ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭКРАННЫХ СРЕДСТВ НА ЗАНЯТИЯХ




Экранно-звуковые средства обучения принято подразделять на три группы: экранные (диафильмы, диапозитивы, немые кинофильмы, эпиматериалы, транспаранты); звуковые (радиопередачи, грамзаписи, магнитные записи); экранно-звуковые (озвученные кинофильмы, диафильмы, диапозитивы, эпипроекция, телепередачи).

Из экранных средств в дошкольных учреждениях самое широкое распространение получили диафильмы и диапозитивы, которые относятся к статичным видам пособий и имеют между собой много общего. Это объясняется простотой и удобством эксплуатации современных проекторов, наличием дидактических материалов.

Ежегодно в нашей стране выпускается большое количество диафильмов и диапозитивных серий для детей. До недавнего времени это были, как правило, диафильмы-экранизации сказок, рассказов, стихотворений. Однако в последние годы появились целые серии диафильмов и диапозитивов, увлекательно рассказывающих о различных видах искусства, природе, социальных явлениях и предметах, окружающих нас. Многие диафильмы разработаны на основе «Программы воспитания и обучения в детском саду» и содержат интересную учебную информацию.

Только за последние три года студией «Диафильм» выпущено около 50 учебных диафильмов и диапозитивных серий, которые могут использоваться в дошкольных учреждениях (см. «Приложение»). В основном они рассчитаны на детей пяти-шести лет и старше. Поэтому в данном пособии в большей степени раскрывается методика использования экранных средств в работе со старшими дошкольниками.

Диафильмы и диасерии позволяют воспитателям четко, интересно, в определенной системе (часто в занимательной форме) доносить до детей программное содержание. Обычно в кадрах, адресованных педагогам, и в прилагаемых к диасериям вкладышах-методичках определены цели и задачи каждого конкретного пособия, раскрыта методика работы с детьми. Например, с помощью диафильма «Где и кто шьет обувь и одежду» воспитатель может познакомить дошкольников с трудом людей на обувной и швейной фабриках, с основными этапами и процессами пошива обуви и одежды, рассказать о взаимосвязи разных профессий, об отношении людей к своей работе. Этот диафильм воспитывает у детей уважение к людям труда и бережное отношение к вещам. Такие же задачи можно решать и с помощью диасерии «Детям о труде взрослых», диафильма «О труде колхозников в разное время года» и др.

Цель диасерии «Домашние животные» — воспитывать у детей интерес и любовь к животным, желание ухаживать за ними; расширять и систематизировать представления о домашних животных: живут рядом с человеком, он заботится о них, кормит, создает необходимые условия для жизни; животные очень доверчиво относятся к людям и привыкают к ним; общение с животными дарит людям радость, делает добрее, лучше.

Многие диафильмы и диасерии раскрывают такие нравственные понятия, как честность, справедливость, героизм, дружба и др.

Ежегодно большими тиражами выходят диафильмы-экранизации по произведениям С. Маршака, К. Чуковского, С. Михалкова и других детских писателей, по мотивам русских народных сказок и сказок других народов.

Выпускаются диафильмы и диапозитивы в цветном и черно-белом исполнении. Они помогают педагогам решать самые различные задачи: сообщение новых знаний и закрепление имеющихся, активизация словаря детей, формирование познавательных процессов, развитие воображения, умения творчески перерабатывать информацию и др.

Использование диафильмов и диапозитивов может иметь место уже в младших группах — при чтении сказок, рассказов, разучивании стихотворений, во время бесед и т. д. Кадры на экране привлекают внимание детей, повышают их интерес к теме, активизируют мыслительную деятельность, позволяют получить образные представления о художественных произведениях. Диафильмы чаще используются в тех случаях, когда воспитателю необходимо проиллюстрировать сказку или рассказ, а диапозитивы находят большее применение в процессе бесед и творческого рассказывания.

Практика показывает, что воспитатели предпочитают диафильму серию диапозитивов по конкретной теме, так как при этом педагог имеет возможность более маневренно и свободно их использовать, демонстрируя оптимальное количество кадров с учетом уровня подготовленности детей, основной учебной задачи и больше времени уделяя для непосредственной беседы с воспитанниками.

Следует заметить, что педагоги порою не учитывают возможности восприятия детьми экранного изображения и перенасыщают занятия зрительной информацией. Зачастую это делается за счет времени, которое должно быть использовано для высказываний детей. В результате перегрузки дошкольники не все усваивают, поскольку не успевают как бы «расшифровать» экранное изображение, соотнести и увязать новую информацию с уже имеющимися у них знаниями. Как показывают исследования, оптимальное количество кадров, при условии, что они несут большую смысловую нагрузку, на одном занятии в старших группах равняется 12—15, в младших— 8—10. Превышение этих цифр ведет к снижению качества запоминания.

В последнее время начали выпускаться комплексы экранных средств, в которые входят диафильмы и диапозитивная серия или несколько диафильмов. Одно средство хорошо дополняет другое, потому что они оба раскрывают одну тему, но разные ее аспекты. Примеры таких комплексов: диафильм «Пограничники» и диасерия «На страже Родины», диафильмы «Как ребята на почте побывали» и «О чем рассказало письмо», диафильм «Простые задачи на вычитание» и диасерия «Вычитание чисел» и др.

Демонстрацию диафильмов и диапозитивов лучше проводить в середине занятия после небольшой вступительной беседы с детьми. Но можно организовывать показ и в начале занятия, если стоит задача заинтересовать детей, увлечь, нацелить их внимание на определенный объект или явление, о котором пойдет речь далее, и в конце занятия, когда педагог ставит перед воспитанниками задание запомнить увиденное, а в свободное время выполнить рисунок или составить рассказ на эту тему.

В практике существует много педагогических приемов эффективного использования диафильмов и диапозитивов. Так, усвоение учебного материала происходит успешнее при условии правильного сочетания экранного изображения со словом воспитателя. Наиболее распространенными являются следующие формы сочетания:

· чередование демонстрации с объяснением воспитателя;

· объяснение по ходу демонстрации;

· демонстрация с последующей беседой по содержанию просмотренного;

· направляющая (установочная) беседа с детьми и последующая демонстрация.

Как правило, диафильмы-экранизации по художественным произведениям для детей четырех-пяти лет построены так, что педагог демонстрирует кадры и выразительно читает авторский текст. Затем он задает детям вопросы и беседует по содержанию.

Однако диафильмы, требующие от детей более напряженной мыслительной работы, лучше демонстрировать после чтения текста. По этому принципу строится ряд учебных диафильмов и диасерий для дошкольников:

«Красная Шапочка», «Три медведя», «Еж и заяц», «Маша и Медведь», «Цыпленок и утенок» и др. Рассмотрим, например, одноименный диафильм по рассказу В. Осеевой «Волшебное слово». Цель его — учить детей пересказывать содержание близко к тексту, воспитывать культуру общения, доброжелательное отношение к людям. В кадрах диафильма изображены различные ситуации, в которые попадает главный персонаж — Павлик, и поставлены вопросы, отвечая на которые дети фактически пересказывают авторский текст. Но сочетание изобразительного ряда со словесным построено таким образом, чтобы дети не только воспроизводили текст, но и выражали свое отношение к происходящему. Этому способствуют и выразительность рисунков, и формулировки вопросов («Как вы думаете?» «Справедливо ли?..» И т. п.). Заканчивается диафильм четырьмя кадрами, не имеющими, казалось бы, прямой связи с рассказом. В них показаны случаи из жизни детей: мальчик вырывает у девочки мяч; мальчик дарит девочке цветы; дети пускают кораблики в ручейке, у мальчика сломался кораблик, он огорчен; девочка починила кораблик и вернула товарищу. Радостный, он благодарит девочку. Эти кадры предваряет обращение к маленьким зрителям: «Ребята! Мы рассказали вам о Павлике. А теперь посмотрите на эти рисунки и скажите, о чем они. Не бывает ли и с вами так?»

Воспитатель может предложить детям рассказать о том, что они увидели, сопоставить данные ситуации со случаями из их личного опыта, а затем дать свою оценку. В конце занятия он может также спросить у дошкольников, какие еще волшебные слова они знают, как называют человека, который в общении с другими людьми употребляет волшебные слова, как и чем отвечают люди на вежливое обращение (улыбкой, добрым отношением, хорошими поступками), как чувствуют себя люди, разговаривая с вежливым и внимательным человеком. Таким образом, используя этот диафильм на занятии по развитию речи, педагог может решать одновременно и задачи нравственного воспитания.

Работа по содержанию диафильма после его просмотра может проводиться в разных формах. В практике употребляются такие, как описание детьми понравившихся кадров, эпизодов; составление вопросов к фрагментам или отдельным кадрам; краткое изложение сюжета и его «домысливание»; ответы на вопросы, поставленные в ходе демонстрации; рисование (по памяти) отдельных кадров. Выполнение ребенком перечисленных заданий способствует развитию памяти, воображения, формированию умения мыслить самостоятельно. Ведь прежде чем ответить на вопрос «Что тебе понравилось и почему?», ребенок как бы заново пропускает перед мысленным взором увиденное, восстанавливая его в памяти, сопоставляет, оценивает, выбирает.

Повторный показ — один из наиболее ценных приемов использования диафильмов и диапозитивов во всех возрастных группах. При этом педагог должен учитывать возрастные возможности детей и их речевую подготовленность. Если в младших группах он может предложить детям пересказать сказку (рассказ) по зрительному ряду, описать понравившиеся кадры (эпизоды), то старшим дошкольникам целесообразно дать более сложные задания: проанализировать содержание и озаглавить фрагменты; придумать другую концовку фильма; сравнить литературный текст и экранизацию и др.

Интересным и эффективным может быть такой прием, как составление детьми рассказов по отдельным (опорным) кадрам из диафильмов по знакомым детям литературным произведениям. Воспитатель показывает на экране фрагменты, а дошкольники вспоминают названия сказок, стихотворений, рассказов, описывают ситуации, в которые попадают герои.

Применение диафильмов и диапозитивов имеет много общего с работой по настенным картинам. Однако проецирование на экран дает возможность получать световые картины больших размеров, а последовательный показ кадров позволяет раскрывать в динамике целые процессы и явления, что ведет к познанию ребенком не только внешних, наглядных свойств предметов и явлений, но и их внутренних существенных связей и отношений. Например, в процессе демонстрации диафильма «Как ребята на почте побывали» педагог обращает внимание детей на различия в условиях труда почтальонов, работающих в разных географических зонах, знакомит с разными транспортными средствами (в тундре—оленьи упряжки, аэросани; в горах—лошади; в тайге—вертолет и т. д.). Затем проводится беседа, в процессе которой дети отвечают на следующие вопросы: о чем вы узнали из фильма? Для чего нужна людям почта? Кто работает в почтовых отделениях? Какие машины помогают работникам почты и в чем? От кого зависит, чтобы письмо (посылка, телеграмма и др.) пришло по нужному адресу как можно скорее? Почему на эмблеме почты (на марке) нарисована молния? Как надо правильно писать адрес? Для чего нужен индекс? Почему люди уважительно относятся к труду почтальонов? Какие трудности приходится преодолевать почтальонам при доставке почты? Если бы вам предложили дополнить фильм, как бы вы закончили этот рассказ? В итоге у детей создается целостное представление о почте как службе связи и понимание обобщений следующего характера:

— почта связывает и объединяет людей, которые находятся на далеких расстояниях друг от друга;

— в почтовых отделениях работают люди разных профессий (специальностей), и все они связаны между собой общим делом;

— для доставки корреспонденции используются различные транспортные средства, они могут быть разными для каждой местности;

— любой труд в нашей стране нужен и почетен. Особенно эффективны учебные диафильмы и диасерии в тех случаях, когда нужно раскрыть перед детьми какие-то социальные явления в их взаимосвязи. Рассмотрим это на примере диафильма для старших дошкольников «О чем рассказало письмо».

Цель диафильма — показать детям, как с помощью письма — одного из самых распространенных средств общения — можно рассказать другому человеку о своих мыслях, чувствах, впечатлениях; вызвать интерес к событиям, происходящим в родной стране (строительство новых городов, железнодорожных магистралей), уважение к людям труда, чувство симпатии к сверстникам и взрослым других национальностей, в частности к представителям народности Севера—хантам.

В основе диафильма лежит небольшой сюжет о московской девочке Тане, которая вместе с родителями уезжает в Сибирь на большую стройку. Новый детский сад, новые друзья, строящийся город, незнакомые природа и условия жизни (тайга, олени, езда на собачьих упряжках) производят на Таню огромное впечатление. Ей хочется поделиться увиденным со своими друзьями, оставшимися в московском детском саду. Но как это сделать? И Таня просит маму помочь ей. Мама предлагает дочке нарисовать все, о чем она хотела бы рассказать. Мама пишет письмо, а девочка рисует. Условно ее рисунки можно озаглавить так: «На стройке», «Катание на собачьей упряжке», «Семья хантов в национальной одежде». Письмо мамы заканчивается словами: «Дорогие ребята! Посмотрите внимательно на Танины рисунки и расскажите, что на них нарисовано. До свидания». Запечатав рисунки и письмо в конверт, Таня с мамой опускают его в почтовый ящик. И письмо отправляется в дальний путь: аэросани доставляют почту в аэропорт, оттуда самолетом — в Москву и, наконец, почтальон приносит письмо в детский сад, где ребята с интересом знакомятся с ним, а затем обсуждают, что написать Тане в ответ.

В структуре диафильма следует отметить некоторые композиционные особенности. Собственно «Танины рисунки» повторяются в фильме дважды. При первом предъявлении они смонтированы в одном кадре, при повторном каждому рисунку посвящен отдельный кадр. Кадры не содержат текста, так как предназначены для самостоятельных ответов детей. Это дает педагогу возможность творчески построить работу с детьми, например предложить воспитанникам подробно рассказать о содержании рисунков (кадров), дополнить эти рассказы литературным материалом, впечатлениями из фильмов, телепередач, личного опыта и т. п.

Преподнесение экранного и словесного материала в данном диафильме осуществляется таким образом, чтобы в течение всей демонстрации дети выполняли мыслительные поисковые действия, т. е. активно работали (строили ответы на вопросы, дополняли, вспоминали, сопоставляли, домысливали и т. д.).

Кадры 11—15 представлены в виде рассказа Таниной мамы о первопечатнике Иване Федорове, памятник которому установлен в Москве, о русской азбуке, о букварях, изданных на языках разных народов СССР.

Предлагая детям ответить на вопросы, почему Таня попросила маму написать письмо своим московским друзьям и о чем рассказывалось в письме, воспитатель подводит их к сложным обобщениям — что такое устная и письменная речь. Беседуя с воспитанниками, педагог помогает им прийти к выводу, что мысли, чувства, состояние одного человека могут быть переданы другому с помощью письменной речи и что для этого надо научиться писать. Таким образом, у ребенка формируется интерес к будущей учебе в школе, потребность овладеть умением писать.

В конце диафильма имеется кадр 28, содержащий задание к детям. Они должны выбрать из представленных на экране девяти предметов только те четыре, которые могут быть использованы при написании письма. В подтверждение правильности ответов детей в следующем кадре 29 даны изображения этих четырех предметов (тетрадь, ручка, конверт, марка).

В целом диафильм представляет собой сочетание различных приемов подачи учебной информации. Значительная ее часть сообщается ребенку в традиционном для диафильма виде — в готовой форме. Но часть кадров, как уже отмечалось выше, заставляет детей вспоминать увиденное, оформлять свои впечатления в самостоятельные суждения, отвечая на вопросы, решать предложенные задачи. Таким образом, во время просмотра познавательная активность детей реализуется в разных видах деятельности. Это дает педагогу возможность разнообразить методы и приемы обучения не только на занятии, но и в последующей работе с дошкольниками.

Включая диафильмы в систему занятий, воспитатель может или следовать готовым методическим рекомендациям (даются в фильме), или работать по своей методике, которая определяется уровнем подготовленности детей, степенью сложности учебно-воспитательных задач, а также наличием дополнительных средств и материалов. В связи с этим необходимо особо остановиться на следующем аспекте.

Из диафильма дошкольники получают довольно большой объем знаний и представлений об окружающем мире. Проводя беседу по содержанию просмотренного, воспитатель способствует развитию у детей самостоятельного творческого мышления, так как его вопросы можно приравнять к постановке познавательных задач, которые решаются на материале изобразительного ряда диафильма. Вопросы помогают ребенку установить причинно-следственные связи между явлениями и предметами, о которых он узнает из диафильма. Таким образом, просмотр диафильмов способствует активизации познавательной деятельности, развитию мышления. Следовательно, воспитатель не должен ограничиваться чтением субтитров. Ведь в каждом кадре представлена богатая информация, которую надо раскрыть детям, указав на интересные детали.

Например, субтитр к кадру 4 вышеназванного диафильма кратко, но точно передает содержание изображения: «Сибирь — край великой стройки. Такую большую стройку Таня увидела впервые». В изобразительном ряду кадра мы видим следующее: на первом плане — фигуры Тани и ее отца. Поднявшись с девочкой на небольшую гору, отец показывает ей строящийся город: большое количество многоэтажных жилых домов, башенные краны, панорама стройки. В левой части кадра, как бы на окраине города, трубы завода, из которых идет дым. Среди домов по дороге идут грузовые автомашины, везущие разный строительный материал (кирпич, плиты, песок, доски). В правой части кадра, ближе к первому плану, видны два деревянных дома. Дети могут предположить, что это были первые дома строителей нового города, но, может быть, это и остатки какого-то старого селения, на месте которого возводится город. Среди домов и вокруг всей стройки «оазисы» хвойных деревьев. Новый город строится прямо в лесу.

Таково полное содержание кадра. Вряд ли дети смогут самостоятельно увидеть все эти детали, связать их воедино и сделать нужные выводы. Поэтому после обязательного прочтения субтитра педагог может продолжить беседу, задав ряд вопросов. Так, целесообразно спросить, как дети понимают слово «стройка». Ведь сооружение одного дома тоже стройка. В данном случае они должны уяснить себе, что строится, растет новый большой промышленный город. Содержание этого кадра позволяет затронуть в беседе и экологическую тему. Если дошкольники затрудняются ответить, почему при строительстве бережно сохранен лес или почему завод возведен на окраине города, воспитатель объясняет это сам.

Разумеется, не все кадры требуют последующей беседы — по такому принципу можно работать с кадрами 7 13 18, 21.

Наряду с основными для данного занятия учебно-воспитательными задачами педагог в процессе работы с диафильмом может решать ряд других. Например, по ходу демонстрации диафильма или во время беседы он привлекает внимание детей к такому аспекту, как дружба и взаимопомощь разных народов нашей многонациональной страны, показав это на примере взрослых и детей. Родители Тани — русские. Они приезжают из Москвы, чтобы помочь местным жителям построить новый город, а маленькие ханты Окся и Киш тепло принимают девочку, стремятся показать ей красоту и богатство своего сурового края.

Целесообразно также обратить внимание дошкольников на смену времен года. Действие диафильма начинается осенью. Именно в это время Таня впервые видела стройку, ездила в лес собирать грибы и ягоды. А затем с наступлением зимы у девочки появляются новые впечатления. Сведения, которые преподносятся маленьким зрителям, носят природоведческий характер и систематизируют знания и представления дошкольников о деятельности людей, связанной с сезонными изменениями в природе.

Просмотр диафильма на занятии является для детей работой коллективного характера, требующей и коллективного внимания. Поэтому задача воспитателя состоит в том, чтобы ни один ребенок «не выпадал» из общей деятельности, чтобы дети не отвлекались и в нужный момент успевали включаться в работу.

Одним из возможных и увлекательных вариантов последующей работы с материалом диафильма является рисование детьми запомнившихся или наиболее понравившихся им кадров. Рисунки должны быть выполнены в определенной последовательности. Для этого педагог может заранее расчертить стандартные листы бумаги на три части. Рисунок, помещенный в каждой части, будет соответствовать одному кадру. Детям, обладающим хорошими изобразительными навыками, можно давать по нескольку листов бумаги. На рисование отводится 15— 20 мин. Как показывает практика, большинство детей успевают выполнить по 6 рисунков, остальные — по 4—5. Подобная работа активизирует внимание дошкольников, заставляет их еще раз вспомнить учебный материал.

Диафильмы «Как ребята на почте побывали» и «О чем рассказало письмо» составляют комплекс экранных средств по теме «Почта» раздела «Ознакомление с окружающим» «Программы воспитания и обучения в детском саду». При наличии в дошкольном учреждении обоих диафильмов первым целесообразно демонстрировать «Как ребята на почте побывали».

На некоторых примерах покажем, как один диафильм дополняет другой. В диафильме «Как ребята на почте побывали» подчеркивается обязательность написания индекса на конверте, в диафильме «О чем рассказало письмо» показано, как надписывать адрес и наклеивать марку.

В субтитре к кадру 19 диафильма «Как ребята на почте побывали» дается информация о доставке почтового груза к поездам, самолетам, теплоходам, а изображение воспроизводит момент загрузки самолета ящиками с посылками. Далее в субтитре к кадру 25 сообщается, что «на далеком Севере почту доставляют на вездеходах и оленях», и изображение иллюстрирует эту надпись. В диафильме «О чем рассказало письмо» данная информация как бы повторяется, но уже в несколько измененном виде. В кадре 18 мы видим, что на фоне заснеженных горных вершин и хвойного леса на снежной целине стоят аэросани, готовые в любую минуту двинуться в путь. Около них уже не видно людей, доставивших почту. Текст к этому кадру таков: «Из ящика вместе с другими письмами и открытками оно (письмо Тани) попало на почту. Там письма рассортировали, упаковали и отправили на аэросанях в аэропорт». Данная информация по сравнению с информацией, заложенной в кадрах 15—зал сортировки писем на почтамте, 16—конверт с почтовым индексом, 17—ручная сортировка писем, 18—грузовая почтовая автомашина, 19—погрузка почты в самолет, диафильма «Как ребята на почте побывали» имеет более обобщенный характер.

В кадре 19 диафильма «О чем рассказало письмо» показаны общий вид аэродрома сверху (у самолета стоят автозаправщик и двое аэросаней), самолет и аэросани целиком. Дети могут хорошо рассмотреть соотношение в размерах самолета и аэросаней, что будет способствовать формированию пространственных ориентировок.

В этих двух диафильмах имеется еще целый ряд взаимодополняющих и уточняющих моментов. Это дает воспитателю возможность углублять представления детей.

Например, демонстрируя кадры диафильма «О чем рассказало письмо», изображающие отправление письма и доставку его в аэропорт, педагог может предложить детям вспомнить аналогичные кадры из диафильма «Как ребята на почте побывали» и рассказать, почему на Севере почту доставляют на аэросанях, оленях, собаках. Желательно, чтобы дети сами объяснили зависимость выбора средств доставки от местных условий: в городе — на автомашине; высоко в горах — на лошади, которая может пройти по самой узкой горной тропинке; в тайге, где нет наезженных дорог, много болот, — только на вертолете; на острове, где живут рыбаки, — водным транспортом. Такое дополнение одного фильма другим способствует установлению прочных ассоциативных связей, эффективному усвоению программного материала.

Обобщая сказанное, следует отметить, что использование диафильмов в процессе обучения на занятиях позволяет воспитателю решать целый комплекс задач: расширять представления детей об окружающем, закреплять и систематизировать знания на основе ярких наглядных образов, обогащать активный словарь новыми словами и образными выражениями.

Наблюдения показывают, что после просмотра диафильмов у ребенка возникает дополнительный интерес к изучаемой теме, он стремится не только нарисовать увиденное, но и отобразить его в играх.

Диафильмы пробуждают детскую любознательность, ребенок задает много вопросов. Возникающий у детей интерес к той или иной теме помогает удовлетворить художественная литература.

Так как при создании диафильмов и диапозитивов используются высокохудожественные фотографии и рисунки, демонстрация их целесообразна и на занятиях рисованием, лепкой, аппликацией, конструированием. Кроме общего эмоционального удовлетворения и эстетических впечатлений, дети могут извлечь из диафильмов конкретные знания о композиции рисунка, приемах рисования, лепки, конструирования. Так, готовясь к занятию рисованием на тему «Мишка» с детьми четырех-пяти лет, педагог может показать им диафильм «Три медведя» или «Маша и медведь», обратить внимание воспитанников на то, что художник изображает медведей в разных позах, в движении, на то, что у них толстые лапы, закругленные уши и пр. Перед лепкой на тему «Фрукты» желательно организовать просмотр отдельных кадров из диасерии «Фрукты», обсудить с детьми размеры, форму, цвет тех фруктов, которые они будут лепить, сравнить одни фрукты с другими.

Накануне или в начале занятия рисованием на темы любимых старшими дошкольниками сказок педагог может продемонстрировать кадры из диасерии «Виктор Васнецов», где изображены картины «Аленушка», «Иван-Царевич на Сером волке», «Богатыри», «Избушка на курьих ножках» и др. Перед тем как дать детям задание нарисовать их любимые пейзажи, целесообразно показать им картины И. И. Шишкина «Дубы», «Рожь», «На севере диком», «Утро в сосновом лесу», использовав диасерию «И. И. Шишкин», или познакомить с картинами А. И. Куинджи «Березовая роща», «Лунная ночь на Днепре» и др. из диасерии «Художник А. И. Куинджи».

Практика показывает, что дошкольники более эмоционально воспринимают произведения живописи, тоньше улавливают настроение, которое хотел передать художник, если им предъявляют контрастные картины. Например, демонстрируя картины «Рожь» и «На севере диком», следует обратить внимание детей на то, что первая написана в теплых тонах, светлыми красками, а вторая выполнена в холодных тонах, и настроение вызывает грустное. Полярны по своему настроению и картины «Аленушка» и «Иван-Царевич на Сером волке». Если от первой веет глубокой печалью, природа и человек неподвижны, как бы застыли в этой печали, то вторая полна экспрессии, динамики.

Демонстрация кадров из диасерии «Жостовские подносы», «Русские лаки. Федоскино», «Миниатюра Мстеры», «Вологодские кружева» на занятиях декоративным рисованием при росписи лепки или создании панно из различных материалов не только обогащает представления дошкольников о замечательных русских художниках-живописцах, народных умельцах и произведениях, ими созданных, но и помогает по-иному увидеть истоки их вдохновения — окружающую природу. Именно от природы идут в своих поисках художники, передающие нам красоту зимних лесов, одетых в белые кружева, цветных переливов рек и озер, трав, цветов, узоров на листьях.

С учетом того, что в дошкольных учреждениях не всегда могут иметься вышеуказанные диасерии, в помощь педагогам выпущен диафильм «Виды изобразительного искусства», который дает детям представления о таких понятиях, как живопись (пейзаж, портрет, натюрморт), графика, скульптура, иллюстрация, о том, как работают художники-живописцы и мастера народных промыслов Федоскина, Палеха, Жостова, Хохломы. Этот диафильм целесообразно демонстрировать детям старшего дошкольного возраста на обобщающих занятиях по изобразительной деятельности, привлекая их личный опыт и уже приобретенные знания.

Лаконичный текст диафильма не раскрывает все содержание кадров. Поэтому, демонстрируя картину, скульптуру, педагог должен сам обращать внимание детей на композиционное расположение деталей, на художественные средства, с помощью которых достигаются выразительность характеров персонажей, общего настроения.

Покажем это на примере работы с двумя кадрами, демонстрирующими картину А. Пластова «Ужин трактористов». Воспитатель может подчеркнуть, что художник удивительно правдиво, с большой любовью и уважением рассказывает о земле, которая родит хлеб, о нелегком, но таком нужном труде земледельцев. Мы видим вспаханное поле, отдыхающее после жаркого дня. Последние теплые лучи солнца окрашивают все вокруг в яркие золотисто-красные тона: и поле, и двух трактористов (один из которых совсем еще мальчик), и девочку, принесшую им ужин. Глядя на картину, мы словно ощущаем свежесть вечернего степного воздуха, запахи трав, тепло от разогретой за день земли. Как достигает этого художник? Прежде всего цветом, определенным сочетанием красок. Солнечное освещение как бы окутывает все, делает мягче, теплее. Эти золотисто-красные тона и создают общее настроение теплого летнего вечера. Воспитатель может даже предложить «послушать» картину: как работает незаглушенный мотор трактора (об этом говорит вьющийся дымок), как льется в миску молоко из бидона, как шелестит трава. Даже вечернее небо кажется тоже наполненным звуками, хотя вся картина оставляет впечатление покоя — все довольны, что хорошо потрудились и их труд нужен всем. Рассказывая детям, что художники подолгу, иногда по нескольку лет, трудятся над своими картинами, педагог демонстрирует отдельные портреты, этюды, карандашные наброски и зарисовки растений, человеческих рук, деталей трактора, которые сделал А. Пластов, создавая картину «Ужин трактористов».

Такая работа поможет ребенку с наибольшей полнотой воспринять картину, почувствовать ее настроение, понять замысел художника. Безусловно, не все кадры требуют такого пристального внимания. Это должен определить педагог, готовясь к занятию, просматривая предварительно диафильм и решая, какие воспитательно-образовательные задачи он будет решать.

Следует заметить, что некоторые фрагменты диафильма «Виды изобразительного искусства» можно использовать и на занятиях по ознакомлению с окружающим: кадры с пейзажами И. Шишкина, И. Левитана, И. Остроухова— во время беседы о временах года, кадры с картиной А. Пластова «Ужин трактористов» — в процессе рассказа о труде колхозников, кадры с картинами М. Сарьяна об Армении при ознакомлении детей с советскими союзными республиками.

На занятиях по формированию элементарных математических представлений педагоги редко применяют экранные средства. Чаще они используют мелкий раздаточный материал и картинки. Но исследования показывают, что умения воспринимать информацию с экрана, выделять основное и второстепенное, действовать в соответствии с предлагаемыми на экране заданиями положительно сказываются в дальнейшем, когда ребенок приходит в школу. Закрепляя у детей навыки ориентировки во времени, количественного и порядкового счета, пространственные представления (справа, слева, сзади, спереди, выше, ниже, короче, длиннее, под, над и др.), целесообразно включать в занятия демонстрацию следующих диафильмов и диасерий: «Как мы считаем», «Взаимное расположение предметов», «Сказка о том, как Машенька с часами познакомилась», «Множества предметов», «Вычитание чисел», «Решим задачу», «Простые задачи на вычитание», «Цвет, размер и форма предмета». Все эти пособия разработаны в соответствии с программой для детей шестилетнего возраста, но многие кадры настолько красочны и одновременно просты по содержанию, что легко и с огромным интересом воспринимаются детьми пяти и даже четырех лет. Работать с данными экранными пособиями несложно, так как сюжеты диафильмов и их содержание доступны пониманию детей. Приведем несколько фрагментов из диафильма «Простые задачи на вычитание».

1. Брат и сестра (Катя и Федя), собираясь зимним днем на прогулку, смотрят в окно и подсчитывают, кого больше на горке — девочек или мальчиков, сколько у них санок, у всех ли детей есть санки.

6. Катя и Федя на горке. В кадре вопросы: «Сколько теперь детей во дворе? Сколько их было до прихода Кати и Феди?» Катя садится на санки и съезжает с горки. Вопрос: «Сколько ребят осталось на горке?»

13. Брат и сестра возвращаются домой. «Смотри, Федя! — удивленно говорит Катя.—Когда мы уходили гулять, за окном было 10 сосулек. Я посчитала. А сейчас только 2. Сколько же их растаяло?»

14. Лето. Катя и Федя в зоопарке. Вот резвятся лисята. Вопросы: «Сколько лисят? А в домике на 3 лисенка меньше. Сколько лисят в домике?»

Есть в диафильме кадры, требующие от детей и работы воображения. Так, в кадре 19 изображены 7 жирафов — видны только их головы, а текст поясняет: «За зеленой оградой разгуливают кенгуру и жирафы. Кенгуру мы не видим, но их на 4 меньше, чем жирафов. Сколько кенгуру?» Дети должны вначале сосчитать жирафов, затем вычесть 4 и таким образом решить задачу, определив невидимых кенгуру. Хотя задача усложнена тем, что часть ее условия изображена на рисунке, а другая предполагает мысленное дополнение, дошкольники решают ее быстро и правильно. Детям нравятся персонажи диафильма, они с удовольствием пересчитывают крокодилов и жирафов, лисят и обезьян, медведей и волков, бабочек и муравьев.

Так же увлеченно на протяжении всей демонстрации диафильма «Сказка о том, как Машенька с часами познакомилась» работают дети вместе с его героиней Машей. Совсем непроизвольно происходит знакомство дошкольников с часами, их назначением, разными видами (напольные, настенные, песочные, электронные), с тем, как определять по часам время с точностью до получаса. Ожидание Маши прихода Деда Мороза, встреча с добрым Гномом, посещение волшебного замка, куда может попасть только тот, кто умеет узнавать время по часам,— сюжетная линия, которая поддерживает у ребенка интерес к учебному содержанию, активизирует его, заставляет совершать мыслительные операции: анализировать, сопоставлять, вспоминать и в конечном итоге усваивать преподносимый материал.

Опыт показывает, что просмотр подобных диафильмов стимулирует самостоятельное познавательное творчество дошкольников. Это проявляется в загадывании детьми друг другу различных загадок, задач, придумывании интересных историй, волшебных сказок. Воспитатель должен поддерживать детскую инициативу, поощрять ее, организуя своеобразные соревнования, например кто больше и интереснее придумает задач или загадок. (Вначале дети вспоминают задачи, которые они решали во время просмотра диафильма, а затем по аналогии придумывают свои.)

Как показывает практика, диафильмы и диапозитивы можно использовать фактически на любых занятиях. Но поскольку они не <



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: