. Как показывает практика, то, что воспринимается эмоционально, запоминается глубоко и надолго, вызывает дополнительный интерес к событиям, объектам, явлениям. Следовательно, при воспитании и обучении дошкольников должно происходить переплетение информационного и эстетического, взаимопроникновение эмоционального и познавательного.
|
Ребенок усваивает значительную часть информации на основе зрительного восприятия окружающих предметов и явлений. Но иногда педагог не может наблюдать с детьми те или иные явления в силу ряда причин: их труднодоступности, отдаленности, сложности и т. п. В этих случаях чрезвычайно большое значение приобретают различные пособия, технические средства обучения, среди которых важную роль играют экранно-звуко-вые средства: диафильмы, диапозитивы, кинофильмы, телепередачи и др. Научными исследованиями и практикой доказано, что экранно-звуковые средства обладают огромными дидактическими возможностями, оказывают на детей чрезвычайно сильное эмоциональное воздействие. Выразительные средства экрана (композиция кадра, монтаж, ракурс, цвет, световая насыщенность) делают его сильным стимулом, побуждающим ребенка к активной мыслительной деятельности. Художественная форма передачи информации с помощью экрана создает большие возможности для активизации опыта детей, уже имеющихся у них знаний, что является важнейшим условием успешного усвоения нового материала. Кроме того, художественная форма организации этого материала помогает выстраивать большое число разнообразных проблемных ситуаций, позволяющих ребенку познавать те или иные явления в различных условиях, в динамике и развитии, что значительно облегчает переход от конкретных знаний к обобщенным.
Благодаря сочетанию эмоционального, образного и логического компонентов учебного материала усиливается познавательная активность ребенка, создаются благоприятные условия для творческого осмысления нового. Положительное влияние этих факторов сказывается и после окончания демонстрации того или иного фильма.
|
Поскольку изображение дается под определенным углом зрения, внимание зрителя акцентируется на том, что необходимо запомнить в первую очередь. Ленинградский психолог А. А. Степанов, занимающийся проблемами учебного телевидения, отмечает: «Экранные средства оказывают существенное влияние на формирование механизмов чувственного познания, на способность видеть мир. Поле зрения человека шире фокуса объектива, поэтому кадр — всегда кусок той картины действительности, которую мог бы видеть человек при непосредственном восприятии. Теле- и киносъемка дробит и анализирует мир. В этом обучающая сила изображения. На экране в каждый момент представлено то, что необходимо видеть. Показ предметов в разных планах диктует последовательность и ход процесса восприятия. Построение кадров делает процесс восприятия объективно управляемым» (Степанов А. А. Психологические основы дидактики учебного телевидения.—Л., 1973.—С. 73).
Использование технических средств значительно сокращает время на подготовку педагогов к занятиям, определенным образом организует учебный процесс. ТСО долго сохраняют свои художественные качества, применение их может быть многократным, а это говорит о том, что методы и приемы их использования будут постоянно совершенствоваться. Например, педагоги, однажды осуществившие просмотр диафильмов, серии учебных телепередач, прослушивание звукозаписи, будут знать их содержание, достоинства и недостатки и свою дальнейшую работу будут строить с учетом имеющегося опыта.
|
Применение экранно-звуковых средств не только положительно сказывается на организации деятельности педагога, детей, но и способствует значительному повышению у них эмоционального тонуса, вызывает радость, интерес. Последнее очень важно, так как пониженное эмоциональное состояние ребенка является одним из факторов снижения его работоспособности, а скука—самый мощный фактор утомляемости даже там, где отсутствуют элементы трудностей. Исследователь М. С. Громбах, отмечая, что интерес к обучению — главный источник повышения работоспособности, рассматривает его в двух аспектах: как привлекательность учебного предмета (или вида деятельности), связанная с кругом личных интересов и вкусов детей, и как ощущение «интересно», связанное с умением педагога находить такие формы и способы преподнесения материала, подбирать такие средства, которые ведут к повышению удельного веса непроизвольного запоминания. Ведь главная цель обучения дошкольников заключается не столько в том, чтобы они усваивали определенный объем знаний и умений, сколько в том, чтобы развить их умственную активность, повысить интерес к окружающему миру. Опыт показывает, что использование экранно-звуковых средств существенно влияет на активизацию мыслительной деятельности дошкольников, о чем свидетельствуют увеличение количества задаваемых ими вопросов, наличие стремления глубже вникнуть в сущность процессов и явлений.
В дошкольных учреждениях экранно-звуковые средства могут использоваться как для решения учебных задач (на занятиях), так и для развлечений (на утренниках, вечерах досуга и т. п.)
Применение экранных звуковых средств будет эффективным при условии, что педагог свободно владеет техникой, хорошо подготовлен организационно, умеет заранее четко определять их место в системе занятий и в учебно-воспитательном процессе в целом. Результативность работы зависит и от того, насколько полно он может извлекать из экранно-звуковых средств заложенную в них информацию, развертывать беседу с детьми по содержанию, связывать преподносимые сведения с жизнью. Важно также, как он строит переход от своего слова к просмотру (прослушиванию), как активизирует детей, используя их опыт, находит способы возвращаться к показанному или прослушанному на последующих занятиях, в играх, во время прогулок и экскурсий, в других видах деятельности дошкольников.
Одним из типичных недостатков использования экран-но-звуковых средств является неумение педагога методически правильно построить занятие и точно определить роль и место технических средств. Часто много времени уходит на демонстрацию ненужного, не имеющего отношения к данному занятию материала, например, показывается весь диафильм, в то время как можно было бы ограничиться отдельными фрагментами; нередко объяснения педагога дублируют текст диафильма или телепередачи, что приводит к снижению у детей интереса, к нерациональному расходованию учебного времени.
Как отмечалось выше, тщательный отбор дидактических материалов по каждой теме программы и карта комплексного использования оборудования помогают воспитателям правильно планировать работу с детьми и находить в ней экранно-звуковым средствам нужное место. Поэтому включение любого средства в учебно-воспитательный процесс должно состоять из ряда этапов: ознакомления воспитателя с фондом экранно-звуковых средств (каталогом и литературой); просмотра материала с детьми; закрепления полученных дошкольниками знаний и впечатлений в их последующей деятельности.
В каждом экранном или звуковом средстве в основном заложена и методика их использования. Однако необходимо еще учитывать возраст детей, уровень их подготовленности к восприятию того или иного содержания. Таким образом, задача педагога состоит в том, чтобы адаптировать нужное средство к конкретным условиям и возможностям детей.
Чтобы определить место технических средств на занятиях, их временные параметры, наряду с общими закономерностями развития ребенка-дошкольника следует учитывать и индивидуальные особенности детей. Психолог Б. М. Теплов выделил три группы детей, положив в основу классификации три уровня работоспособности: высокий, средний и низкий. Все группы различаются темпом работы, ее ритмом и продолжительностью. Соответственно с этим дети по-разному усваивают словесный и наглядный материал. Восприятие и усвоение информации во многом зависит от того, какой анализатор является у ребенка «ведущим». Например, для большинства детей третьей группы такой «ведущий» анализатор — зрительный. Данное обстоятельство свидетельствует о необходимости преобладания наглядных методов обучения над словесными.
Как правило, в каждой возрастной группе всегда есть дети с разными уровнями работоспособности. Наибольшее число составляют дошкольники со вторым уровнем. На этих детей в основном и ориентируется педагог. Но не следует забывать и о детях третьей группы, которые требуют к себе особого подхода: более частой активизации их внимания, постоянной опоры на зрительные образы, преподнесения знаний через игровые или жизненные ситуации и т. д.