Основы взаимодействия профконсультанта на уровне школы




(с учителями, классными руководителями, завучем,

Директором и с другими психологами)

 

Чтобы лучше понять особенности взаимодействия психолога-профконсультанта с теми или иными специалистами, следует воспользоваться известным принципом: надо всегда ставить себя на место того человека, с которым организуется взаимодействие (важно понять, в чем он может вам не доверять или опасаться вас и, соответственно, постараться снять его опасения). Ниже представлены обобщенные советы-рекомендации по организации взаимодействия с разными группами специалистов, с которыми реально приходится общаться профконсультанту.

 

Особенности взаимодействия с администрацией. Главное, чего боится «нормальный администратор», это того, что Вы не знаете своей работы, не знаете, чем заняться в «подчиненной ему» школе, т.е. можете внести элемент дезорганизации в общую работу (которую с «таким трудом ему удалось наладить»). И тогда администратору самому придется «искать вам работу»., хотя у него «и так много своих дел в школе». Но поскольку многие администраторы плохо представляют себе, чем должен заниматься психолог в школе, то им придется «найти» Вам такие занятия, после которых Вам придется немного переквалифицироваться в педагога. Или в «массовика-затейника» (например, чтобы постоянно развлекать детей). Поэтому, рекомендуется:

1. Взять инициативу в свои руки, показать, что вы и сами знаете как работать:

- - для первой встречи с директором подготовить план работы;

- - постоянно выступать с какими-то «идеями» сверх своего плана (чтобы не Вы «шарахались» от директора в коридоре, а он от Вас…);

2. Соблюдать субординацию (особенно в присутствии коллег-педагогов и учащихся);

3. Идти «на встречу», выполнять отдельные «просьбы» и даже «выручать» администрацию (например, выручать завуча, который «буквально перед уроком просит, чтобы вы подменили какого-то учителя»). Естественно, при этом не позволять «садиться себе на шею»…

Особенности взаимодействия с педагогами. Главное, чего опасается коллега-педагог, это то, что Вы заденете их самолюбие. Особенно, если Вы еще достаточно молоды и неопытны, но уже изображаете из себя «настоящего психолога», тогда как они, педагоги, «не хуже вас разбираются в детской психике», только научились всему этому «не в университетах, а в реальном классе» (и в чем-то ведь они правы). Рекомендуется:

1. Всячески показывать коллегам-педагогам, что вы не собираетесь ущемлять их самолюбие:

- - почаще обращаться за советом (особенно к классным руководителям), даже когда особо и не нуждаетесь в таких советах;

- - предлагать провести им самим несложные (например, некоторые игровые) методики;

- - не выставлять свои знания напоказ, «выпендриваться» (не давить учителей своими специфическими знаниями и непонятной терминологией – любимая игра начинающих психологов и некоторых «эстетствующих» студентов).

2. Провести методический семинар и показать на нем некоторые не сложные методики (показать, что Вы умеете работать, а не просто красиво «болтать языком»).

3. Стремиться организовать сотрудничество, т.е. попробовать передать педагогу часть своих функций (но сначала заинтересовать и заинтриговать некоторыми несложными и интересными методиками).

Взаимодействие профконсультанта с коллегами-психологами. Их главное опасение, что Вы окажетесь более подготовленными, что дети будут любить Вас больше их, и вообще, что окажетесь «лучше», чем они (известно, что многие психологи очень самолюбивы). Рекомендуется:

1. Не спешить, т.к. иногда для настоящего сотрудничества требуется время…

2. Если психолог уже ведет в школе какие-то работы – не отнимать их у него даже тогда, когда он делает это хуже Вас (иначе с его стороны, скорее всего, будет обида).

3. Лучше четко разделить свои функции и оформить это документально (в планах работы).

4. Сразу не делать совместных мероприятий («соавторы» часто ругаются из-за мелочей).

5. Постепенно (если отношения станут взаимоуважительными), можно пробовать и совместные дела и обмен своими функциями и все, что угодно.

6. Очень важно – не выяснять отношения в присутствии педколлектива (иначе коллеги-педагоги с удовольствием будут наблюдать за тем, какие психологи склочные, как они сами «даже общаться не умеют»…).

 

 

Основы взаимодействия школы с работниками

Психологических центров

 

Прежде всего – это специализированные государственные центры профориентации (сами названия таких центров могут быть разными, но на данном этапе развития системы профориентации это не столь важно). Также это могут быть любые психологические (или психолого-медико-реабилитационные) молодежные центры, где часто одним из направлении работы является профориентация. При определенных условиях к сотрудничеству могут быть готовы и государственные центры занятости со своей разветвленной структурой и богатым опытом, которые занимаются и молодежной занятостью… В перспективе, возможно развивать взаимодействие и с коммерческими центрами (кадровыми и рекрутинговыми агентствами, ассесмент-центрами и т.п.), которые пока больше заняты поиском и подготовкой специалистов на высокооплачиваемые должности, но могут заинтересоваться и профориентацией подростков и молодежи. Скорее всего, интерес в этих центрах появится тогда, когда это будет хорошо финансироваться, но даже, если без иронии, то реально в этих центрах также немало специалистов с богатейшим опытом работы и хорошим знанием ситуации в своем городе, регионе или отрасли…

Если центры сами уже разработали планы профориентационной работы на уровне района, округа, города или региона и при этом основные мероприятия согласованы с данной школой, то следует выполнять взятые на себя обязательства. При этом желательно, не просто быть исполнителем указаний такого центра, но и предлагать свои инициативы. Правило здесь простое: что-то придется делать на основе общего плана (иначе взаимодействия не получается), но что-то должно делаться и на основе своего, школьного плана, где помимо общих мероприятий желательно выделить и нечто такое, чего в других местах пока не делается. Такой подход должен воодушевить администрацию, педагогов и психологов на более творческое отношение к своему труду. Более того, можно обозначить закономерность: чем больше опыта профориентационной работы в даннойшколе, тем больше педагоги и психологи готовы предлагать и реализовывать интересных инициатив…

Если местные центры проявляют пассивность в планировании профориентационной работы, то сама школа должна выходить со своими предложениями, т.е. в какой-то степени становится реальным координатором. Понятно, что у школы и своих забот хватает и долго она не может пребывать в роли координатора. Но для первых шагов, которые могут изменить ситуацию к лучшему на какое-то время можно взять на себя и дополнительную ответственность. Можно также надеяться, что со стороны местной власти такие инициативы не останутся без внимания и в дальнейшем школа некоторое время будет даже «образцовой» в профориентационном направлении.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: