Настольные карточные игровые методики (Пряжников, 1991; 1992), по сравнению с описанными выше карточными системами, позволяют моделировать проблемы личностного и профессионального самоопределения в более простых формах. Это позволяет использовать данные методики как “домашнее” средство для самостоятельного использования детьми и их родителями, а также для многократного проигрывания этих процедур.
В профориентационной игре “Или-Или” участники передвигают свои фишки по игровому полю, совершая выписанные на каждой клеточке ходы, связанные с выбором или отказом от тех или иных составляющих профессионального, жизненного и личностного развития. По сделанным (в виде отобранных карточек) выборам в конце игры определяется, какой профессиональный и жизненный стереотип удалось реализовать каждому участнику.
В эколого-экономической игре “Бизнес-Мусор” моделируются нравственные аспекты предпринимательской деятельности. Участники покупают территории, строят на них свои предприятия, но, в отличие от близкой по духу знаменитой игры “Монополия”, эти предприятия дают игрокам не только прибыль, но и загрязняют все имеющиеся территории (всё покрывается специальными карточками с “черепами”, олицетворяющими “экологическую смерть”). Если не финансировать природоохранные мероприятия, то игра быстро заканчивается экологической катастрофой. Постоянная нехватка у участников “лишних” денег провоцирует не только игровые эмоциональные переживания, но и необходимость как-то кооперироваться против общей опасности. Дополнительную интригу в процедуру привносят специальные игровые роли Банкира, Мафии, Браконьера, Президента, Милиции-полиции, Чуда, Беды, а также особые карточки со случайными экономическими и экологическими “событиями”.
|
Поскольку и эти методики оказалось довольно сложно изготовить типографским способом[3], то были разработаны более упрощенные игры: игра-шутка “Тудема-сюдема”, где участники также составляют из карточек образы своего счастья (само шутливое название игры определяется характером игровой процедуры: карточки постоянно так и ходят туда-сюда...), а также, построенная по гомеостатическому принципу и рассчитанная на более ранний возраст (учащихся 4-6 классов), шутливая игра “Такой-сякой”, где участники совместными усилиями выстраивают на игровом поле образы друг-друга, что позволяет закладывать основы самопознания и будущего самоопределения.
Поскольку и эти игры сложно издавать, а самостоятельно рисовать их готовы далеко не все психологи, была сделана отчаянная попытка придумать еще более упрощенный вариант игры с использованием обычных игральных карт (двух полных колод). В появившейся таким образом игре “Психо-бизнес” (Пряжников, 1992) моделируются некоторые нравственные моменты. Если в обычных карточных играх цели участников можно назвать “коммерческими” (набрать побольше очков), то в данной игре подведение итогов построено таким образом, что все нехорошие действия, сделанные против остальных игроков (изъятие у них очков, “перехват” возможной прибыли и др.) специально наказываются и, поэтому, часто более выгодной игровой стратегией оказывается если не бескорыстная совсем, то хотя бы уважительная к другим позиция. Даже опытные картежники понимали это нехитрое правило лишь после нескольких проигрываний. Опыт использования данной игры в школе показал. что она легко усваивается учащимися, но со стороны администрации стали возникать претензии. Нам было даже предложено “перерисовать” эту же игру и “использовать ее, как и другие карточные методики”. По-своему, администрация, видимо, права, поскольку дети действительно могут начать хвалиться своим родителям, что психолог с ними “в картишки режется”... Лучше все-таки издавать специальные профконсультационные карточки, к которым ни у кого претензий не возникает, но для этого должны наступить и лучшие для педагогики и психологии времена.
|
Диагностические возможности игры примерно такие же, как в карточных игровых профконсультационных методиках. В дополнение к этому можно выделить и такие особенности, как возможность оценивать позиции родителей учащихся, если они включены в игровые процедуры на равных условиях. Заметим, что изначально многие настольные игровые методики разрабатывались как «домашнее» средство. Но если методику проводит психолог-консультант, то у него появляется возможность наблюдать действия участников, включая и родителей подростков. В этом плане интересно оценить степень взаимопонимания детей и их родителей, уровень откровенности и напряженности между ними (если эти показатели вызывают у психолога сомнения, то под благовидным предлогом методику можно быстро завершить и проводить работу раздельно с ними). Можно также постоянно сравнивать оценки и рассуждения родителей и их детей (например, в игре «Или-Или»). В некоторых случаях можно также посмотреть, насколько родители готовы корректировать свои представления после того, как они познакомятся с мнениями своих детей. Естественно, все это нужно проводить достаточно корректно, чтобы не травмировать участников.
Для диагностических и исследовательских целей все данные наблюдения необходимо фиксировать, а для этого, необходимо выделить уровни проявления наблюдаемых параметров и конкретные показатели их проявления (можно воспользоваться и показателями, разработанными для других методов). А затем все это фиксировать и обрабатывать (например, с помощью контент-анализа).