Каждый психолог-профконсультант в той или иной мере должен уметь планировать свою работу. Можно выделить примерно следующие основные советы при разработке программы профориентационойработы в школе:
1. Понять цель данной работы: определить цель-максимум и цель-минимум в работе с данным классом, с данной группой или в данной школе (психологическом центре)…
2. Выделить перечень основных проблем и приоритетных направлений работы (с учетом специфики данной группы).
3. Расписать все занятия по дням и часам.
4. Разбросать все темы (проблемы) по этим дням (по принципу: от общеориентирующих проблем – к более конкретным).
5. Составить перечень практических методик, иллюстрирующих теоретические вопросы (желательно, чтобы по времени они занимали даже большую часть, чем «теория» – это важно для работы со школьниками).
6. Распределить практические занятия по дням, соотнеся их с теоретическими проблемами (важен принцип «чередования»: немного теории – практика, немного теории – практика…).
7. Подобрать разные методики: тесты, опросники, анкеты, игры, игровые упражнения, разбор ситуаций, дискуссионные формы работы и т.п. (использовать принцип «разнообразия»: кому-то больше нравится работать с тестами, кому-то – больше играть…).
8. Рассчитать все по времени…
9. На всякий случай, подобрать несколько теоретических вопросов и практических методик «про запас» (на случай, когда вдруг какие-то темы и методики в данном классе «не пойдут» или когда какие-то методики и процедуры пройдут слишком быстро и останется свободное время, которое «нечем заполнить»).
10. Составить небольшие конспекты для всего курса.
Кроме того, постараться подобрать некоторые методики так, чтобы учащиеся могли обсудить результаты со своими родителями … Также мы рекомендуем чаще использовать со школьниками активизирующие формы работы (игры, дискуссии, обсуждение ситуаций…), но при этом не превращать занятия в «сплошную игру», т.к. даже детям это надоедает или же они могут начать воспринимать Вашу работу как сплошное «развлечение». По нашему опыту, игровые методы вполне могут занимать в работе со старшеклассниками около 25-30% общего времени занятий. Не следует увлекаться «сложным» и обширным материалом – лучше пусть вопросов будет меньше, но они будут «понятными» и «значимыми» для подростков и именно эти вопросы обсуждать более подробно.
|
Как уже отмечалось, сложные ценностно-смысловые вопросы обсуждать следует ненавязчиво, обязательно включая их в более обширный и этически «нейтральный» материал, чтобы не вызывать недоумение некоторых учащихся и администраторов. Например, на вопрос, «а чем это Вы там занимаетесь на уроках?», психолог, который «осмеливается» касаться ценностно-нравственных вопросов самоопределения (быть может самых важных для полноценного развития подростков), может просто сказать с простоватым выражением лица: «Занимаемся чем положено, исследуем память, внимание, интеллект, рассказываем о профессиях и играем в занимательные игры... Ну а о нравственности и совести мы лишь немного поговорили, как бы нечаянно. А так у нас программа «правильная», такая как «положено»…
Основные правила при подготовке и проведения конкретных занятий и профконсультаций мы также предлагаем в виде кратких советов:
|
1.Определить цель данного занятия (консультации): цель для учащихся (внешняя цель – в виде доступных для понимания инструкций) и цель – для себя (внутренняя цель).
2.Подобрать методики и теоретический материал – в соответствие с целью.
3.Спланировать все занятие по времени (по минутам), при этом желательно:
- - в начале – как-то заинтриговать учащихся (подобрать соответствующие методики или вопросы для обсуждения);
- - далее – предложить что-то серьезное;
- - ближе к концу – опять больше интриги;
4.Не обязательно стремиться к полной определенности (использовать «эффект незавершенного действия»);
5.Но при этом важно сделать занятие целостным и логически завершенным (в соответствие с внешней целью, т.е. формальная инструкция методики или цель занятия должны быть выполнены);
6.Также важно подобрать «резервные» темы для обсуждения или резервные методики (например, вдруг учащиеся не захотят играть…);
7.Подбирать только те методики, которыми психолог владеет, а также учесть общий уровень готовности работать с методиками самих учащихся;
8.При планировании группового занятия помнить, что часто его естественным продолжением является индивидуальная профконсультация (для желающих), т.е. все проблемы в классе не решаются…
9.Приемы поддержания дисциплины:
- - высокая динамика проведения занятий (чтобы даже отвлекаться не успевали);
- - особое внимание лидерам класса (чаще давать «особые» задания, просить в чем-то помочь, предлагать главные игровые роли в сложных играх и т.п.);
- - ввести необычные правила (например, «можно громко смеяться и даже ржать, но только стоя»…);
|
- - если дисциплина не удовлетворительная (особенно при проведении игровых занятий), то данная форма работы (например, игра) прекращается и учащимся просто «устно излагается материал» или предлагается какая-то письменная работа…;
- - использовать вербальные и, главное, невербальные средства воздействия (естественно, если психолог ими владеет…).
10Советы по самостоятельному освоению сложных методик:
- - сначала провести методику на себе (разобраться со всеми процедурными тонкостями);
- - затем – на близком человеке (прочувствовать всю процедуру);
- - только после этого – на подростках (сначала – на тех, у кого простые проблемы, и лишь затем – на тех, у кого сложные проблемы или недостаточно доверительные отношения)…;
- - лучше в начале использования сложной методики – составить краткую «шпаргалочку» с основными этапами и конкретными действиями (дословные планы-выступления своих занятий не рекомендуется делать даже начинающим психологам, особенно, в работе со школьниками).
Рекомендации по планированию конкретных профконсультаций отражены в общей концептуальной схеме организации консультации как взаимодействия психолога с клиентом (см.раздел 2.4 и 2.5). Заметим, что не всегда получается организовать работу с клиентом в активизирующем режиме и тогда приходится, либо проводить консультацию в более директивной форме, либо специально предварительно формировать у клиента готовность к взаимодействию…
Вопросы и задания к главе 4.
1.Имеет ли право школьный педагог модифицировать используемые в пофоринетационной работе активизирующие методики (игры с классом, игровые упражнения и др.)? Почему?
2.Как взаимосвязаны содержательная и процедурная модели методики?
3.Что такое методика как "внутреннее средство профессиональной деятельности психолога" (по Е.А.Климову)?
4.Приведите примеры методик по оказанию помощи школьнику в принятии решения по выбору профессии и учебного заведения.
5.В чем суть "отсроченного эффекта" при использовании методик ценностно-смыслового содержания в профориентации школьников?
6. Какие возможны риски снижения качества работы при использовании начинающим (неопытным) псхологом методик, с несовершенной психотехнической моделью (или с несовершеннойимитационной моделью)?
7.Насколько оправдано использование в школьной профориентации аппаратурных методов психодиагностики для оценки психофизиологических харакктеристик учащихся? Почему?
8.Назовите главный недостаток большинства используемых в школьной профориентаии профессиограмм и предложите возможные способы устранения этого недостатка.
9.Что такое ИПС? Каковы условия эффективного использования ИПС в школьной профориентации?