ЭКРАННО-ЗВУКОВЫЕ СРЕДСТВА В СЕМЕЙНОМ ВОСПИТАНИИ




Тесные контакты и взаимопонимание между педагогами дошкольных учреждений и родителями всегда дают хорошие результаты. Значительную роль играют они в решении проблемы использования технических средств в воспитании детей. Поскольку телевидение, радио, другие экранно-звуковые средства стали неотъемлемой частью нашего быта и семейного досуга, важно, чтобы данная проблема обсуждалась на консультациях, на родительских собраниях. Остановимся на некоторых ее аспектах.

Проведенное нами анкетирование показало, что дети дошкольного возраста — одна из самых многочисленных и устойчивых аудиторий телевидения. Малыши сидят у телевизора ежедневно от 40 мин до 2 ч. При этом, к сожалению, они смотрят и взрослые передачи.

Популярность телевидения у дошкольников объясняется не только простотой, доступностью получения интересной информации, но и особым доверительным отношением, возникающим у ребенка, когда он смотрит детскую передачу. Задушевность, с которой обращается ведущий с экрана к малышу: «Наш маленький друг, усаживайся поудобнее, сегодня мы покажем твою любимую сказку»,— вызывает у ребенка определенный отклик, и ему кажется, что сказку показывают именно для него.

Не только среди педагогов, но зачастую и среди родителей разгораются споры на тему «Телевидение и дети». Высказываются прямо противоположные точки зрения. Одни участники дискуссий утверждают, что телевидение отвлекает детей от здорового и активного отдыха, чтения книг, игр. Другие, напротив, считают, что это чудо техники дает детям пищу для мыслей и чувств, помогает познавать мир, развивает фантазию. Доводы убедительны у обеих сторон. В результате споров обычно приходят к мнению, с которым трудно не согласиться: все дело в том, как это чудо техники использовать.

Как мы уже отмечали выше, круг интересов дошкольников широк, а передач недостаточно. Некоторые повторяются из года в год без изменений, и поэтому дети смотрят передачи для взрослых: «Клуб путешественников», «В мире животных», «Служу Советскому Союзу», спортивные передачи и др.

Зачастую ребенок проводит много времени у телеэкрана не потому, что его привлекает содержание передачи, а из-за того, что такое времяпрепровождение стало для него привычным. Он смотрит все подряд, ежедневно по 5—6 ч в день. И это не вызывает особой обеспокоенности у родителей.

А беспокоиться следовало бы. И даже не по той причине, что какие-то передачи могут нанести прямой вред (ведь не все малыш поймет правильно). Главная беда в том, что ребенок превращается в пассивного созерцателя. А это недопустимо и противоестественно. Во-первых, он длительное время буквально прикован к одному месту, находится в одной позе. Ни о каком правильном физическом развитии малыша не может быть и речи, если он мало двигается, мало бывает на свежем воздухе.

Во-вторых, пассивное восприятие не проходит бесследно и для интеллектуального развития ребенка. Если малыш смотрит передачи, не тратя на это особых усилий, у него не получают должного развития произвольные познавательные процессы. Привыкнув откликаться лишь на внешне интересное, занимательное, ребенок будет пассивен в ситуациях, требующих работы ума, волевых усилий, настойчивости. А все эти качества ему понадобятся для успешного учения в школе.

Следует заметить, что проблема «телевидение и дети» является на сегодняшний день международной. Так, например, пресса свидетельствует, что в США педагоги и родители бьют тревогу. Они имеют все основания опасаться, что американское телевидение с его культом насилия и обилием секса оказывает на детей негативное влияние. Обследование, проведенное в 1982 г. Национальным институтом психического здоровья, показало, что насилие, которое демонстрируется в телепрограммах, действительно провоцирует агрессивность в поведении детей и подростков. По подсчетам общественной организации «Национальная коалиция против насилия в телевизионных передачах», в вечерних передачах только трех ведущих телекомпаний США—Эй-би-си, Эн-би-си и Си-би-эс—число сцен насилия колеблется в среднем от 16 до 37 час, а по тем каналам, которые специализируются на демонстрации художественных фильмов, на 60 мин эфирного времени приходится 90 сцен убийств, драк, изнасилований и других преступлений.

Исследование, которое было проведено специальной комиссией по изучению влияния телевидения на детей Американской академией педиатрии, показало, что телевидение способствует не только росту среди детей агрессивности, но и распространению наркомании, привычки к потреблению алкоголя. Вот только один пример из доклада этой комиссии: по американскому ТВ был показан фильм с невинным названием «Охотник за оленями». Демонстрация этого фильма привела к гибели 16 человек, главным образом подростков. Они подражали героям фильма, занятым в сцене дуэли. «Насилие, показанное по телевидению, убивает» — к такому печальному выводу пришла комиссия в своем докладе.

Подобное положение наблюдается во многих капиталистических странах, где телевидение находится в руках частного капитала. Подсчитано, что к 14 годам юный швейцарец видит на телевизионном экране убийства восемнадцати тысяч человек. Это очень беспокоит родительскую общественность. Разрабатываются специальные памятки и рекомендации, которые в основном сводятся к тому, чтобы ограничивать просмотр передач: закрывать помещение, где находится телеприемник, делать специальные приспособления, чтобы ребенок не мог самостоятельно включать телевизор, и т. п.

В нашей стране проблему «телевидение и дети» в первую очередь следует рассматривать с точки зрения «детской всеядности». Возникает закономерный вопрос: зависит ли здесь что-либо от родителей? Безусловно. Прежде всего они должны регулировать просмотр детьми телепередач. Так как дошкольник не умеет читать и недостаточно хорошо ориентируется во времени, целесообразно вместе с ним изучать телепрограмму на неделю, обсуждать и отбирать те передачи, которые будут ребенку полезны, интересны, понятны, а затем в нужное время напоминать о них малышу.

Родителям следует помнить, что дошкольникам свойственна постоянная потребность в общении, что им доставляет большое удовольствие смотреть телепередачу вместе с мамами, папами, дедушками, старшими братьями и сестрами. «Посмотри со мной сказку, мама!» — с такой или подобной просьбой нередко обращаются к своим близким малыши, внимательно глядя на экран и ожидая свою любимую передачу. И очень хорошо, если родители откликаются на такую просьбу. Быть может, содержание передачи, ситуации и действия ее участников подскажут тему для дальнейшего общения с ребенком, помогут выявить его интересы, наклонности, суждения.

После просмотра передач малыши, как правило, делятся своими впечатлениями, задают вопросы, выражают желания, подсказанные увиденным (заняться каким-то интересным делом, сходить в зоопарк, завести рыбок или собаку, прочитать книгу, записаться в группу фигурного катания и т. п.). Это говорит о том, что телевидение обладает удивительным свойством не только развивать познавательные интересы, но и стимулировать деятельность детей, что чрезвычайно важно.

Особенно сильно влияние телевидения проявляется в области художественных интересов. Малыши любят подражать полюбившимся героям, повторять их движения, жесты, мимику, стремятся нарисовать их. Подобную активность ребенка следует всячески поддерживать, поскольку она имеет большое значение для развития его творческих способностей, формирования нужных навыков. Рисуя, ребенок как бы прокручивает перед мысленным взором кадры передачи, восстанавливает в памяти ее содержание, облик персонажей, окружающие предметы, передает свое отношение. Всегда ли это происходит? Что требуется для того, чтобы ребенок от замыслов перешел к действию? Прежде всего внимательное отношение взрослых к его интересам, потребностям. Как и взрослые, дети любят поговорить о том, что привлекло их внимание, взволновало, ждут одобрения или оценки своих действий. Мы нередко наблюдаем, как ребенок после окончания передачи сразу же начинает выполнять задание ведущего — рисует, мастерит и пр. Подобное стремление малыша действовать активно — его естественная потребность, она заслуживает всяческой поддержки. "Задача взрослых состоит в том, чтобы помочь ребенку довести начатое дело до конца, подсказать, как лучше его выполнить, или хотя бы просто похвалить за старание. В большей или меньшей степени в поощрении нуждаются все дети, особенно неуверенные в себе, застенчивые, с недостатками слуха и речи. Даже если выполненная ребенком работа окажется далеко не совершенной, подчеркивать этого не следует. Надо отметить то, что удалось, и подсказать, как можно бы сделать лучше. Положительная оценка взрослых помогает малышу пережить радость от успеха и, как правило, вызывает новый всплеск активности. В то же время равнодушие взрослого или его отрицательная оценка могут плохо сказаться в дальнейшем. Приведем пример.

Участники передачи «АБВГДейка» решили поощрить тех, кто прислал выполненные задания. Они направили детям вот такой ответ: «Дорогой друг! Ты очень хорошо выполнил домашнее задание. Надеемся, что ты всегда будешь нашим прилежным учеником» («АБВГДейка»). Результаты не замедлили сказаться. Родители обратили внимание на то, что дети стали более тщательно следить за программой передач, старательнее выполнять домашние задания.

Многие детские передачи готовятся по письмам телезрителей. Их участники или ведущие просят прислать в адрес редакции детские рисунки, аппликации, поделки из природного материала. Самостоятельно отправить письмо (посылку) ребенок не может, и очень важно, чтобы взрослый заранее пообещал ему свою помощь. Малыш будет очень стараться выполнить работу качественно, и получит удовлетворение от своего труда. А увидев рисунок (поделку) на экране, он получит двойную радость.

До недавнего времени телевидение традиционно считалось односторонним каналом информации, влияющим на содержание досуга в семье, ее интересы и предпочтения. О том, как воздействуют телепередачи на детей, их организаторы и участники обычно узнавали из писем маленьких зрителей спустя какое-то время после выхода той или иной передачи в эфир.

Однако в последнее время появилась новая интересная форма контактов между телевидением и семьей. Это — непосредственные встречи ведущих и других участников детских передач с детьми и их родителями. Как правило, такие программы напоминают концертные и включают в себя эпизоды из телепередач, любимые детьми мультфильмы, цирковые номера, взаимные вопросы и ответы, в ходе которых выясняется, кто же из сидящих в зале самый догадливый, внимательный, воспитанный и т. п. Любой ребенок может увидеть не в кадре, а на сцене (а иногда и в кресле рядом с собой) известных всем по передаче «Спокойной ночи, малыши» Хрюшу и Степашку, потрогать их; поздороваться за руку с веселым и забавным Клепой из «АБВГДейки»; подарить им свой рисунок или поделку и тут же услышать похвалу и слова благодарности.

Такие концерты-встречи уже проводятся в Москве, Киеве, Таллинне, Одессе, Кишиневе. Вероятно, в скором времени они будут организованы и в других городах нашей страны.

Что дают эти встречи детям и родителям? Очень многое: положительный эмоциональный заряд, радость узнавания, содержательную пищу для будущего совместного общения взрослых и детей.

Приведем пример такого концерта-встречи, состоявшегося в 1989 г. в Москве. Он назывался «День рождения Клепы». Участвовали в концерте знакомые всем детям Хрюша, Степашка и другие персонажи телепередач.

...Звучит веселая музыка, на сцене танцуют нарядные мальчики и девочки, пришедшие поздравить с днем рождения Клепу—любимого малышами героя телепередачи «АБВГДейка», ученика веселой школы клоунов. Татьяну Кирилловну Черняеву малыши узнают сразу—вот уже более десяти лет она бессменная ведущая этой популярной передачи и одновременно учительница занимательных клоунов. Она обращается к участникам встречи с приветствием, в котором вспоминает о самых первых телепередачах, о первых сотнях, а затем тысячах и тысячах писем, поступивших от телезрителей. Только по первым четырем передачам редакция получила свыше 80 тысяч писем. Татьяна Кирилловна говорит, что письма от малышей получать приятно и читают их все участники передачи вместе.

Затем появляется огорченный Степашка. Выясняется, что он и Хрюша тоже шли сюда, чтобы поздравить Клепу. Да вот незадача — когда они почти уже пришли, Хрюша вдруг потерялся. И тут раздается тоненький поросячий визг. Оказывается, Хрюша вовсе не потерялся, он здесь, в зале, и ему очень хорошо видно, что происходит на сцене.

Еще не видя Хрюши, а только слыша его голос (озвучивает и ведет кукол Галина Александровна Марченко), дети уже от души смеются, предвкушая что-то веселое — смешную историю или ситуацию-задачу, решить которую надо будет помочь Хрюше. Их ожидания оправдываются. Беседуя с ребятами, сидящими в зале, Хрюша рассказывает об удивительных приключениях, которые с ним постоянно происходят, советуется с детьми, как ему поступить, спрашивает, что бы они сделали на его месте.

Постепенно на сцене появляются герои других телепередач, которые тоже пришли в гости к Клепе. Они привели с собой четвероногих друзей. Исполняются веселые концертные номера, показываются любимые детьми мультфильмы. Гости советуются со зрителями, как испечь знаменитый торт кота Леопольда. Изрядно измазавшись в муке, перепутав сначала все компоненты, они все же в конце концов справляются с задачей и вручают Клепе красивый торт со свечами.

Что в первую очередь поражает в этом и подобных концертах-встречах? Активность детей и родителей, сидящих в зале. Можно сказать, что в течение всего представления дети являются полноправными его участниками — они отвечают на вопросы, рассказывают стихи, подпевают песням, которые звучат со сцены, подсказывают тому или иному участнику программы, что ему надо делать, например, советуют Клепе, как поступить с подаренным мультфильмом и т. д.

Важен также положительный эмоциональный настрой детей. Достаточно увидеть, как спешат малыши в зал к любимым телегероям, чтобы понять, как они ждали этой встречи. На описанный выше концерт многие шли, как и положено идти на день рождения, с подарками: цветами, воздушными шариками, собственными рисунками или поделками.

И совсем объединяются зал и сцена, когда Татьяна Кирилловна спрашивает: «А может быть, у кого-то из вас сегодня тоже день рождения?» Обычно «юбиляры» всегда находятся, и участники встречи дарят им свои автографы на открытках-заставках из передач.

Концерты-встречи оказывают большое влияние на родителей. Вот, например, звучит «Песенка о рабочем месте» Э. Успенского, исполняемая веселыми клоунами из «АБВГДейки»:

...Пусть в вашей квартире от мебели тесно, Шкафы и серванты стоят на пути, Но все же ребенку рабонее место Родителям необходимо найти!..

Услышав ее, многие родители задумываются: а как они организовали рабочее место для своего ребенка, удобно ли ему в том уголке, который выделен.

Подобные встречи показывают, как много может сделать телевидение в плане воспитания и обучения малышей, каким огромным авторитетом оно располагает. Но в то же время становятся очевидными все неиспользованные резервы и возможности, которые могли бы способствовать повышению эффективности телепрограмм для детей. Пожалуй, никто из родителей не ушел бы с концерта, не купив здесь же занимательную книжку-раскраску с изображениями участников встречи, грампластинку с записями песен из телепередач, набор открыток и др. Такие комплексы нужны не только как память о встрече. С ними ребенок мог бы работать в дальнейшем, закрепляя знания и представления, полученные во время просмотра телепередач, на концертах-встречах. К сожалению, пока их еще нет. Хочется надеяться, что в скором времени они появятся.

Порою мы жалуемся, что телевидение убивает у детей интерес к книге, чтению. Но вот что любопытно: когда в одной из передач перед началом лета ведущая познакомила малышей с названиями сказок, показ которых по телевидению планировался на осень, работники детских библиотек отметили, что именно на эти книги резко возрос спрос. Малыши приносили их в детские сады с просьбой почитать, с такими же просьбами обращались к своим старшим сестрам и братьям. Данный пример свидетельствует, что телевидение может стимулировать детское чтение. Только надо разумно использовать его возможности и особенности: вовремя читать детям нужную книгу, помогать сравнивать ее с экранизацией и т. п.

Взрослые очень любят обмениваться между собой впечатлениями о просмотренных фильмах, спектаклях. Детям-дошкольникам это свойственно еще в большей степени. Нет, пожалуй, ребенка, который не проявил бы

своего отношения к передаче. Взрослые должны стараться предоставлять ему такую возможность. Для родителей это хороший повод выяснить, как малыш понял содержание передачи, как относится к поступкам героев. Хотелось бы только предостеречь от излишней прямолинейности и дидактизма. Восприятие ребенка очень эмоционально. Дети глубоко переживают происходящее на экране, живут поступками и чувствами героев, нередко очень тонко улавливают оттенки в игре актеров. Некоторые эпизоды дети запоминают настолько полно, что воспроизводят затем до мелких деталей. Такова сила воздействия телевидения на детей. И состояние этого эмоционального подъема надо ценить и беречь. Психологи утверждают, что эмоции, вызванные телевидением, столь же реальны, как и эмоции, вызванные самой действительностью.

Родителям надо заботиться, чтобы знания, умения и навыки, получаемые детьми благодаря телевидению, находили подкрепление, чтобы ребенок научился применять эти знания в различных жизненных ситуациях. Этому способствуют игры, различные инсценировки, кукольные спектакли. Если к тому же ребенок сам рисует и мастерит костюмы, оформляет декорации, у него не только развиваются мышление, память, воображение, но и формируются практические навыки.

Информируя родителей о соблюдении гигиенических требований при использовании экранных и звуковых средств, воспитателю следует обращать их внимание на продолжительность просмотра телепередач дома: для детей четырех-пяти лет она не должна превышать 20 мин, а для старших дошкольников — 25—30 мин. Более длительные просмотры могут провоцировать близорукость, вызывать усталость и раздражительность.

Важно, чтобы соблюдались условия освещения, чтобы у ребенка было постоянное место у телеэкрана, а поза его была удобной и свободной. Большое значение имеют и характер передачи, и состояние организма ребенка. Если во время болезни ребенок слишком много времени проводит у телеэкрана, это неблагоприятно сказывается на его самочувствии (малыш капризничает, плачет, жалуется на боль в животе, тошноту и т. п.).

Как и любым другим техническим достижением, телевидением надо пользоваться разумно и умело. Это умение необходимо воспитывать с детства, тем более что телевидение постоянно развивается и совершенствуется.

Все прочнее входит в быт цветное телевидение. Уже сейчас около 90% жителей нашей страны имеют возможность принимать цветные передачи. Ведется большая работа по созданию цветных телепередач с объемным изображением. Использование голографических методов позволяет демонстрировать предметы в трех измерениях. При этом сам экран собственно не воспринимается зрителями. Действие происходит как бы в центре комнаты.

Продолжаются исследования воздействия телевидения на зрителя, когда в восприятии принимают участие не только зрение и слух, но и обоняние и осязание. Эти экспериментальные исследования ведутся широким кругом ученых: физиологами, химиками, физиками, психологами. Суть эксперимента заключается в кодировании химических реакций в электрические импульсы. При воздействии на определенные центры человеческого мозга эти импульсы вызывают реакцию и соответствующие ассоциативные связи. Такая комплексная информация усилит у зрителей ощущение реальности передаваемого события (цветение яблоневого сада, созревание плода на дереве и пр.), поможет им почувствовать себя его участниками, как бы присутствующими на месте действия.

Массовое производство портативных видеомагнитофонов и передающих телекамер, видеопроигрывателей, видеокассет и видеопластинок, а также систем бытовой видеозаписи, позволяющих записывать эфирные и любительские программы и сюжеты, воспроизводить купленные или взятые напрокат готовые программы, будет способствовать возникновению своеобразных «домашних студий», обеспечивающих возможность самостоятельного использования самых разнообразных телепрограмм в любое время года и любое количество раз.

В перспективе с помощью кабельного телевидения предполагается комплексное обслуживание абонентов телевизионными и радиопрограммами, видеотелефонами, телетайпами и видеозаписями. Это обеспечит эффективную обратную связь, возможность заказывать и принимать теле- и радиопередачи нужного содержания в удобное время.

Помимо телевизионных передач у дошкольников очень популярны просмотры диафильмов и диапозитивов, прослушивание грампластинок. Во многих семьях домашние диатеки и фонотеки насчитывают десятки диафильмов и звукозаписей.

Подбирая для детей диафильмы, родители в основном ориентируются на сказки, делая это без учета возраста ребенка. Безусловно, сказки много дают малышу в нравственном плане и с точки зрения развития воображения, фантазии. Однако ограничиваться только сказками не совсем правильно. Ежегодно выходит аннотированный каталог студии «Диафильм», где дается информация о детских диафильмах и диасериях. Кроме общеэкранных диафильмов, студия выпускает и учебные, разработанные в соответствии с программой детского сада, но предназначенные для просмотра вне занятий. Они занимательны по форме, интересны по содержанию и могут быть хорошими помощниками педагогам и родителям в подготовке детей к школе. Приведем ряд примеров.

Готовя ребенка к школе, родители стремятся воспитать у него самостоятельность, организованность и дисциплинированность, умение отыскивать правильное решение в трудных ситуациях. Ведь ребенок сам должен ходить в школу, делать простейшие покупки в магазинах, выполнять небольшие поручения по дому. А для этого он должен свободно ориентироваться в окружающем:

хорошо знать дорогу в детский сад, в школу, иметь четкое представление о том, где находятся аптека, почта, ближайший продовольственный магазин, знать основные правила дорожного движения. Дети должны усвоить правила посадки в общественный транспорт, его обхода на улице, поведения на загородном шоссе, познакомиться с некоторыми дорожными знаками.

При обучении дошкольников правилам дорожного движения полезно использовать диафильмы и диасерии «На улице», «В автобусе», «Я и улица», «Рассказ о происшествии». В детском саду целесообразно организовывать совместные с родителями просмотры диафильмов, проводить беседы, устраивать выставки на данную тему. Важно, чтобы по дороге домой или в детский сад родители беседовали с ребенком о том, как надо вести себя на тротуаре, почему нельзя играть на проезжей части, для чего требуется соблюдать правила дорожного движения, объясняли типичные уличные ситуации. Дома, чтобы проверить, насколько хорошо ребенок усвоил основные правила, целесообразно предлагать ему задания, основанные на диасерии «На улице» («Объясни, что означают слова «тротуар», «проезжая часть», «обочина», «перекресток»; «Раскрась огоньки светофора, объясни, что они означают» и т. п.).

Очень актуальными для родителей являются проблемы воспитания у ребенка умения вести себя в гостях, организации дней рождения и досуга детей в семье. На эту тему разработан ряд диафильмов. Например, в диафильме «Будь вежлив» рассказывается о том, как мальчик Сережа пришел в гости. Взрослый демонстрирует диафильм и выразительно читает текст. После просмотра он опрашивает у ребенка, чем ему понравился диафильм, предлагает кратко пересказать содержание и придумать другую концовку, выполнить рисунки по отдельным кадрам. Можно предложить детям подумать и вспомнить ситуации из их жизни, аналогичные показанным в диафильме.

Повторные просмотры диафильмов — одно из любимых занятий детей. Его следует поощрять. Очень хорошо, когда дошкольники в процессе демонстрации диафильма самостоятельно пересказывают текст.

Хранение диафильмов и грамзаписей желательно организовывать таким образом, чтобы ребенок всегда мог найти то, что ему потребуется, чтобы посмотреть, послушать одному или с друзьями. Целесообразно при участии ребенка составить картотеку с нумерацией. Так как малыш еще не умеет читать, можно предложить ему на каждой карточке с номером сделать маленький рисунок по содержанию диафильма. Такой подход научит ребенка бережно обращаться с вещами, рационально организовывать свою деятельность.

В настоящее время выпускается большое количество записей музыкальных инсценировок, драматизации сказок и литературных произведений в исполнении музыкантов, артистов, самих авторов. Очень хорошо сочетать просмотр диафильма с прослушиванием записи. Родители могут предложить ребенку подобрать музыку к видовым слайдам. Это развивает художественный вкус ребенка и положительно сказывается на его эмоциональном состоянии.

В заключение следует подчеркнуть, что технические средства обучения надо использовать таким образом, чтобы у детей не снижался интерес к другим видам деятельности, особенно творческим.

ПРИЛОЖЕНИЕ



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: