ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕЛЕПЕРЕДАЧ НА ЗАНЯТИЯХ




Из экранно-звуковых средств наиболее широкое применение в детском саду имеют телевизионные передачи. Это связано с тем, что телевидение — наиболее распространенное и доступное средство, синтезирующее технические достижения и различные виды искусства. Телекамера может фиксировать в динамике самые различные процессы и явления жизни. Технические возможности телевидения позволяют демонстрировать явление в ускоренном или замедленном темпе, при необходимости останавливая или даже повторяя показ.

Телевидение — особый новый вид искусства — синтетический. Он соединяет в себе возможности таких видов искусства, как кино, театр, эстрада. В телевидении присутствуют разнообразные жанры: репортажи и рассказы, беседы и спектакли, экскурсии и концерты. Телевидение выступает как средство донесения до зрителей других видов искусства. Музыка и литература присутствуют в нем очень широко. Сильное эмоционально-эстетическое воздействие на зрителя достигается благодаря применению разнообразных выразительных средств и приемов:

композиция кадра, показ общим и крупным планом, одновременный показ с нескольких точек, монтаж живого изображения с кинокадрами и др. В самой информации, которую несет нам телевидение, уже заложена художественность. Телевидение правдиво передает динамику действительности во всем ее многообразии, позволяет проникать в самые отдаленные уголки нашей планеты, в глубины космоса и океанов. Благодаря этому оно обладает убедительностью и притягательностью огромной силы. К перечисленным преимуществам необходимо добавить возможность показа в цвете и такой фактор, как объемность звучания. А в недалеком будущем мы получим возможность воспринимать и стереоскопические цветные телепередачи.

Специальные передачи для дошкольников, которые даются по центральному телевидению, условно можно отнести к нескольким видам: познавательные, развлекательные и учебные.

Циклы передач — «Ребятам о зверятах», «Спокойной ночи, малыши», «В гостях у сказки» знакомят детей с явлениями природы и окружающей действительности, трудом взрослых и новыми книгами.

Музыкальные передачи «Мы играем и поем», «Веселые нотки», большинство мультфильмов, концерты, цирковые представления призваны развлечь ребенка, заполнить его досуг шутками, смехом, песнями, играми.

Циклы передач «Умелые руки», «Выставка Буратино» помогают детям овладеть необходимыми навыками рисования, лепки, аппликации, конструирования. Учебная передача «АБВГДейка» в игровой форме знакомит малышей со звуками и буквами, формирует первоначальные представления о грамоте, счете.

В последнее время большую популярность приобрела телепередача «Отчего и почему», выходящая в эфир несколько раз в месяц. Она решает в основном задачи познавательного характера. Так как эта передача в увлекательной форме отвечает на вопросы детей, связанные с предметами окружающего мира, трудом взрослых, ее аудиторию составляют как дошкольники, так и младшие школьники. Например, и тем и другим детям в одинаковой степени интересна передача о мастерах кузнечного дела. Маленькие зрители и зрители постарше не только знакомятся с историей развития кузнечного дела и русскими чудо-мастерами, но и получают представления о том, как работают современные кузнецы, как в их руках оживают диковинные растения, птицы, нежные лепестки роз.

В каждой из перечисленных передач присутствуют и познавательные, и развлекательные моменты, все передачи несут воспитательную нагрузку. Эти передачи готовятся известными артистами, композиторами, художниками, писателями, опытными режиссерами, операторами с учетом особенностей детского восприятия, жизненного опыта ребенка. Поэтому они могут успешно использоваться педагогами в дошкольных учреждениях в целях ознакомления детей с нашей Родиной, ее историей, природой различных климатических зон, трудом взрослых, воспитания художественного вкуса и эстетического отношения к окружающей действительности.

Благодаря особенностям и возможностям телевизионного «языка» природа и ее эстетические качества находят в телевидении наиболее адекватное и наиболее полное отражение. Ребенок получает информацию одновременно визуальную и слуховую. Слово, изображение, музыка выступают в органическом синтезе. Телевидение имеет возможность использовать киносъемки, показ в замедленном или ускоренном темпе процессов и явлений, которые протекают в природе длительное время или быстро (рост растений, прилив и отлив на море, образование дюн, взлет птиц, извержение вулкана, прыжок животного), недоступных наблюдению вблизи (повадки птиц и зверей, их жизнь в естественных условиях). Телевидение передает все богатство и разнообразие звуков (пение птиц, крики животных, шум ветра и падающей воды, раскаты грома и др.).

Организация просмотров некоторых передач из серии «Ребятам о зверятах», «АБВГДейка» и учебных телевизионных передач о диких и домашних животных, зимующих и перелетных птицах, временах года и природных явлениях на занятиях по ознакомлению старших дошкольников с природой значительно обогащает учебно-воспитательный процесс, открывает новые пути к его активизации.

Телевизионные передачи, в которых объекты природы, явления и процессы, в ней происходящие, показаны в динамике, в цвете, со звуковым сопровождением, способствуют формированию у детей более полных и разносторонних представлений о флоре и фауне, глубокого понимания взаимосвязей в природе, оценки ее эстетических сторон.

Впечатления о характере и внешнем виде животных, птиц, о явлениях природы, которые дошкольники получают из передач, оказывают значительное влияние на развитие их речевой деятельности: высказывания детей становятся осмысленнее, логичнее, эмоциональнее, выразительнее и богаче по содержанию. В активном словаре ребенка появляются образные слова и выражения, сравнения, точные описания. Этому в значительной степени способствует слово, обращенное с экрана к телезрителям. Умелая постановка ведущим вопросов, акцент на эстетической стороне объекта является как бы связующим звеном между тем, что ребенок видит и слышит в передаче, и имеющимися у него представлениями. Например:

«Ребята, все вы, наверное, очень любите лошадей,— обращается ведущий к телезрителям в момент, когда на экране идет показ скачущих лошадей.— Посмотрите на этих прекрасных лошадей. В нашей стране их выведено много разных пород. За что же любят лошадей? Одни говорят — за помощь человеку, другие говорят — за дружбу с ним, третьи—за красоту!» Слова ведущего о красоте лошадей усиливает интерес детей к эстетическим качествам этих животных.

Телевизионный показ действий и поступков людей в таких ситуациях, в которых могут оказаться и сами телезрители, нередко дает детям пример для подражания. Можно с уверенностью сказать, что демонстрация прекрасных и добрых поступков людей, направленных на защиту природы, вызывает у ребенка желание поступать так же.

Влияние телепередач сказывается и на изобразительной деятельности дошкольников: в композиционных решениях рисунков на темы природы, в динамизме изображения животных, птиц. Заметнее проявляется индивидуальность каждого ребенка.

Исследования показывают, что эмоциональность и глубина восприятия явлений природы находятся в прямой зависимости от общего развития детей, объема их знаний и представлений, от художественного уровня передач, а также от позиции педагога, его умения настроить воспитанников на просмотр.

Использование телепередач на занятиях требует определенной подготовки детей к восприятию и последующей работы по содержанию просмотренного. Задача воспитателя состоит в том, чтобы подобрать такие приемы работы с передачей, которые способствовали бы выявлению ее достоинств, характера, возможностей.

Поскольку телепередача выходит в эфир готовой и дети воспринимают материал в той последовательности, какую определили авторы, воспитатель должен создать установку на просмотр. Осуществляется это по-разному. Если передача педагогу неизвестна, он исходит из названия цикла и ориентирует детей, вспоминая вместе с ними увиденное ранее. Если же воспитатель знает содержание передачи (видел ее ранее или познакомился с аннотацией), он может четко определить, какое место она займет в работе с детьми, предусмотреть вопросы, загадки, задания, которые будут способствовать активизации эмоционально-образной памяти детей, воображения, нацелят их внимание на главное.

В процессе восприятия телепередачи, т. е. на втором этапе, руководство детьми может носить косвенный характер. Но вместе с тем педагог не должен быть сторонним наблюдателем. Он должен своим поведением выражать интерес к происходящему на экране и осторожно направлять внимание детей на то, что может уйти из поля их зрения. Делать это надо крайне осторожно, чтобы не отвлекать детей от содержания. Наблюдая за непосредственной реакцией воспитанников, педагог отмечает интересные или сложные для их понимания детали, продумывает вопросы, которые он задаст после просмотра.

Наиболее управляем третий этап. Главной задачей педагога является организация закрепления знаний, впечатлений, полученных детьми, оказание им помощи в осмыслении увиденного, стимулирование переноса ребенком приобретенных впечатлений в его собственную деятельность: речевую, изобразительную, игровую, трудовую. Пути решения этой задачи могут быть самые разные:

беседа об увиденном, организация рисования, лепки, конструирования на тему передачи, создание ситуаций в играх, на музыкальных занятиях, в свободной деятельности детей, где могли бы быть использованы их новые знания и впечатления.

Продемонстрируем это положение на примере телепередачи «Как звери к зиме готовятся» из цикла учебных телепередач по ознакомлению с природой. Этот цикл включает в себя 11 передач продолжительностью 18— 20 мин: «Вот и осень пришла», «Осень—пора уборки урожая», «Осенний отлет птиц», «Как звери к зиме готовятся», «Осень на ферме», «Зима в лесу», «Здравствуй, весна!», «Весенние гости», «Как звери весну встречают», «Весной в колхозе», «Лето красное пришло».

Краткое содержание телепередачи «Как звери к зиме готовятся».

Скоро придет зима, суровая, снежная. Придет и спросит: «Все ли готовы к встрече со мной?» Спросит медведя, ежа, зайца, лисицу, белку, бобров. Решил медведь — хозяин леса проверить, как звери готовятся к зиме. Но вначале он сам приготовился: накопил жирку, полакомился медом диких пчел, приготовил себе в укромном местечке берлогу.

У лисы забот мало, домов она не строит, запасов не делает. Вырастет у нее шерсть погуще — вот и вся ее подготовка, а кормят ее зимой быстрые ноги, крепкие зубы да острый ум. Однажды увидела лиса ежа и решила полакомиться им. Да не так прост ежик. Голыми лапами его не возьмешь. Спина и бока его покрьпы острыми крепкими иглами. Свернулся ежик в клубок и превратился в страшный колючий шар. Не побоялся он и змеи, вышел победителем из этой встречи. Маленький, а отважный! Свой дом он делает под кучей хвороста, в густом кустарнике, выстилает его сухими листьями. Ударят первые морозы — забирается еж в свое логово и спит. Доволен медведь ежом.

Решил медведь проверить белку. А белка — все в делах, все в бегах — запасы себе делает на зиму: грибы, орехи, ягоды. Живет она в дупле, выстилает его теплым мхом. Осенью белка из коричневой становится серой, мех делается теплым и пушистым. Успокоился медведь — зима не страшна, если кладовые полны.

Бобры-лесорубы работают споро, дружно. К зиме надо и плотину отремонтировать, и хатку починить, и корм заготовить. Осинку любят бобры. Понравилось медведю, как бобры приготовились к зиме.

Повстречал медведь зайца, видит — белеть начал заяц. Кормится он травой и ветками кустарника. Белый цвет помогает зайцу спасаться от врагов.

Оглянулся медведь — как все изменилось! Пусто, холодно, тоскливо! Залез он в свою берлогу и уснул до весны.

Цель этой телепередачи: обогащать представления детей о животных, их внешнем виде, повадках, образе жизни осенью; воспитывать любовь к окружающей природе; учить точно и образно передавать в словесных описаниях и рисунках увиденное и свое отношение к нему;

подводить к пониманию выразительных средств, использованных в данной передаче.

Вступительное слово воспитателя может быть, например, таким:

— Сегодня мы с вами посмотрим передачу «Как звери к зиме готовятся». О каких зверях будет рассказ, вы узнаете, если отгадаете загадки:

Вот она по веткам скачет,

Промелькнула над кустом,

Точно бойкий рыжий мячик

С пышной шерсткой и хвостом. (Белка.)

В густом лесу под елками,

Осыпанный листвой,

Лежит клубок с иголками,

Колючий и живой. (Еж.)

В передаче вы увидите и других животных. Обратите внимание на их окраску, повадки, на то, как они передвигаются.

В ходе просмотра педагог фиксирует для себя, насколько дети сосредоточены на самой передаче, какие эпизоды вызывают повышенное внимание, интерес, какие оставляют их равнодушными. По мимике, жестам, движениям воспитанников он отмечает, что им понравилось, развеселило или насторожило, и исходя из этого, строит беседу. Например, в передаче есть эпизод, где лиса пытается съесть ежа, переворачивает его лапой, но уколовшись об иголки, убегает. Как правило, дети напряженно следят за действиями лисы и под конец облегченно вздыхают. Восторженными возгласами они приветствуют победу ежа над змеей. Реакция детей на происходящее на экране позволяет воспитателю задать после просмотра такие вопросы: какие моменты из передачи вам очень понравились? Что вас порадовало? Что огорчило или даже напугало? Какою вы увидели осеннюю природу? В какие моменты музыка передавала характер животного? Что это было за животное?

В конце передачи ведущий обращается к зрителям:

«Почему некоторые звери делают себе запасы на зиму? Почему другие звери впадают на зиму в спячку? О каких зверях говорят, что их ноги кормят?» На эти вопросы дети должны ответить. Чтобы они более доказательно и аргу-ментированно отстаивали свою точку зрения, воспитатель может организовать дискуссию («А кто думает иначе? А может быть, есть другие причины? Давайте вспомним, как об этом говорилось в передаче». И т. п.).

Впечатления от просмотра передачи желательно закрепить, организовав занятие рисованием или лепкой на тему «Лесные звери». Целесообразно также возвращаться к содержанию телепередач во время прогулок. игр, экскурсий, самостоятельной художественной деятельности детей.

Аналогично строится работа и с передачами цикла «Ребятам о зверятах». В отличие от учебных программ, где звери и птицы «говорят» между собой, «рассказывают» друг о друге, а в это время дети видят на экране изображение животного или птицы, цикл «Ребятам о зверятах» построен в виде отдельных рассказов (фрагментов). Как правило, это рассказы юннатов или служащих зоопарка о своих питомцах, сопровождающиеся документальными кадрами. Поэтому, готовясь к просмотру, воспитатель может подчеркнуть, что участвуют в передаче ребята, которые умело и заботливо ухаживают за своими животными, хорошо знают их повадки, интересно рассказывают о них. Это имеет большое значение для дальнейших бесед. Зная о том, что у некоторых воспитанников есть дома животные, педагог, опираясь на отдельные моменты передачи, может предложить: «Помните, как интересно рассказывали ребята о своих черепашках, морских свинках, кошках, раках-отшельниках? Могли бы вы так же рассказать о своих животных, об интересных случаях, которые происходили с ними? Давайте попробуем!»

Дети очень любят отгадывать загадки. Эту особенность также можно использовать для закрепления новых знаний. Так, в процессе беседы о домашних животных воспитатель обращается к детям: «А теперь давайте поиграем в загадки и отгадки. Я загадываю загадку, а вы не только отгадываете, но и рассказываете, в каких передачах говорилось об этом животном, что вам особенно понравилось». Загадок может быть несколько, например:

С бородой, а не мужик.

С рогами, а не бык. (Козел.)

Сторожем не служит,

А всех рано будит. (Петух.)

С хозяином дружит,

Дом сторожит,

Живет под крылечком,

Хвост колечком. (Собака.)

Сопоставление фрагментов телепередач, выделение интересных моментов в поведении животных ведет к более глубокому пониманию ребенком взаимосвязей в природе, способствует формированию умения замечать ее красоту.

Телевизионные передачи можно записывать на магнитофонную пленку или видеопленку и организовывать повторное прослушивание или просмотр. При повторном просмотре важно обратить внимание детей на средства выразительности, при помощи которых созданы яркие, живые образы. Теперь ребенок уже будет не только следить за развитием сюжета, но и замечать характерные черты в поведении животных и птиц, обращать внимание на выразительные позы, движения, расположение объектов в кадре.

Повторный просмотр телепередачи «Как звери весну встречают» помогает решить такую задачу, как воспитание у детей умения видеть красоту явлений и процессов, происходящих в весенней природе, соотносить жизненные наблюдения с тем, что показано на экране.

Так как дошкольники уже знают содержание передачи, перед просмотром воспитатель вспоминает с ними отдельные эпизоды, персонажей, а затем предлагает обратить особое внимание на детенышей животных. После просмотра дошкольники отвечают на следующие вопросы:

какие моменты в передаче передают красоту весны и наблюдали ли вы подобные явления в жизни? Как выглядел заяц после того, как побывал в гостях и почему он так выглядел? Какое время в жизни животных и птиц называется веселым и почему? Как об этом говорится в передаче?

Наблюдения показывают, что ответы детей бывают богаче по содержанию, более связно выстроены и эмоциональнее преподнесены по сравнению с ответами после первичного просмотра. Если в первый раз дошкольники увлеченно следят за развертыванием сюжета, то во второй раз, уже зная о конфликте между зверями, они более внимательно присматриваются к объектам, о которых идет спор. Они правильно описывают внешний вид зайца (испуганный, взлохмаченный, удивленный, обиженный), чаще используют слова и обороты из текста, воспроизводя при этом нужную интонацию. Таким образом, можно сказать, что повторное прослушивание или просмотр передачи является эффективным средством закрепления и углубления знаний, полученных детьми, эстетического воспитания.

Особенно важно наличие связи между впечатлениями, которые дает ребенку телепередача, и его жизненным опытом, всем тем, что он приобретает от общения с живой природой. Чтобы установить такую связь, педагог помогает вспомнить случаи из жизни и сопоставить их с похожими событиями в передаче; поддерживает стремление воспитанников перенести полученные знания в практическую деятельность; подчеркивает и положительно оценивает поступки детей, свидетельствующие об их бережном отношении к природе.

К сожалению, телепередачи из других циклов сложно принимать на занятиях, так как время их выхода в эфир не совпадает с режимом дня в детском саду, а содержание не всегда отвечает задачам программы. Их можно рекомендовать для просмотра дома вместе с родителями или другими членами семьи. В дошкольном учреждении полезно организовывать обсуждения этих телепередач.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: