Сущность взаимодействия, его виды и уровни




 

Реальное взаимодействие между субъектами профориентации предполагает:

1) Оптимальное распределение и постоянную корректировку задач между субъектами профориентации, осуществляемую координационным центром;

2) Систематический взаимный контроль;

3) Корректировку работы (на основе взаимоконтроля).

Можно выделить основные виды такого взаимодействия, а фактически – и само качество, уровни взаимодействия:

1) реальное взаимодействие на уровне государства (в идеале – международное сотрудничество в области управления человеческими ресурсами), с четким выделением общих целей и их конкретизация в более конкретных задачах, распределение этих задач между основными участниками взаимодействия, постоянный взаимоконтроль и взаимокоррекция, совместные проекты между разными участниками взаимодействия, координирующий центр (обычно на уровне центра профоринетации) и др.;

2) взаимодействие на уровне региона или большого города (часто координатором также является центр профориентации или региональная служба занятости);

3) взаимодействие на уровне моногорода (с одним или несколькими крупными организациями, являющимися градообразующими)[6];

4) локальная профориентация на уровне взаимодействия отдельных школ с вузами, колледжами и организациями;

5) профориентация на уровне отдельного заведения (школы, вуза, колледжа) без серьезных связей с другими потенциальными партнерами;

6) профориентация на уровне отдельного класса или конкретного специалиста, когда осуществляется помощь «своим» ученикам (или клиентам), но многие другие школьники остаются без помощи (сил одного специалиста явно не достаточно), а также - даже не затрагивается целый важных вопросов самоопределения и трудоустройства (хотя бы потому, что отдельный профконсультант часто даже не имеет для этого необходимых полномочий)…

К сожалению, часто реальное взаимодействие подменяется псевдо-взаимодействием. Ниже представлены основные варианты такого псевдо-взаимодействия:

1) работа по принципу «латания дыр», которая может быть достаточно интенсивная и даже эффектная, но бестолковая, т.к. отсутствуют долгосрочные планы и четкие критерии оценки эффективности, а также не ведется прогнозирование рынка труда…;

2) вариант «показухи», когда проводятся эффектные массовые мероприятия, пишутся красивые отчеты и даже диссертации, а потом наступает забвение этой работы…;

3) параллельная работа, для которой характерно повторение одних и тех же мероприятий разными субъектами профориентации (как следствие несогласованности и плохой координации);

4) хаотичная работа (как следствие неясности профориентационных целей и задач, а также – нечеткие критерии оценки эффективности);

5) однобокая работа, когда, например, все занимаются профессиональным тестированием, или профинформированием, но игнорируют другие важные направления работы и др.

6) «некоординированный», когда кто-то работает, а кто-то – нет даже при существующих общих планах работы (как следствие слабого взаимоконтроля);

2. близкий уровень – «хитро-организованный», когда все сваливать на партнеров (других субъектов системы);

 

Проблема координационного центра профориентационной

Системы

 

Важная роль в распределении и уточнении задач принадлежит координационному Центру. Ранее (во второй половине 80-х гг.) это был Госкомтруд СССР (следует отметить значение субъективного фактора, когда подобные службы возглавляют умные, порядочные и ответственные люди, например, в то время за это отвечал О.П.Апостолов, много сделавший для развития отечесвтенной профориентации того периода…). В 90-е годы и начале «нулевых» гг. возникла неразбериха, когда директора оставшихся Центров профориентации молодежи приезжали в Москву и не могли найти ведомства, которому они должны подчиняться. В то время многие отказывались отвечать за профориентационную работу со школьниками. К сожалению, примеры межведомственной разобщенности иногда встречаются и сейчас[7]. И в наши дни остается вопрос, кто же координирует и, соответственно, отвечает за профориентацию на уровне района, округа, города, региона и всей страны? Мы считаем, что такую координирующую роль может взять на себя тая служба, которая в состоянии организовать реальное взаимодействие.

Это могут быть и работники центров профориентации и профадаптации молодежи (есть позитивные примеры в Юго-Западном округе Москвы), когда руководители соответствующих центров по согласованию с местной властью и окружным руководством образования фактически вышли на уровень локальных профориентационных систем. Это могут быть и крупные предприятия (особенно, градообразующие предприятия в моногородах), где работники кадровых служб и служб работы с персоналом фактически координируют профориентационную работу в своем городе и т.п. В перспективе можно надеяться, что роль государственных координирующих и ресурсных центров будет постоянно возрастать. При этом, сам координационный центр должен иметь реальную поддержку со стороны высшей власти (как кадровые службы и службы управления персоналом в эффективных организациях).

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: