Схема самоосуществления (по В.Франклу)




 

В книге «Человек в поисках смысла» известный психолог и психотерапевт В.Франкл (1990) представляет интересную схему, позволяющую производить оценки (и самооценки) «осуществления» человека как личности (Франкл, 1990, С.304). «Осуществление» предполагает поиск ответа на вопрос, как найти («выстрадать») такой смысл жизни, который «меняет человека к лучшему» (там же, С.306). Сложнейшие рассуждения автора становятся более понятными, когда он сам иллюстрирует это схемой (см. Рис).

 

 

      осуществление    
         
  неудача         успех
         
        отчаяние    

 

Рисунок. Схема самоосуществления (по В.Франклу). Первый случай – 1 (отчаяние, несмотря на успех). Второй случай – 2 (осуществление, несмотря на неудачу).

 

Сам В.Франкл приводит два примера для пояснения своей идеи. Первый человек – успешный адвокат, у которого есть все в жизни (уважение, комфорт и т.п.). Но он сам уже давно утратил смысл жизни (когда каждый день приходишь на работу, делаешь одной и то же и никакого просвета)...У него все больше возникают сомнения, а нужно ли вообще жить? Понятно, что при очевидном жизненном и карьерном успехе этот человек близок к отчаянию (вроде все есть в жизни, но нет счастья и ощущения движения, развития…). Второй человек – заключенный в камере смертников, которого ждет газовая камера, т.е. казнь. Но перед лицом смерти этот преступник вдруг понял, что жизнь прекрасна, т.е. даже в такой ситуации он обнаружил смысл жизни, пусть даже «в последнее мгновение». Получается, что даже в случае явной жизненной неудачи возможны случаи, когда человек «осуществляется» как личность. А ведь некоторые вообще живут долго, но им так и не открывается величие и красота жизни, они так и умирают, ничего и не поняв…

В этой связи В.Франкл пишет: «Обращаясь к личному опыту, почерпнутому из другого места (В.Франкл был узником фишистского онцлареря – Н.П.), где людей также отправляют в газовые камеры, я выразил свою убежденность в том, что жизнь либо имеет смысл и в тком случае этот смысл не зависит от ее продолжительности, либо она не имеет смысла и в таком случае был бы бесцельным продолжать ее» (Франкл, 1990, С.305). В книге описывается, что В.Франкла попросили выступить перед заключенными калифорнийской государственной тюрьмы. Это выступление показывали и в других 150-ти американских тюрьмах и оно получило высшую оценку как заключенных, так и экспертов (там же, С.305).

Понятно, что речь идет не о призывах к самоубийству, а наоборот, к изменению своей жизни к лучшему. А «самоубийством является бесцельное времяпрепровождение (актуальная тема в эпоху расцвета «компьютерной наркомании») или явно антиобщественная (человеконенавистническая) деятельность (также актуально в период расцвета криминала, коррупции, терроризма, сомнительных войн, когда целые страны и народы «наказывают» непонятно за что…).

Может возникнуть сомнение, а интересны ли эти темы современным школьникам и учащимся колледжей? Наш небольшой опыт использования данной схемы и примеров самого В.Франкла показывает, что схема работает, интригует школьников, вызывая у них даже недоумение. Многие считают, что если человек богат и успешен, то «отчаяния» быть не может. А ведь, в будущей своей жизни и сами эти школьники могут столкнуться с отчаянием и осознанием никчемности свое жизни.

Сомнения от того, то для наших школьников это слишком сложные темы можно отбросить, сославшись на того же В.Франкла. Он сам пишет о том, что рассматривая эти сложнейшие вопросы, он «обратился к повести Толстого «Смерть Ивана Ильича», чтобы показать, что «человек (даже узник) может подняться над самим собой, вырасти выше себя (В.Франкл называет это «самотрансцендентностью» - Н.П.) – даже в последнее мгновение – и таким образом внести жизнь даже в потерянную прошлую жизнь» (Франкл, 1990, С.305). Иными словами, на уроках литературы со школьниками обсуждаются достаточно многие сложнейшие темы. Заметим, что многие западные психологи, психотерапевты и философы с большим уважением относятся именно к российским великим писателям (Л.Н.Толстому, Ф.М.Длстоевскому и др.). Для более эффективного использования данной схемы можно самостоятельно придумать примеры, больше соотносимые с нашей российской действительностью. Но сначала, лучше поработать с примерами самого В.Франкла, чтобы «войти во вкус», т.е. лучше почувствовать схему осуществления и отраженную в ней проблематику.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: