Разложение критской культуры, нет дворцов, нет дворцовой культуры и мастеров с, нет реалист тенденции, схематизация в изображении людей, животных и растений. Нет хороших произведений живописи, в основном, мелкая пластика и керамика. Сосуды микенского типа: схематическое изо-е растительного и морского мира.
Увеличение ряда поселений на материковой Греции, Микены, Тиринф, Пилос становятся ведущими культурными центрами в Эгейском бассейне. В среднеминойский период 2000 – 1580 – выдвигаются Микены.
Мелкая пластика:
Жрицы со змеями
Корова с теленком
Стеатитовые рельефные вазы: цветы, травы, морские сущ-ва, сложные композиции, переход к монохромности от полихромии
Ваза с осьминогом
Ваза из Феста
штуковый рельеф с быком, от акробата сох-сь лишь части
Фреска с плывущими дельфинами
Ваза с папирусом
кувшин с наутилусом по светлому ангобу черная краска
вазы с розетками (спиральными листьями)
Ваза с ручкой в в виде змеи
Статуэтка жрицы-богини матери со змеями
Статуэтка жрицы-богини матери в хрисоэлефантинной технике
2 кубка из Вафио 2донные, с изо-м быков
Ахейцы обосновались в Микенах, Микены выходят на первый план
Отстраивают акрополи на вершинах холмов. В пределах крепости находится дворец, циклопическая кладка хеттов-хурритов
Дворец в Микенах – в центре композиции закрытый двор - мегарон (большой зал с очагом посередине), вокруг него группируются помещения. Состоит из 3х частей портик-передняя-зала.,
Фрески в микенском мегароне: охота, отъезд на войну, сражение, похожи на критские, но схематичнее и суше, более декоративно
Львиные ворота в Микенах
|
Царский некрополь в Микенах к 16 – 1 пол 15 в, на Акрополе, за стенами, гробницы шахтового типа
круг гробниц А, В. А – копал Шлиман, дают больше материала об ахейцах. 3 группы памятников:
1) импорт с Крита и передней Азии (надгробные стелы),
2) ахейские вещи (золотые маски, золотые и серебряные сосуды с рельефами),
3) вещи, выполненные ахейцами с использованием крито-микенских традиций
Круг гробниц Б:
Гемма, аметист, портретные профили
Сосуд из горного хрусталя в виде утки
Толосовидные гробницы, Сокровищница Атрея – гробницы с ложным сводом, насыпной холм прорезается священной дорогой - дромос – преддверие – подкупольное прост-во – погреб камера. Свод украшен бронзовыми и позолоченными розеттами
Львиные ворота 2 льва охраняют алтарь, фигуры в профиль, головы в фас. Геральд композиция, но арх деталь – колонна – символ царского дворца
Дворец на вершине холма, круг гробниц А и Б, Б – за пределами акрополя
4я и 5я могила:
Ахейские золотые маски
Фигурный серебр сосуд в виде оленя
Критское сакральное оружие
Золотой ритон
Золотой перстень
Маска Агамемнона
саркофаг 15 в до н.э. с изо-ми жриц, жертвенных процессий, девушек с сосудами и муз инструментами
Юноша с серебряным ритоном
в 1450 г ахейцы проникли на Крит, захват Крита – Троянская война.
К ахейскому времени относится роспись Критского дворца с грифонами – охранителями трона, новый образ, линейные традиции
Вазы к.15 – н.14 в
Амфора из Кносса с ахейскими шлемами
Фаянсовые пластинки, посвященные культу богини-матери
|
Перстни
сосуд из горного хрусталя
Дворец в Тиринфе - крепость мощнее, чем в Микенах, циклопическая кладка, галереи с ложными сводами, камеры-кладовые, мегарон похож на микенский, вход с пандусом похож на пропилеи. Полы расписаны: шашки, внутри дельфины и осьминоги, на стенах фрески: Девушка с коробочкой
Керамика: менее изящна, но более технична, кубки, кратеры, кувшины, форма критская, но роспись грубее, условнее, выразительно и тектонично
Кубок с изо-ем наутилуса
Кратер ахейские воины
Кратер с троянскими конями
Живопись - фрески
Воины отправляются в поход
Дамы, похожие на критских, но другой этнический тип
Бегущие кабаны и собаки (похоже на быка с акробатами)
Выезд на охоту в колесницах стилизованные деревья
Музыкант с лирой из Пилоса (Орфей) сидит на скале, больше условности
Статуя Геры страшное выражение лица, на щеках выписаны розетты
Финикия
Сиро-Финикия. Центры Сидон, Тир, Библ
Палестина: запрет изо-й людей и животных. Осталась орнаментика и глиптика
Влияние Месопотамии, Египта, Эгейского мира, след-но эклектика, конгломерат культур
Арх-ра близка Критской: укрепления, прямоугольные башни, зубцы, каркасные конструкции, т.к. сейсмоопасная зона, большие дворцовые комплексы в Угарите, в Аллалахе, похожие на цитадель. Материалы: дерево, сырцовый кирпич, камень, бронза.
Новое: применение бетона, арочных конструкций, сводов, кладка со скрепами, техника литья по разъемной модели, стекло, пурпурная краска, хрисоэлефантинная техника (слоновая кость и золото)
Глиптика высокого качества: печати, амулеты, скарабеи. Изделия из драг Ме
12 – 9 в – финикийское влияние г. Тир: выразит крупные дерев статуи