Как уже отмечалось (см. разделы 3.2 и 3.4), школьники часто выбирают не столько сами профессии, сколько то, что эти профессии могут им дать (блага, статус, возможности для построения привлекательного образа или стиля жизни, возможности для творчества и т.п.). Фактически, профессия и место работы являются лишь средством для реализации определенных жизненных смыслов и для достижения определенных ценностей. Важно также отметить, что даже в рамках одной профессии можно ориентироваться на разные ценности и смыслы. Более того, эти ориентации меняются и развиваются вместе с человеком в ходе его профессионального, жизненного и личностного развития.
Таким образом, часто для человека важнейшим вопросом является выбор приоритета в своих разнообразных ориентациях, т.е. уточнение того, ради чего и профессия выбирается, и образование получается, и организация, и коллектив подбираются, а также вопрос – ради чего вообще работать? Заметим, что традиционный выбор профессии, понимаемый многими как смысл профориентации, как-то теряется, становится не самым важным в профессиональном самоопределении на фоне вопросов о сущности профессиональной деятельности. Все это мы и называем «ключевыми жизненными альтернативами», составляющими более важный, глубокий (во многом интимный) пласт профориентационной проблематики.
Таких ключевых альтернатив может быть множество и задаются они не только объективными (внешними, социально-экономическими, культурными, политическими и т.п.) обстоятельствами, но и логикой внутреннего развития конкретной личности (в зависимости от уровня образования, духовности и смелости данного человека). Поэтому полная систематизация этих альтернатив пока преждевременна, и мы можем выделять лишь те из них, которые чаще всего встречаются в профконсультационной практике. В частности, можно привести некоторые «животрепещущие» примеры ключевых альтернатив жизненного самоопределения:
|
1. Выбор между стремлением к комфорту и стремлением к самостоятельности, о чем писала еще Г.Шихи, когда пыталась обозначить главный конфликт молодых людей на пороге самостоятельной жизни (Шихи, 1999). Неизбежный отказ от самостоятельности возникает тогда, когда молодой человек еще в школе, а потом и в вузе (колледже) вынужден выполнять определенные требования, вступающие в противоречие с его представлениями о взрослой жизни, не зависимой от родителей. И вдруг, оказывается, что у взрослого (взрослеющего) человека обязанности только прибавляются… Напомним, что в возрастной психологии именно чувство ответственности рассматривается многими авторами как важнейший признак взросления… Если молодой человек не готов к такой ответственности, то нередко он отказывается от сложных профессиональных выборов и довольствуется уже имеющимся комфортом. Если же молодой человек готов к некоторым самоограничениям, то это позволяет ему сконцентрировать свои силы для достижения большего комфорта (поступить в престижный вуз, устроиться на высокооплачиваемую работу и т.п.). Заметим, что и на работе проблема выбора остается, когда человек решает вопрос о том, насколько уже достигнутый комфорт позволяет ему стать боле свободным и самостоятельным, т.е. когда следует ослабить свои карьерные усилия. Сожалению, многим это так и не удается, что в итоге приводит их к выводу о том, что «жизнь так и не удалась» (вечно от кого-то или от чего-то зависишь), даже, несмотря на формальные признаки успеха…
|
2. Выбор между стремлением к комфорту и стремлением к творческой самореализации. Редко кому удается сочетать оба эти стремления и часто приходится выбирать между ними. Даже в науке, образовании и искусстве множество примеров, когда талантливые люди (потенциальные творцы) растратили свои силы и время на то, чтобы «делать карьеру», «зарабатывать деньги», «выстраивать нужные связи с важными людьми», «где-то что-то добывать, доставать, необходимое для работы», по сути, превращаясь в прорабов и «доставал» и т.п. Имеется также немало примеров, когда в творческих профессиях человек что-то сделал достойное, но потом все оставшиеся силы потратил на то, чтобы выгодно продать свое творение (картину, фильм, методику, книгу… - подзаработать-то хочется!), вместо того, чтобы потратить эти силы на создание других, еще более интересных произведений… Так и хочется воскликнуть: проклятое авторское право (!), сколько оно погубило творцов, особенно в стране, где творцы влачат жалкое существование… Но и у таких творцов выбор остается, и нечего на время пенять (по Е.А.Климову). Но и к таким выборам молодых людей надо готовить…
3. Выбор между альтруистической и эгоистической ориентациями. Все мудрецы мира, рассуждая о счастье, призывают «больше давать, чем брать». А кто-то из мудрецов еще и предупреждает о том, что даже если Вы и хотите людям дать что-то достойное, то будьте готовы к тому, что не все и захотят взять это от Вас… В условиях господства рыночно-базарной морали, когда деньги становятся чуть ли не новым «божеством» (см. Московичи, 1998), многим молодым людям довольно сложно выбрать альтруистическую ориентацию: их тут же осудят не только родители, мечтающие о блестящей карьере своего ребенка, но и приятели, и любимые, считающие, что «такая ориентация в наше время (когда все стремятся делать деньги) является признаком примитивного развития»… И надо с уважением относиться к разным точкам зрения, тем более, что умение «делать деньги» для кого-то может стать основой его счастья. Кроме того, если человек научился неплохо зарабатывать, то у него появляется еще больше возможностей делать добро. И тогда проблема заключается в другом: как преодолеть общественные стереотипы (по отношению к деньгам как «непременному злу) и помочь человеку, расширив свои финансовые возможности, направлять их преимущественно на пользу общества, а не на развлечения и демонстративные глупости.
|
4. Выбор между бесконечной «подготовкой» к «главному делу жизни» и самой работой. О таких людях В.Н.Дружинин говорил, что для них «жизнь начинается завтра» (см. Дружинин, 2010, С.51-61). Есть немало примеров, когда человек, даже, уже приступив к работе (или начав обучаться по привлекательной дл себя профессии), в чем-то так никогда и не начинает делать что-то продуктивное: не пишет книгу, не участвует в перспективном проекте, не делает открытия и т.п. Хотя мог бы! Иногда окружающая такого человека психологическая атмосфера устами его коллег, руководителей, приятелей, родственников как бы внушает ему, что «лучше не высовываться»... При этом часто и окружающие его люди не стремятся сделать что-то значительное, а готовы лишь критиковать всех и вся… Иногда сам человек во внутреннем плане боится на какие-то значительные профессиональные действии (или карьерные шаги), считая, что после первой же неудачи он уже не сможет собрать силы для повторной попытки… Даже тогда, когда окружающие пытаются помочь человеку решиться сделать этот непростой выбор.
Понятно, что и для первого и для второго случая нужны не столько интеллект (или таланты), сколько воля, которая очень часто и является важнейшим условием профессионального успеха. На взгляд, воля в данном случае, является «волшебным ключиком» и для загадки творчества, когда человек осмеливается думать и чувствовать иначе, чем это принято. А это и есть настоящее творчество. А делать первые самостоятельные творческие попытки можно не только на работе, но и в вузе, и в школе. Самое главное – научиться «не откладывать на потом» и не бояться насмешек и осуждения тех, кто оказался трусливее. И в этом школьнику также нужна психолого-педагогическая профориентационная помощь.
5. Выбор между ориентацией на достижение высокого результата своего труда, с одной стороны, и бесконечным совершенствованием в освоении самой технологии профессиональной деятельности, с другой стороны. Понятно, что обе ориентации имеют свое важное значение и ценность. Но в современном мире такой выбор делать приходится все чаще. Технологизация профессиональной деятельности проявляется в самых разных сферах и нередко выражается в излишней заорганизованности и бюрократизаии процесса труда, в выполнении таких действий, которые можно было бы легко оптимизировать, автоматизировать, а то и вовсе отменить... Например, это может быть излишняя бюрократизация при оформлении различных документов (бесконечные согласования и утверждения), при составлении планов и отчетов (по часто повторяющимся и бестолковым позициям), при подготовке к ненужным проверкам, аттестациям, аккредитациям.
Сюда ж можно отнести огромную трату времени и сил на освоение иностранных языков по неэффективным подготовительным программам, когда более важным становится усвоение сложных правила языка, чем само умение общаться на этом языке. Парадокс здесь заключается в том, что многие взрослые люди (даже с высшим образованием и учеными степенями) давно забыли многие из этих правил, что не мешает и быть эффективными в своей деятельности. Часто даже дети дошкольного возраста неплохо излагают свои мысли еще и не обучаясь в школе… Но существующая система аттестации все больше ориентируется на формальный подход в освоении языка, не учитывая элементарный здравый смысл, давно требующий упростить саму методику освоения иностранных языков[2].
Все это занимает много времени и сил, понижает самоуважение и чувство собственного достоинства работников, а также - "рубит на корню" само профессиональное творчество. Но при этом те специалисты, которые "преуспели" в освоении этих бессмысленных бюрократических правил и технологиях "решения ненужных вопросов", оказываются в более вгодном положении по сравнению со специалистами, оринетированными на более сущностные аспекты своег труда.
Но, прежде всего, проблема излишнего усложнения деятельности проявляется в освоении компьютерной техники и соответствующих программ, часто разрабатываемых для использования в конкретных организациях. Быстрая смена поколений компьютеров и появление множества программ, как это ни парадоксально, приводит к тому, что все это предлагается на рынок в недоработанном виде, что порождает особые сложности в использовании, настройке и обслуживании этой техники. Появляется огромная армия соответствующих специалистов-компьютерщиков, без которых многим пользователям трудно обойтись. При этом, использование компьютера далеко не всегда облегчает и оптимизирует профессиональную деятельность. Например, возможные сбои в компьютере (из-за вирусов, небрежности работника и т.п.) вынуждают дублировать информацию в компьютере на бумажных носителях… Вопреки законам инженерной психологии, когда современное производство требует «идти от человека» (учитывая его возможности и ограничения) и больше «технику приспосабливать к человеку, чем человеку адаптироваться к технике», сейчас все только усложняется и заставляет работников значительную часть своих сил и времени тратить на освоение несовершенных программ и недоработанного оборудования.
Все это отвлекает творческого работника от истинного смысла и результата его труда. Возникает ситуация, когда более «конкурентоспособным» становится не специалист-творец, а обслуживающий персонал, который часто плохо ориентируется в истинных целях данной профессиональной деятельности, но готовый часами сидеть перед монитором и искать какой-нубудь неудачно поставленный идиотский «флажок», из-за которого в машине произошел сбой…. Здесь само средство труда (например, компьютер) становится более важным, чем цель и смысл данной деятельности. О похожей проблеме предупреждал В.П.Зинченко, когда писал о «технократическом мышлении» и о появлении «искусственной интеллигенции» (см. Зинченко, Моргунов, 1994, С.95, 211). Это похоже на ситуацию, когда писатель больше внимания обращает на печатную машинку, чем на свои тексты, или когда педагог больше внимания обращает на «мультимедийные средства», чем на своих учеников, или когда водитель автобуса больше думает о неполадках своей машины, чем о безопасности движения и т.п. Хотя, понятно, что все взаимосвязано, но речь идет как раз о выделении приоритетов и данный раздел называется «ключевые альтернативы»…
Можно также предположить, что технологиисо временем и компьютерная техника будет более совершенна и удобна для использования. И тогда многие ныне современные и «востребованные» профессии, связанные с обслуживанием компьютеров быстро исчезнут. Возникает проблема для тех, кто пока еще считает себя выдающимися специалистами, работающими «на пике прогресса». Хотя мы знаем немало примеров, когда такую работу неплохо делают школьники-самоучки… Иногда кажется, что можно объяснить сложности в освоении компьютерной техники людей более старшего возраста (по сравнению с нынешними подростками), освоившими куда более сложные профессии: видимо, на каком-то интуитивном уровне эти люди считают, что есть вопросы более важные и серьезные, особенно, если пользовательские программы в ближайшей перспективе могут заметно упростится…. Правда, расплачиваться за такой выбор им приходится падением своих конкурентных характеристик, когда их называют «тугодумами», «маразматиками», «консерваторами» и т.п… Понятно, что обозначенная проблема касается не только освоения и использования компьютера, но и всей новой техники, которая на первых этапах ее производства и использования слишком не удобна для работы и нередко переориентирует творческого работника с ценностно-смысловых основ своей деятельности на вспомогательно-обслуживающие действия, т.е. превращает специалиста в «технократа» и «искусственного интеллигента» (по В.П.Зинченко и Е.Б.Моргунову), что не только ведет к снижению общей эффективности труда, но и к завышенной самооценке, и к утрате истинных нравственных ориентиров работы. Мы бы назвали эту ситуацию «высокотехнологичным кретинизмом». И здесь есть, над чем поразмышлять по поводу выбора вектора своего профессионального и личностного развития.
Можно было бы выделить и другие интересные ключевые альтернативы, когда приходится выбирать между стремлением к сохранению здоровья и творчеством, между стремлением к интересному общению и сохранению своего спокойствия и т.п. Частично такие альтернативы представлены в схемах анализа и самоанализа ситуации самоопределения (см. Приложения), что позволяет обсуждать эти проблемы с использованием психолого-педагогических технологий.
Вопросы и задания к главе 3.
1.Приведите пример многоплановости "пространств" профессионального самоопределения школьника.
2.Выпишите столбиком 10 любых профессий и попробуйте проранжировать их по уровню полезности для общества. Проведите эту процедуру с кем-либо из своих знакомых подростков и попробуйте обсудить то, что получилось.
3.Выпишите столбиком 10 любых профессий и проранжируйте их по уровню кретивности (творчества). Проведите эту процедуру с км-либо из своих подростков и попробуйте обсудить то, что получилось.
4.На чем основана критика "сценарного подхода" при планировании жизни?
5.Назовите аргументы "в пользу" "сценарного подхода.
6.Приведите пример творческого планирования жизни.
7.Приведите пример "ключевых жизненных и профессиональных альтернатив".
8.Составьте биографию воображаемого человека, добившегося больших успехов в бизнесе (или в науке, в политике, в образовании...), выписав 10-12 наиболее важных карьерных шагов (событий), которые привели его к высшим достижениям. Ответьте на вопрос: эта биография может использоваться как своеобразная "инструкция", "образец для подражания" тем подросткам, которые также стремятся к успеху. Ответьте на другой вопрос: какие важные моменты (дествия, условия и т.п.) не были отражены в составенной Вами биографии, которые могли бы раскрыть успех данного героя. Ответьте и на последний вопрос: как Вы считаете. стоит ли школьникам-подросткам говорить об этих реальных основаниях успеха в данной сфере? Почему?