Хеттское царство
Хеттами называют конгломерат народов, основавших во 2 тыс. до н.э. могущественное государство в Малой Азии. Хеттское государство было рабовладельческой монархией, с пережитками первобытно-общинного строя.
Хетты возникли в 18 в, расцвет в 14-13 в на территории Малой Азии. Наследники хеттов – грузины, хурритов - армяне
Главный бог – Тешуб – бог грома и молнии, неба, его супруга – Хебат – богиня-мать, плодородия, их сын Телепинес – возрождающаяся природа
Государство хеттов было неоднородно по составу. Областью собственно хеттов являлась долина реки Галис в Малой Азии, где государство процветало с 18 до начала 12 в. до н.э. - времени падения Хеттского царства. В 12 - 8 вв. до н.э. в ряде княжеств на территории северной Сирии произошло новое возрождение Хеттского государства.
Искусство хеттов не едино. Различают
1) малоазийское искусство хеттов (памятники Хаттушаша, Язылы - Кая), датируемое 18 - 12 вв. до н.э.,
2) искусство хеттов северной Сирии, ( памятники городов Самаля, Кархемиша и др.), датируемое 12 - 8 вв. до н.э.
Своеобразием многих северносирийских хеттских городов было применение эллиптической или круглой планировки (Самаль, Кархемиш) с внутренним членением города крепостными стенами в целях усиления обороноспособности. Впервые в архитектуре Передней Азии хеттами была применена так называемая циклопическая кладка (Хаттушаш, 2 тыс. до н.э.). Характерной для хеттской архитектуры была и отдельно стоящая колонна с каменной базой. Оригинальной особенностью этой хеттской базы была трактовка ее в виде одного из двух животных (обычно львов или сфинксов), выполненных в технике высокого рельефа. Интересен также новый тип здания, так называемый «битхилани», - крытый вход перед дворцом, состоявший из портика с двумя колоннами, фланкированного двумя четырехугольными башнями.
|
В украшении хеттских дворцов и храмов получила развитие портальная скульптура монументального характера. Огромные фигуры львов и сфинксов, высеченные из каменных блоков по сторонам ворот и входов (Хаттушаш, Секче-Гезу). Эти рычащие чудовища, тела которых выполнены в рельефе, а протомы (передняя часть туловища) в технике круглой скульптуры, должны были, вероятно, производить устрашающее впечатление. Трактованы они схематично и тяжеловесно. В ином духе исполнена фигура «царя» или бога Тешуба на внутренней стороне так называемых «царских ворот» Хаттушаша, трактованная значительно более мягко и пропорционально.
Арх-ра:
Суровость, особенно внутр пространство, рано стали использовать циклопическую кладку, асимметричность, плоские перекрытия, мощные 4гранные столбы, цоколь оформлен большими каменными плитами – ортостатами с рельефами, мощные крепости, камень твердых кристаллических пород, поклонение камню, горы – часть религиозного и художественного мира. Естественная арх-ра – гармонично вписана в окружающую природу
Хатусса (Богазкёй в Турции совр) окружен с 3 сторон водой, мощная стена, 5 ворот, в центре – крепость, есть дворец, архив
Львиные ворота в крепости в Хатуссе 1350-1250 циклопическая кладка
Дворец в Телль-Халафе р 1-2 тыс Использование кариатид впервые! Фигуры стоят на спинах животных
Стела с изо-ем Тешуба бык
Скульптура:
рельефы в Язылы-Кая (13 в. до н.э.). На скалах, образующих стены открытого сверху святилища, высечены изображения двух процессий, двигающихся навстречу друг другу. Изображения находятся в нескольких помещениях, но связаны в единый ансамбль. В центральном помещении - главная часть фриза с изображением шествующих с двух сторон второстепенных богов и идущих за ними быстрым шагом воинов. Размеры изображенных увеличиваются по мере их приближения к центру, где в наиболее крупном масштабе даны основные персонажи — мужское и женское божества, а также юный бог, сопровождающий богиню. Верховный бог изображен стоящим на головах двух людей, судя по одежде — жрецов. Богиня и юный бог помещены на пантерах. В рельефах есть стремление к передаче ритма движения (особенно в изображении воинов), к торжественной приподнятости центральной сцены.
|
Скальное святилище Язылы-Кайя (« Расписные скалы», «место, где находится изо-е») в 3 км от Хатуссы, 2 связанных друг с другом ущелья, интересная типология святилища типа «битхилани»: преддверие и портик между 2мя башнеобразными выступами. Скальные рельефы: торжественное шествие богов, боги-воины с мечами в шлемах, сапоги с загнутыми носами, богини в длинных одеяниях. Бог грозы Тешуба и его жена Хебат. Хеттский царь молится богу меча. Монументальность, размах, суровая простота.
Митанни
К искусству хеттов близко искусство Митанни - хурритского государства, основанного в 17 в. до н.э. в северном Двуречье — в центре торгового пути, соединяющего южное Двуречье с Ливаном, финикийские города с Малой Азией, а также Ассирию с берегом Средиземного моря. Наивысший расцвет государства Митанни падает на 16 - 14 вв. до н.э. В это время Митанни тесно связано экономически и политически с Египтом. Во главе гос-ва стояли цари, опиравшиеся на военную аристократию. Этнический состав государства был неоднороден: оно состояло из различных племен, не связанных единой экономикой.
|
Дворцовый комплекс царя Капара в Тель Халафе (11-9 вв. до н.э.). Зодчество здесь тесно связано с монументальной скульптурой, имевшей, в отличие от сооружений Двуречья, не только декоративное, но и архитектурно-конструктивное значение. Статуи богов, стоявших на животных, поддерживали перекрытие входа в святилище. Фигуры, выполненные из темно-серого камня, с глазами, инкрустированными кусочками белых раковин, чрезвычайно своеобразны. Статичные, приземистые, они имеют непропорционально большие головы в высоких уборах и производят величественное и устрашающее впечатление. Теми же чертами отличаются и рельефы, покрывающие наружные стороны больших каменных блоков (ортостатов), составлявшие фриз в нижней части стены святилища. По характеру исполнения памятники искусства Митанни очень близки хеттским. Много общего, особенно в строительных приемах, есть и с зодчеством государства Урарту.
Ассирия 13-7 в до н.э.
В кон 1 тыс – рабовладельческое гос-во с развитой торговлей, военная держава, захватившая всю Переднюю Азию. Иск-во призвано прославлять военную мощь гос-ва, более светское назначение, но с культовым адресом, придворное иск-во, но сюжеты связаны с религией. Ведущий вид иск-ва – арх-ра
Города:
Естеств защита – высокие речные берега. В осн четкая планировка, крепостной облик: высокие стены 15-18 м, выступающие башни – контрфорсы, рвы. Следы хурритского и хеттского влияния: массивные квадр оборонные башни по сторонам ворот, система кладки стен из сырцового кирпича, с зубцами п краю на фундаменте из каменных глыб.
Ашшур (древнейший)
Кар-Тукульти-Нинурта (13 в до н.э.)
Дур-Шаррукен (2 пол 8 в до н.э.0
Кальху/Калах (9 в до н.э.)
Ниневия (7 в до н.э.)
Храмы:
Шумерского типа на высокой платформе с центр помещением. Храм в Калахе
Хетто-хурритский тип: портик на фасаде и помещения сгруппированы анфиладой (похоже на дворцы)
При храмах возводили зиккураты (7 ярусов, ярко окрашены в разные цвета), иногда сдвоенные: