Стела Ур-Намму - прямоугольная, известняк, барельеф, построчная композиция. Каменщики со жрецом закладывают зиккурат, вверху царь перед божествами, солнце и луна, знаки власти. Геральдичность, повествование, статика, стройность, объемно-пласт моделировка от Аккада
Зиккурат в Уре - 3 мощных яруса (черный-красный-белый), основание 65 на 47,, высота 21 м, вертикальные лопатки членят платформу, тройные лестницы, монолитная кладка из сырцового кирпича. Наверху святилище – «жилище бога», стены покрывал слой синего глазурованного кирпича. Идея могущества богов и царя-бога
женская головка из белого мрамора с глазами, инкрустированными ляпис-лазурью, стремление скульптора к изяществу, к пластичной и мягкой передаче форм, а также черты реализма в трактовке глаз и волос. Полное нежной прелести лицо с выразительным взглядом голубых глаз.
Печати-цилиндры — Наиболее многочисленные памятники, показывают, как в связи с усилением деспотии, развитием иерархии и установлением строго определенного пантеона божеств вырабатываются общеобязательные каноны в искусстве, прославлявшем божественную власть царя. В дальнейшем происходит сужение тематики и ремесленное следование готовым образцам. В стандартных композициях повторяется один и тот же мотив — поклонение божеству.
Древневавилонский период
Племена амореев семитские по происхождению, близки аккадцам завоевали Двуречье в 19 в.
Царь Хаммурапи объединил под своей властью шумеро-аккадские государства в единое с центром в Вавилоне. Аморейская династия правила 300 лет
В Вавилонском царстве происходит укрепление и дальнейшее развитие рабовладельческого уклада. Культура Вавилона, впитавшая в себя древние традиции, достигла большой высоты. В это время совершенствуется шумерийская письменность, получившая распространение во всей Передней Азии. Большой интерес представляет вавилонская литература, особенно эпическая поэма о герое Гильгамеше. Развиваются научные знания, хотя и подчиненные религии, но накопившие важные практические сведения (в частности, в области астрономии). Памятников изобразительного искусства Древнего Вавилона до нас дошло очень мало. Судя по ним, вавилонские художники не создали ничего принципиально нового, усвоив лишь в некоторой мере приемы искусства времени Гудеа и III династии Ура.
|
Арх-ра
Дворцовый комплекс Зимри-Лима в Мари - погиб в пожаре, сжег Хаммурапи, площадь 2 ГА, 138 помещений, окружен широкой стеной с контрфорсами (крепостной характер), вход имеет башнеобразные выступы. Принцип планировки; вокруг открытых дворов группируются помещения, центр – 2 двора, переходящие друг в друга, много помещений культового хар-ра, архив, кладовые, тронный зал, парадные и частные помещения, дворцовая школа. Росписи дворца: сбор фиников, культовые и триумфальные сцены. Храм культу богини Иштар - вытянутое помещение со статуей богини
Скульптура, рельеф
Статуя правителя Мари Иштуп-Илума 1,5 м, базальт, статичная, новое – индивид, физ сила, мускулатура
Изо-е рыбака
Статуя богини Иштар - фонтанная статуя, алебастр, 2,5 м, в руках держит сосуд, колоколообразные одежды открывают грудь и ступни, волосы перевиты бусами, глаза были инкрустированы, голова в сфер шапке похожа на капитель
|
Адорант с жертвенными животными
Голова Хаммурапи? - из диорита. Близко к Саргону
Стела Хаммурапи - 2,25 м, диорит, 247 клинописных законов венчает сцена инвеституры: справа Бог Шамаш вручает царю Хаммурапи свиток с законами. Уравновешенная композиция, идея божеств происхождения царской власти
Молящийся Хаммурапи - бронза, позолоченное лицо и руки, обобщенность, пласт переходы, индивид, игра светотени
Статуэтка Ибн-Ила из Мари, Лувр, алебастр
16 в – приход касситов на 600 лет
16-12 в – касситское господство
Храм Караиндаша в Уруке исп-е монументальной глиняной скульптуры
Искусство Эгейского мира
Развивалась в период 3000 – 1200 г. до н.э.
Эгейская культура – условный географ термин. Главные культуры
- Троянская (С-З Малой Азии), Шлиман 70-80 гг 19 в
- Элладская (материковая Греция, Пелопонесс: Микены, Тиринф, Пилос) копал Шлиман
- Кикладская (Кикладские о-ва) открыта в 90 е г 19 в
- Минойская (Крит), открыл Эванс в нач. 20 в, назвал по имени критского царя Миноса
Тыс – ранний период
(раннекикладский, раннеминойский, раннеэллдаский)
Кикладская (Кикладские о-ва у свящ о–ва Делос, побережье М Азии, частично Балканы)
Сложный этнический состав, население пришло с севера