Восьмиугольник основных факторов выбора профессии»




(по Е.А.Климову)

Методика предназначена для знакомства учащихся с основными факторами выбора профессии, а также для формирования у них способности самостоятельно оценивать собственные ситуации самоопределения. Методику можно использовать с учащимися 8-9 и даже более старших классов. Общий порядок работы со схемой при ее использовании с классом следующий.

1. Сначала ведущий обращается к классу и спрашивает учащихся: «Что нужно учитывать, выбирая профессию?». Обычно подростки правильно выделяют различные факторы (желание, способности, состояние здоровья и т.п.). Ведущий кратко все это выписывает на доске. Но очень быстро ученики начинают повторяться или просто замолкают. Таким образом, учащиеся как бы включаются в данную проблему.

2. Затем ведущий говорит: «Психологи выделили самые главные факторы профессионального выбора. Таких факторов восемь и их можно представить в виде «восьмиугольника». Далее ведущий быстро рисует такой «восьмиугольник» и кратко комментирует эти факторы (см. Рис. 6). На данном этапе работы нарисованный «восьмиугольник» пока еще не совсем понятен большинству, поэтому следует сразу же показать на примерах, как с его помощью можно анализировать те или иные ситуации самоопределения.

3. Ведущий зачитывает учащимся первую задачу-ситуацию (Задача-ситуация 1): «Девятиклассник Вова Б. собирается стать юристом. Его дедушка, заслуженный юрист на пенсии намерение внука одобряет. Сам Вовочка увлекается спортом. Ходит в секцию футбола, собирается пойти в группу восточного единоборства, дома иногда паяет, увлекается радиотехникой. В школе он учится в основном на тройки, но оправдывает себя тем. что в старших классах ему наймут репетитора и он станет отличником, и тогда после школы он спокойно поступит на юрфак МГУ. На вопрос, чем его привлекает профессия «юрист» отвечает, что это «очень денежная и уважаемая профессия». Вова иногда любит рассказывать своим приятелям о юридических подвигах своего дедушки-юриста, но товарищи слушают его как-то молча…»[10].

4. Учащимся в классе предлагается оценить, насколько продуманно Вова выбирает свою профессию. Для этого надо разобраться как строится личная профессиональная перспектива – ЛПП (все ли остальные факторы учитываются при построении своих планов на будущее). Если ЛПП строится с учетом какого-то фактора, то между ними проводится линия, если фактор не учитывается, то остается пустое место. Иногда возникает неоднозначная оценка относительно учета (или не учета) данного фактора, в этом случае ЛПП и фактор соединяются пунктирной линией (см. пример на Рис. 6).

5. Наконец, в целом оценивается, удачно построена профессиональная перспектива или нет. Например, в приведенном выше примере с Вовой Б. ЛПП строится с учетом мнения родителей и уровня притязаний, потребности рынка в юристах и информированность Вовы Б. о выбираемой профессии вызывают некоторые сомнения, а что касается склонностей, способностей и одобрения такого выбора товарищами, то в данной ситуации это как-то не прозвучало.

6. Иногда для закрепления (для лучшего понимания схемы) классу можно предложить вторую, более сложную задачу-ситуацию, например (Задача-ситуация 2): «Лариса Т., ученица девятого класса, хочет стать врачом-терапевтом. Учится она на 4 и 5. Любимые предметы – литература и история. Дома любит шить и читать иностранную литературу. Лариса считает, что профессия врача очень интересная и благородная. Лариса – тихая и спокойная девочка, с претензиями на утонченность и изысканность. В классе ее уважают, но к намерению стать врачом относятся безразлично. Ее родители (инженеры) не одобряют намерений дочери, считая, что ей лучше поступать в технический вуз. Сама Лариса надеется после 11-го класса сразу поступить в медицинский институт, а если не поступит – год поработать санитаркой и поступать снова, уже имея стаж работы и даже небольшой опыт…». Например, в данной ситуации очевидно, что Лариса не учитывает мнений своих родителей и одноклассников, не учитывает свои истинные склонности, есть некоторые сомнения по поводу ее знаний профессии и готовности пройти сложный конкурс в престижный мединститут, хотя с точки зрения уровня притязаний и потребностей общества выбор довольно обоснованный.

Естественно, при анализе данных задач-ситуаций ведущий сначала обращается к классу и просит самих учащихся высказываться по каждому фактору, лишь в конце обозначая свое мнение.

 

  Склонности  
   
Информированность   Мнение родителей
     
     
Уровень   Мнение
притязаний   товарищей
     
Способности   Потребности
    рынка
  ЛПП  

 

Рисунок 6. Пример анализа задачи-ситуации 1 с помощью

«восьмиугольника» выбора профессии.

 

7. Когда ведущий почувствует, что «восьмиугольник» понят большинством учащихся (а это чувствуется по их высказываниям), можно даже предложить классу небольшую контрольную работу, что особенно ценно в условиях, когда в данной школе читается курс по профориентации или планированию карьеры. Для этого каждый вырывает из тетради листочек, подписывает его, быстро рисует три «восьмиугольника», лишь обозначая факторы выбора точками (подписать можно лишь фактор – ЛПП), а также нумеруя все три «восьмиугольника». Далее ведущий зачитывает поочередно две новые задачи-ситуации, а учащиеся самостоятельно оценивают их в своих листочках, соединяя ЛПП с теми факторами, которые учитываются при выборе профессии. Третий «восьмиугольник» используется для оценки собственной ситуации самоопределения, как ее представляет сам подросток. Естественно, оценка за данную контрольную работу проставляется только по первым двум задачам.

Самооценку ситуации самоопределения по третьему «восьмиугольнику» ведущий психолог может использовать для сбора и уточнения информации о данном ученике (что особенно важно, когда психолог работает с данным классом постоянно, т.е. реально). Например, если по первым двум задачам ситуации были оценены верно, то психолог уже в большей степени может доверять и самооценке ученика, но если задачи-ситуации проанализированы не правильно, то, значит, ученик плохо освоил данную схему («восьмиугольник») и его самооценка скорее всего, тоже не верная.

Данную самооценку конкретного ученика можно использовать и в индивидуальных профконсультациях, например, психолог может попросить ученика прокомментировать его видение своей ситуации самоопределения и этот разговор может оказаться взаимно полезным и достаточно конкретным.

Опыт показал, что приведенный способ использования схемы для анализа ситуаций самоопределения оптимальный. Например, если проводить анализ ситуаций более строго и «грамотно», т.е. учитывать взаимозависимости факторов, а также все возможные сочетания этих факторов, то сама схема становится очень громоздкой и не только подростки, но и многие взрослые сразу же в ней запутаются (мы однажды уже наблюдали такую картину, когда эту схему пытались использовать «более корректно с методологической точки зрения» – те, кто это попробовал, уже через несколько минут сами расхохотались, осознав всю абсурдность своей затеи). Кстати, сам Е.А.Климов неоднократно говорил на своих лекциях о предпочтительности более простых методов, особенно в практической консультативной работе, заявляя, например: «Чем более проста методика как внешнее средство профессиональной деятельности, тем большего профессионализма она требует от психолога практика»...

Заметим, что данный восьмиугольник вполне можно использовать в индивидуальной работе с подростком. Эта схема анализа ситуаций самоопределения сможет оказаться очень полезной на этапе знакомства с клиентом, когда требуется уточнить его проблему и совместно наметить пути дальнейшей работы. Заметим также, что работа с «восьмиугольником» предполагает реальное взаимодействие психолога-профконсультанта и клиента, т.е. обеспечивает настоящий диалог.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: