Мы считаем, что именно государственные центры профориентации и центры занятости могут стать эффективными координаторами профориентационной работы. Если власть серьезно относится к профоринетационной работе в данном регионе или крупном городе, то эти центры просто вынуждены быть координаторами. Если местная власть пока еще в должной мере не осознает важности профориентации, то задачей руководства этих центров и даже конкретных специалистов является разъяснять важность профориентационного направления и своим примером показывать готовность решать реальные кадровые вопросы данной местности. Но если и центры проявляют в этом вопросе пассивность, то на какое-то время таким координатором может стать даже отдельная школа, имеющая опыт и желание заниматься эффективной профориентацией. Понятно, что для пропаганды своей готовности участвовать в решении важных кадровых вопросов следует налаживать связи с местными средствами массовой информации.
Как уже отмечалось выше, основным средством организации взаимодействия являются общие планы профориентационной работы (с привлечением потенциальных партнеров). В качестве основных приемов и мероприятий воздействия на власть и влияния на кадровую политику могут быть следующие:
1) организация научно-практических конференции по проблемам профориентации с участием представителей власти (а еще лучше – с приглашением влиятельных ученых и руководителей из столиц и других городов);
2) организация «ярмарок профессий» с привлечением представителей вузов и организаций (поскольку приходится решать и некоторые организационные вопросы, то часто власть просто вынуждена в этом участвовать);
|
3) организация детских и школьных фестивалей на профориентационную проблематику (выставок рисунков или фотографий о профессиях, школьных спектаклей на проофриентационную проблематику, дискуссий по проблемам самоопределения в современных условиях и т.п.);
4) организация школьных олимпиад с участием вузов и научных учреждений[9].
5) совместные проекты (см. подробнее выше - раздел 5.1) с участием школ, колледжей, вузов, организаций и т.п.
При организации взаимодействия с работниками средств массовой информации (СМИ) следует учитывать следующие моменты:
1) если Вас приглашают на теле-, или радиопередачу, то важно настроиться на очень динамичный стиль разговора, т.е. самому высказываться кратко, понятно и доброжелательно;
2) по возможности, попросить основные вопросы, которые Вам зададут: это позволит заранее продумать более содержательный, убедительный и, опять же, краткий ответ;
3) если организуется дискуссия по проблемным профориентационным вопросам с другими гостями передачи, то следует сдерживать свою эмоциональность и не позволять включать себя в «шоу-балаган», что, к сожалению, нередко приходится наблюдать на телевидении и на радио. Здесь у школьного педагога или психолога-профонсультанта появляется прекрасная возможность продемонстрировать свою культуру мышления и общения, повысив этим социальный статус и сам авторитет специалистов по профориентации;
4) не обижаться, если после редактирования какие-то Ваши размышления уберут, т.е. быть мудрее…;
5) думать о последствиях слишком смелых рассуждений и оценок, учитывая то, что Вы выступаете перед многотысячной аудиторией, т.е. думать о последствиях и помнить, что перед камерами и микрофонами не обо всем следует говорить, даже по сравнению с высказываниями в школьной аудитории…
|
Основы взаимодействия с работниками
Медицинских организаций
В настоящее время вопросам медицинской профпригодности уделяется явно не достаточное внимание как в школьной профориентации, так и в менеджменте. Например, во многих организациях редко можно наблюдать соблюдение элементарных норм психогигиены труда (частые переработки, чрезмерная напряженность, конфликтность, затаенные обиды по поводу несправедливости оплаты труда и т.п.).
И одновременно, именно здоровье, наряду с образованием и мотивацией, часто рассматривается как одна из важнейших качественных характеристик человеческого ресурса во многих подходах современного менеджмента (см. Красноженова, Симонин, 2008, С. 25-27). Если обратиться к опыту цивилизованных стран (или вспомнить отечественные примеры из советского времени), то при многих предприятиях существовали свои медицинские службы, работников в обязательном порядке заставляли проходить медицинские обследования и заниматься профилактикой своего здоровья (делать прививки в периоды эпидемий, создавать льготные условия для активного спорта и отдыха и т.п.). Все это является важнейшей составляющей так называемого «социального пакета» любой солидной организации (см. Кибанов и др., 2009, С. 379-384). При этом существуют определенные ограничения по медицинским противопоказаниям как при приеме на работу, так и при карьерном продвижении. В советское время разрабатывались специальные справочники по основным медицинским противопоказаниям, применительно к большому числу тогдашних профессий.
|
Все это обязывает человека думать о своем здоровье как о важном условии достижении карьерных успехов. В настоящее время, в период стремления власти максимально перевести многие образовательные и медицинские услуги на платную основу, сложно говорить о том, что медицинские учреждения готовы к бескорыстному сотрудничеству со школами в вопросах профориентации. К сожалению, сами медики часто не готовы квалифицированно консультировать по этим вопросам, поскольку заметно ослаб социальный заказ на такие услуги. И все же школа может, даже в таких, пока еще не благоприятных условиях, стремиться сотрудничать с медициной, в частности:
1) приглашать врачей для проведения лекции (как для школьников, так и для их родителей) на темы медицинской профпригодности, профилактики и укрепления здоровья школьников;
2) по возможности, проводить медицинские обследования учащихся и своевременно сообщать о противопоказаниях к тем или иным профессиям;
3) предлагать учащимся реабилитационные программы по улучшению своего здоровья, а по сути – для повышения своих конкурентных преимуществ на рынке труда…;
4) проводить совместные мероприятия по пропаганде здорового образа жизни и профилактики вредных привычек (алкоголизма, курения, наркомании…);
5) перспективным направлением является поиск компенсационных механизмов здоровья, позволяющих выбирать привлекательные виды деятельности тем школьникам, которые по причине слабого здоровья и даже инвалидности первоначально ограничены в таких выборах. Учитывая общую тенденцию современного производства все больше «приспосабливать технику к человеку», а не только «человека к технике», можно предположить, и у ребят с проблемным здоровьем могут быть перспективы выбора и работы по многим привлекательным для них профессиям, что также могло бы стать основой для формирования оптимизма школьников по отношению к своему будущему. Понятно также, что в этом вопросе следует проявлять не только оптимистичную компетентность (знание вопроса), но и определенную осторожность, учитывая и сильные бюрократические ограничения по медицинской профпригодности, и реальные сложности некоторых видов деятельности для ребят, имеющих проблемы со здоровьем…
В контексте такого взаимодействия актуальной может оказаться и проблема чрезмерных учебных нагрузок учащихся в школах, в условиях так называемого «информационного насилия» над школьниками, часто поощряемого призывами к чрезмерной коммерциализации образования через так называемые дополнительные занятия, репетиторство, а то и просто – откровенное вымогательство, когда родители платят уже за то, чтобы уменьшить нагрузки для своего ребенка…. (Пряжников Н.С., 2007).