Можно условно выделить (перечислить) группы методов в соответствие с уже выделенными ранее основными задачами профориентациии: информационно-справочными, диагностическими (направленными на самопознание клиента), методами морально-эмоциональной поддержки клиента, методами принятия решения и построения перспектив профессионального развития клиента. Эти методы отражены в разнообразных сборниках и пособиях (часто собранные в специальных сборниках (см. Дидактический материал…, 1998; Лучшие психологические тесты, 1992; Резапкина, 2000; Практическая психодиагностика, 1999; Самоопределение школьников…, 2005; Самоопределение учащейся молодежи…, 2007, Чистякова, Родичев, Черкашин, 2004 и т.п.). Знание и владение этими методами во многом обеспечивает не только эффективность профессионального самоопределения консультируемого человека, но и способствует лучшему пониманию смысла выполняемой работы самого профконсультанта, т.е. способствует и его собственному самоопределению.
Информационно-справочные, просветительские методы:
1. Профессиограммы - краткие описания профессий (проблема в том, что традиционные профессиограммы с трудом «воспринимаются» многими школьниками, поэтому важно искать более компактные и понятные формы описания профессий);
2. Справочная литература (при условии достоверности такой справочной информации);
3. Информационно-поисковые системы – ИПС (для оптимизации поиска профессий, учебных заведений и мест работы): “ручные” варианты ИПС (например, карточные, бланковые, в виде картотек и т.п.), компьтеризированные ИПС (банки информации в ЭВМ). Наиболее перспективны, конечно же, электронные ИПС, но для их эффективной работы нужны не только подготовленные программисты, но ирреальные контакты профконсультационных центров с заинтересованными организациями и учреждениями. К сожалению, такая заинтересованность встречается пока не часто.
|
4. Профессиональная реклама и агитация (при условии достоверности, оперативности и привлекательности для тех, кому такая реклама предназначена);
5. Экскурсии школьников на предприятия и в учебные заведения (при условии заблаговременного подбора и подготовки квалифицированных ведущих и экскурсоводов);
6. Встречи школьников со специалистами по различным профессиям (при условии специального отбора и психолого-педагогической подготовки таких специалистов по профессии);
7. Познавательные и просветительские лекции о путях решения проблем самоопределения;
8. Профориентационные уроки со школьниками как система занятий (а не как отдельные “мероприятия”);
9. Учебные фильмы и видеофильмы. На сегодняшний день очень проблематично для РФ, так как показывать почти нечего. Кроме того, сложно выделить во многих профессиях скрытые привлекательные моменты (особая радость от помощи, оказанной людям, предвкушение восторга других людей, особые взаимоотношения в труде...). Каждый хороший фильм о конкретной профессии (особенно о такой, которая не «на виду») в наше время можно вообще рассматривать как важное культурное событие.
10. Использование средств массовой информации (СМИ) может быть достаточно эффективным, но при обязательном учете их специфики (специфического жанра общения с телеаудиторией, требующего не только динамичного изложения существа вопроса, но и умения “производить впечатление” на самую разную аудиторию, а также неизбежность сокращения «объема» профессиографической информации и спокойного отношения к разного рода «редакторским правкам» и «цензуре»…);
|
11. Различные “Ярмарки профессий” и их модификации, уже показавшие свою эффективность в профоринетационной помощи не только безработным, но и с выпускникам школ. На этих «ярмарках» безработные и незанятые люди встречаются с представителями различных фирм и учреждений и нередко делают важные выборы (иногда до 40% клиентов решают на «ярмарках профессий») свои проблемы. Такая форма работы позволяет экономить много времени, поскольку не нужно каждый раз куда-то идти, договариваться и т.п., ведь гораздо проще просто переходить от одного стола к другому и быстро завязывать контакты с представителями организаций.
12. Учебные олимпиады, конференции, круглые столы, где школьники приобретают важный опыт общения с единомышленниками и с авторитетными специалистами в данной области.
Методы профессиональной психодиагностики (в идеале – помощь в самопознании)::
1. Беседы-интервью закрытого типа (по строго обозначенным вопросам);
2. Открытые беседы-интервью (с возможностью некоторого отвлечения от заранее заготовленных вопросов; опытные профконсультанты считают, что такие беседы дают о клиенте информации больше, чем традиционное тестирование);
3. Опросники профессиональной мотивации (специалисты считают, что для клиентов, выбирающих массовые профессии, т.е. «пригодные для большинства», это более важная диагностика, чем определение способностей к профессии);
|
4. Опросники профессиональных способностей: требуется очень избирательное их использование и особая подготовка профконсультанта при интерпретации результатов; эти опросники оправдывают себя применительно к профессиям с особыми условиями труда; для большинства же профессий – «профпригодность формируется в самой трудовой деятельности» (Климов, 2003, С.104) и, кроме того, сама профпригодность – это взаимное соответствие человека и его трудового поста (там же, С.106);
5. «Личностные» опросники: требуется особая подготовка профконсультантов при их использовании, понимание смысла и ограничений применения такого типа опросников в профконсультации); по-настоящему личность нельзя «просчитать» (возникает масса проблем); настоящий личностный тест – это поступок человека в ответственные моменты жизни (например, на «референдумах» и при «голосованиях», когда испытывается способность противостоять изощренной пропаганде…); примечательно, что иногда о человеке можно много сказать по его поведению в общественном транспорте (тест на «жлобовство»…); таким образом, получается, что тест на «личностность» – это, с одной стороны, поступок глобального масштаба, но с другой стороны, это проявление своей нравственной позиции в «мелочах» жизни, т.е. очень сложно оценить личность в обыденном, «усредненном» режиме жизни;
6. Проективные личностные тесты (требуется особая подготовка и особая стажировка профконсультанта для их использования);
7. Методы наблюдения – это один из основных научно-практических методов работы психолога – по Е.А.Климову (при условии владения этим методом, т.е. выделения четкого объекта и параметров наблюдения, способов наблюдения и фиксации результатов, способов интерпретации результатов и др.);
8. Сбор косвенной информации о клиенте от знакомых, от родителей и товарищей, от педагогов и других специалистов (при условии тактичности и этической корректности такого опроса, когда получение косвенной информации не ставит знакомых и друзей, интересующего профконсультанта человека, в «стукачей» и доносчиков...);
9. Психофизиологические обследования (в широкой практике имеют смысл для профессий с особыми условиями труда, а в специальных исследованиях могут быть использованы для самых разных видов трудовой деятельности);
10. “Профессиональные пробы” в специально организованном учебном процессе по типу «F-теста» японского профессора Фукуямы (см. Укке, 1990; Фукуяма, 1992), что обычно требуют очень больших материальных затрат (создание мастерских, обеспечение «заинтересованности» фирм и организаций и т.п.) и, к сожалению, не очень подходит к условиям современной (нищей и одновременно жадной для образования и культуры) РФ;
11. Использование различных игровых и тренинговых ситуаций, где моделируются различные аспекты профессиональной деятельности (например, особенности общения или нравственного выбора), что позволяет строить прогнозы относительно будущего профессионального поведения участников этих процедур;
12. Исследование и наблюдение за клиентом непосредственно в трудовой деятельности (например, в случаях, когда человека берут на работу с “испытательным сроком”);
13. Использование для исследования работника различных тренажеров, где не только отрабатываются трудовые навыки, но изучается и прогнозируется сама готовность осваивать новые профессиональные действия.
14. Составление различных «портфолио» (фактически – модернизированное досье) с информацией о развитии качеств школьника, его успехах, мотивации;
15. Победы в школьных олимпиадах, что может стать основой для льготного поступления в определенные вузы, а также – основой для более адекватной самооценки школьника на пороге важных карьерных выборов и т.п.
3. Методы морально-эмоциональной поддержки клиентов:
1. Группы общения (в профориентации чаще используются для создания благоприятной атмосферы взаимодействия, но не для решения собственно профконсультационных проблем); воеобразным развитием подобных групп применительно к профориентационной проблематике стали “Клубы ищущих работу” и их всевозможные модификации, где на фоне благоприятной психологической атмосферы удается более эффективно рассматривать и собственно профориентационные вопросы;
2. Тренинги общения (иногда позволяют клиентам освоить некоторые коммуникативные навыки поведения при приеме на работу, на экзаменах и при различных деловых контактах);
3. Сложные методы индивидуальной и групповой психотерапии (НЛП, гештальт-группы, логотерапия и др.); иногда они позволяют лучше осознать клиенту смысл выбираемой деятельности или смысл самого процесса самостоятельного решения проблем, связанных с самоопределением; требуют особой подготовки профконсультанта;
4.“Пламенные” публичные выступления, несмотря на некоторое ироничное к ним отношение, при умелом использовании могут сформировать серьезную мотивационную основу самоопределения у ряда клиентов, но в других случаях могут стать и сильным манипуляционным средством для доверчивых клиентов;
5. Профориентационные и профконсультационные активизирующие методы (игры) с элементами психотренинга;
6. Личное обаяние профконсультанта (то, что от природы и то, что можно самостоятельно в себе развивать);
7. Различные положительные (успешные) примеры самоопределения, на которые может ссылаться профконсультант для повышения уверенности клиента в принципиальной возможности разрешения своих проблем;
8. “Праздники труда”, повышающие престиж конкретных профессий (естественно, при умелой организации и учете специфики той аудитории, для которой такой праздник организуется, т.е. чтобы это был праздник с буфетами и развлечениями, а не “торжественное заорганизованное мероприятие”...).
9. участие и победы в олимпиадах, которые могут, во-первых, стать основой для самоуважения, во-вторых, помочь в выработке навыков самостоятельных действий, и, в-третьих, помочь в формировании навыков переживания неудач (мудрого к ним отношения), которые пригодятся в последующей жизни.