Как уже отмечалось выше, новый вид экранных средств — графопроектор только входит в практику работы дошкольных учреждений. Но очень скоро он найдет самое широкое применение, так как возможности его велики, хотя недостаточно еще изучены. Особый эффект от его использования наблюдается в тех случаях, когда педагогу необходимо раскрыть перед детьми динамику какого-то процесса или явления. Как правило, педагоги используют готовые или самодельные (нарисованные на прозрачной пленке) транспаранты, изображающие строение, рост и развитие растений, взаимосвязь процессов в природе, последовательность этапов рисования узоров или росписи и др.
С помощью транспарантов можно раскрывать и достаточно сложные для дошкольников понятия из области социальных явлений. Рассмотрим один из вариантов применения транспарантов на занятии в старшей группе при ознакомлении детей с символикой нашей страны (гербом и гимном).
Воспитатель показывает изображение Герба СССР:
— Это герб нашей страны. Его можно видеть очень часто: на свидетельстве о рождении и школьном аттестате, на форме советских спортсменов, на денежных знаках, на всех важных документах...
Это символ нашей страны — страны великой, могучей, в которой люди живут свободно. Сегодня я расскажу вам, как создавался герб нашей страны. Это было очень давно. После Великой Октябрьской социалистической революции, когда хозяином родной земли, фабрик и заводов стал сам народ, началась новая жизнь нашей страны. Вы знаете, что в это время вождем всех рабочих и крестьян был Владимир Ильич Ленин. В создании герба он принимал самое активное участие. Вот как это было.
Воспитатель накладывает транспарант № 1.
|
— На земле родилось новое, рабоче-крестьянское государство. И как любой стране, нам нужны были свои государственные знаки — флаг, герб, гимн. У каждой страны и ее народа есть свой герб, который может рассказать об этой стране. Было много стран, которые вели захватнические войны, и поэтому на их гербах изображались драконы, львы, кресты, пушки, свастики и черепа... А наша страна мирная, дружелюбная. Нашей стране, у которой началась новая жизнь и народ которой устал от войн, голода и бедности, нужен был другой герб, который бы говорил о мечтах всего народа, о его свободе, равенстве, братстве.
Много художников работали над созданием герба молодой Советской республики.
Воспитатель накладывает транспарант № 2.
— Как отразить единство трудового народа — рабочих и крестьян? И решили художники показать его через орудия труда. В то время труд рабочих и крестьян был тяжелым, ручным. Таких машин, какие есть сейчас, не было. Рабочие в кузнечных цехах пользовались тяжелыми молотами, а крестьяне жали рожь, пшеницу серпами (показывает диапозитив, на котором показано, как крестьяне вручную убирают хлеб). Посмотрите, как много раз надо было наклониться и срезать стебли пшеницы, чтобы получился небольшой сноп.
Над серпом и молотом сияет пятиконечная звезда. Появилась она как символ Красной Армии, которая защищала молодую Советскую власть и боролась за то, чтобы все рабочие и крестьяне радостно и свободно трудились на своей земле.
Воспитатель накладывает транспарант № 3.
— Лучи восходящего солнца освещают земной шар. Солнце—это начало нового дня, символ радости, света новой жизни. Все живое всегда тянется к солнцу. С солнцем у людей всегда связывались мечты о справедливости и счастье.
|
Воспитатель накладывает транспарант № 4.
— Вокруг земного шара, солнца и пятиконечной звезды золотятся густые хлебные колосья. Хлеб всегда был главным богатством народа. «Хлеб в закромах — счастье в домах»,— говорит народная мудрость. Хлеб — это великий труд и гордость тех, кто его выращивает. Хлеб — это значит мир. Чтобы вырастить хлеб, человек должен вспахать поле, засеять его и дождаться урожая, убрать и сохранить его. Вот почему для труда земледельца нужен мир.
Воспитатель накладывает транспарант № 5.
— Колосья на гербе обвивает лента. У нее цвет нашего красного флага. На ленте надпись: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» Вместе с русскими рабочими и крестьянами победу одержали и другие народы, населявшие Россию,— все стали равными и свободными. Этот призыв написан на языках разных народов нашей большой страны. В самом начале, когда только создавался Союз Советских Социалистических Республик, он объединил всего шесть республик. Столько же витков было и у ленты. Потом количество витков все прибавлялось, и сейчас их пятнадцать. Призыв этот говорит еще и о том, что всем трудящимся земли надо объединиться, и они тогда смогут добиться свободы и справедливости.
Кроме герба, у нас есть и свой гимн. Это главная песня страны. Я хочу, чтобы вы послушали ее. Слушать гимн надо обязательно стоя.
Воспитатель включает запись и все встают.
Дети смотрят на торжественно-сосредоточенное лицо педагога и внимательно вслушиваются в мелодию и текст гимна.
Затем педагог предлагает детям сесть, говорит, что в дальнейшем они еще не раз послушают гимн и рассмотрят Герб СССР, выучат о нем стихотворение.
— Вот какое прекрасное стихотворение о Советском гербе написала поэтесса Мария Познанская:
СОВЕТСКИЙ ГЕРБ
Имеет свой особый герб
Советская держава.
Есть молот на гербе и серп,
Колосья слева, справа.
Вот серп и молот—добрый знак!
— Вы, верно, догадались:
Крестьянин и рабочий так
Навеки побратались.
Снопы пшеницы золотой
Обвиты лентой красной.
Достаток у страны большой,
А Родина прекрасна!
Сияет солнце на гербе
И звездочка лучиста,
Чтобы счастливо жить тебе
Под небом синим, чистым.