Реальное взаимодействие между субъектами профориентации предполагает:
1) Оптимальное распределение и постоянную корректировку задач между субъектами профориентации, осуществляемую координационным центром;
2) Систематический взаимный контроль;
3) Корректировку работы (на основе взаимоконтроля).
Можно выделить основные виды такого взаимодействия, а фактически – и само качество, уровни взаимодействия:
1) реальное взаимодействие на уровне государства (в идеале – международное сотрудничество в области управления человеческими ресурсами), с четким выделением общих целей и их конкретизация в более конкретных задачах, распределение этих задач между основными участниками взаимодействия, постоянный взаимоконтроль и взаимокоррекция, совместные проекты между разными участниками взаимодействия, координирующий центр (обычно на уровне центра профоринетации) и др.;
2) взаимодействие на уровне региона или большого города (часто координатором также является центр профориентации или региональная служба занятости);
3) взаимодействие на уровне моногорода (с одним или несколькими крупными организациями, являющимися градообразующими)[6];
4) локальная профориентация на уровне взаимодействия отдельных школ с вузами, колледжами и организациями;
5) профориентация на уровне отдельного заведения (школы, вуза, колледжа) без серьезных связей с другими потенциальными партнерами;
6) профориентация на уровне отдельного класса или конкретного специалиста, когда осуществляется помощь «своим» ученикам (или клиентам), но многие другие школьники остаются без помощи (сил одного специалиста явно не достаточно), а также - даже не затрагивается целый важных вопросов самоопределения и трудоустройства (хотя бы потому, что отдельный профконсультант часто даже не имеет для этого необходимых полномочий)…
|
К сожалению, часто реальное взаимодействие подменяется псевдо-взаимодействием. Ниже представлены основные варианты такого псевдо-взаимодействия:
1) работа по принципу «латания дыр», которая может быть достаточно интенсивная и даже эффектная, но бестолковая, т.к. отсутствуют долгосрочные планы и четкие критерии оценки эффективности, а также не ведется прогнозирование рынка труда…;
2) вариант «показухи», когда проводятся эффектные массовые мероприятия, пишутся красивые отчеты и даже диссертации, а потом наступает забвение этой работы…;
3) параллельная работа, для которой характерно повторение одних и тех же мероприятий разными субъектами профориентации (как следствие несогласованности и плохой координации);
4) хаотичная работа (как следствие неясности профориентационных целей и задач, а также – нечеткие критерии оценки эффективности);
5) однобокая работа, когда, например, все занимаются профессиональным тестированием, или профинформированием, но игнорируют другие важные направления работы и др.
6) «некоординированный», когда кто-то работает, а кто-то – нет даже при существующих общих планах работы (как следствие слабого взаимоконтроля);
2. близкий уровень – «хитро-организованный», когда все сваливать на партнеров (других субъектов системы);
Проблема координационного центра профориентационной
Системы
Важная роль в распределении и уточнении задач принадлежит координационному Центру. Ранее (во второй половине 80-х гг.) это был Госкомтруд СССР (следует отметить значение субъективного фактора, когда подобные службы возглавляют умные, порядочные и ответственные люди, например, в то время за это отвечал О.П.Апостолов, много сделавший для развития отечесвтенной профориентации того периода…). В 90-е годы и начале «нулевых» гг. возникла неразбериха, когда директора оставшихся Центров профориентации молодежи приезжали в Москву и не могли найти ведомства, которому они должны подчиняться. В то время многие отказывались отвечать за профориентационную работу со школьниками. К сожалению, примеры межведомственной разобщенности иногда встречаются и сейчас[7]. И в наши дни остается вопрос, кто же координирует и, соответственно, отвечает за профориентацию на уровне района, округа, города, региона и всей страны? Мы считаем, что такую координирующую роль может взять на себя тая служба, которая в состоянии организовать реальное взаимодействие.
|
Это могут быть и работники центров профориентации и профадаптации молодежи (есть позитивные примеры в Юго-Западном округе Москвы), когда руководители соответствующих центров по согласованию с местной властью и окружным руководством образования фактически вышли на уровень локальных профориентационных систем. Это могут быть и крупные предприятия (особенно, градообразующие предприятия в моногородах), где работники кадровых служб и служб работы с персоналом фактически координируют профориентационную работу в своем городе и т.п. В перспективе можно надеяться, что роль государственных координирующих и ресурсных центров будет постоянно возрастать. При этом, сам координационный центр должен иметь реальную поддержку со стороны высшей власти (как кадровые службы и службы управления персоналом в эффективных организациях).