3. Мы исходим из традиционного понимания системы как комплекса взаимодействующих и взаимосвязанных элементов, объединенных общей цел ью (Пряжников, 2010). В самом общем плане цели эти могут быть разными:
1. цели социально-экономического развития страны как следствия успешной профориентации (при этом важно еще разобраться, каков вектор такого развития?);
2) личные цели – как стремление к жизненной самореализации (и здесь следует разобраться, как конкретный человек понимает такую самореализацию?)…
Соответственно,система предполагает уточнение общей цели профориентации с последующей конкретизацию целей и задач для каждого уровня работы(в частности, для школьной профориентации). Ниже предлагаются варианты таких целей:
1) общая цель управления человеческими ресурсами (УЧР): «создание условий для максимальной самореализации граждан на общее благо (благо общества)»;
2) Соответственно, цель школьной профориентации, охватывающей несколько уровней работы и рассматриваемой как важнейшей составляющей УЧР формулируется следующим образом: – «формирование внутренней готовности личности к осознанному и самостоятельному планированию, корректированию и реализации перспектив своего развития как полноценного гражданина страны, осуществляющего свои замыслы и возможности через общественно-ценный труд».
Соответственно, можно было бы уточнить цели и для других уровней УЧР. Это позволило бы уточнить и критерии эффективности по каждому из этих уровней, что в свою очередь, помогло бы более четко планировать работу и более целенаправленно готовить специалистов-профконсультантов (с ориентацией на выделенные задачи и критерии эффективности труда).
|
4.Система предполагает выделение основных участников -субъектов профориентации. Мы исходим из того, что у каждого субъекта – свое понимание профориентации, специфических задач и способов их решения. Часто качество системы во многом определяется тем, насколько основные участники (субъекты) действуют согласованно и ориентируются на общую цель. Ниже выделены следующие основные субъекты системы профориентации (в лице ее представителей и руководителей):
- самоопределяющаяся личность;
- семья;
- школа;
- профессиональные учебные заведения;
- психолого-педагогическая наука;
- организации и предприятия;
- центры профориентации молодежи (сейчас возрождаются);
- службы занятости;
- коммерческие профориентационные центры (для подростков, для взрослых);
- медицинские учреждения (медицинские аспекты выбора профессии);
- СМИ;
- общественные организации;
- религиозные организации;
- армия (воинские части);
- правоохранительные органы;
- органы власти.
5. Как уже говорилось выше, общая цель разбивается на более конкретные цели (для каждого уровня УЧР), а также на основе этого – выделяются конкретные задачи для каждого субъекта системы профориентации. Эти задачи распределяются между основными субъектами профориентации, с учетом их общей готовности данные задачи выполнить.
6.Кроме того, важную роль в системной работе могут играть совместные проекты между отдельными участниками, которые часто и становятся основой совместных планов профориентационной работы. Например, это могут быть: совместные спортивные мероприятия, походы, экскурсии, встречи преподавателей вузов или специалистов организации со школьниками (в том числе, и из самих родителей учащихся), КВНы, олимпиады и даже некоторые научные проекты (с участием активных и талантливых школьников). При определенной настойчивости можно также решать вопросы организации участия школьников в производительном труде (и даже за вознаграждение) и т.д.
|
Важно, чтобы такие совместные проекты были престижны и интересны для учащихся, а само участие в них было престижно, чтобы школьники видели живой пример преподавателей и специалистов, увлеченных своей работой и гордящихся своим социальным статусом… Даже, несмотря на пока еще «жалкие» зарплаты преподавателей и высококлассных специалистов… Можно надеяться, что эти проекты станут некоторым противовесом укоренившемуся в сознании многих подростков мнению, что работа должна быть «халявной», т.е. не очень сложной, но непременно высоко оплачиваемой… Может, именно такие совместные проекты являются важнейшим средством формирования социального оптимизма в пока еще проблемной стране (когда именно специалисты, а не «халявщики» смогут жить достойно) …