Схема «пространства элитарности».




 

В одной из наших работ мы предложили похожую схему, отражающие психологическое «пространство элитарности» самоопределяющейся личности (см. Пряжников, 2000, С.128-132), которое представлена ниже (см. Рисунок). На нашей модели также имеются две оси: внешняя атрибутика элитарности (ось псевдоэлитарности) и подлинная элитарность, связанная с реальными проявлениями творчества и достоинства (подлинная, внутренняя элитарность). Можно следующим образом конкретизировать представленные на модели координаты.

1. Внешняя яркость проявляется через: модную одежду; престижные вещи; престижные знакомства; через знатную родословную; изысканные манеры поведения и интонации; через престижный “образ жизни” и престижные “социальные роли и стереотипы”, через престижный “уезд” из “этой страны” за границу и т.п. Главное здесь то, что все эти внешние символы (атрибуты) элитарности являются общепринятыми (одобряемыми основной массой, не только на уровне группы, но и всего общества), хотя известно, что “количественное” одобрение далеко не всегда свидетельствует о “качественной”, реальной культурной ценности данного элитарного идеала.

 

Творчество, достоинство (подлинная элитарность)  
Внешняя “серость”     элита “массы” элита “элиты”   средние слои общества   масса “массы” масса “элиты” Внешняя “яркость” (псевдо- элитарность)  
      Зависимость, конформизм, пассивность («пофигизм»)  
         

 

Рисунок. Психологическое пространство элитарности. По горизонтальной оси -

внешние проявления элитарности (элитарная

атрибутика), по вертикальной - внутренние

проявления элитарности (подлинная элитарность).

 

 

2. Подлинная элитарность проявляется через: служение идеалам добра, справедливости и истины, когда такое служение становится не средством достижения каких-либо благ (см. внешние символы элитарности), а является самоценностью; определенный, не обязательно “престижный” образ жизни (жизни творческой, героической, неординарной и т.п.).

Главное здесь то, что эти идеалы являются не столько общепринятыми (одобряемыми большинством, “стандартизированными” общественным мнением), сколько уникальными, индивидуально построенными, через такие идеалы человек реализует свою субъектность и далеко не всегда бывает признанным, “одобренным” и понятым большинством (массой). Как отмечал известный психолог В.В.Петухов, “цель творчества - самоотдача, а не шумиха, не успех”, “оно не имеет цели, т.е. не является действием, а имеет внутренний мотив, т.е. должно рассматриваться как деятельность” (Петухов, 1996, с.116).

На нашей схеме (см. Рис.) “элита элиты” может быть охарактеризована как люди, добившиеся признания, успеха и благополучия в результате действительно творческой, достойной жизнедеятельности.

“Масса элиты” - это люди часто лишь имитирующие творчество, но все-таки относящиеся к престижным общественным кругам, близкие к элите и часто составляющие лишь “фон” для проявления чувства элитарности у настоящих представителей элиты; это, например, могут быть люди, важно “прогуливающиеся по Елисейским полям”, и о которых, по словам французских социологов М.Пэнсон и М.Мэнсон-Шарло, настоящие французские аристократы презрительно говорят как о “фауне” (Пэнсон, Пэнсон-Шарло, 1995, с.203).

“Элита массы” - это люди, которые при реальном проявлении творчества и достоинства все-таки не смогли добиться внешнего признания, богатства-благополучия и знаменитости.

“Масса массы” - люди, которые смирились со своим внешним неблагополучием и никак уже не проявляют творчества при построении своего счастья. Их уделом остается лишь с затаенной радостью (а чаще - с завистью) наблюдать за жизнью более благополучных людей, например, приобщаться к элите через “мыльные оперы”, через наблюдения за склоками в среде элиты, со смаком описываемыми в бульварной прессе и т.п.

Наконец, “средние слои” - это люди, которые частично вбирают в себя характеристики всех перечисленных групп, но которые могут при определенных условиях переместиться в эти группы.

Данная схема (Рис.) позволяет не только оценивать устремления и реальное место других людей (используя для этого обобщенные стереотипы или конкретные примеры), но и более предметно размышлять человеку о своих собственных элитарных ориентациях.

Можно привести возможные примеры других задач-ситуаций для совместного их анализа со школьниками с использованием «схемы самоосуществления» (по В.Франклу), или с использованием схемы «Психологического пространства элитарности»:

1. Человеку не интересна его работа, но она приносит большие деньги. А деньги нужны ему для того, чтобы лечить своего больного ребенка (частые операции, уход сиделок и т.п.). Человек очень любит своего ребенка, а болезнь еще более возвысила эту любовь и привязанность. Но при этом так хочется работать в другом месте и по другой профессии…

2.Молодой человек, учащийся колледжа живет нормальной жизнью. Он неплохо учится и у него есть перспектива поступления в профильный вуз. Ему нравится изучаемая профессия. Хоть он и не склонен к чтению (как и все «нормальные» пацаны), но вдруг ему попалась интересная книга, где поднимаются вопросы совести, достоинства, смысла жизни… Она произвела на него впечатления и он начал сомневаться, а так ли хорошо и интересна его настоящая жизнь, и его дальнейшие перспективы… Жил бы себе спокойно, а тут эта «проклятая» книга…

3.Учащийся 11-го класса очень увлекается философией, литературой, искусством. Его воодушевляют герои разных произведений, когда они мечутся в поисках истины, добра, справедливости… Ему очень нравится чувствовать, что и он сам любит поразмышлять о добре и зле, о гениальности и примитивизме… Более того, он с презрением относится к окружающим, «погрязшим в своих мелких заботах». Ему не интересно учиться школе, у него нет серьезных планов на будущее (он – «в вечном писке»). Родители и учителя сильно обеспокоены его «оторванностью» от жизни. Правда, родители успокаивают себя тем, что он не стал наркоманом, хулиганом или полным бездельником, тем более, что в школе он учится на гарантированные «хорошо» и «удовлетворительно», т.е. в целом, не пропадет…

4.В настоящее время молодой человек, заканчивающий колледж, полностью доволен жизнью. Он успешно занимается боксом и подумывает о спортивной карьере (пока он – чемпион своего города в своей возрастной группе). У него есть девушки и друзья, относящиеся к нему с должным уважением, хотя и не считающие его «интеллектуалом». Сам молодой человек уверен, что главное в жизни – быстро реагировать на любую обиду («чуть что – сразу в лоб!»). Приводов в полицию пока не было, но друзья не раз останавливали его в спонтанно возникающих конфликтных ситуациях…

5.Отец школьника, учащегося 10-го класса является известным политическим деятелем (федеральным министром). Школьник учится в обычной школе. Он ни в чем не нуждается и его будущее гарантировано (родители позаботятся и помогут поступить в привлекательный вуз). Школьник сам старается в учебе и часто получает отличные оценки, хотя иногда подозревает, что оценки ему несколько завышают, благодаря незримому влиянию его высокопоставленного родителя. Школьнику часто бывает стыдно перед своими одноклассниками за то, что в его жизни нет особых проблем, и не предвидится… Иногда ему кажется, что многие одноклассники, в том числе, и симпатичные девушки, а также – их родители стремятся подружиться с ним, намекая на то, что хотели бы познакомиться и с его семьей, и с его родителями. И возникают у школьника сомнения, действительно ли он сам интересен окружающим, или интересно его родство с папой-министром?

 

В качестве особых задач-ситуаций можно использовать реальные примеры жизни и достижений известных деятелей (артистов, политиков, бизнесменов…), предложив школьникам разметить их на схеме «Психологического пространства элитарности». Опыт показывает, что для школьников и учащихся колледжей это задание понятно (после освоения схем и упражнении на других примерах), не вызывает сильных обид (если «любимый» артист или политик вдруг оказываются в секторе «псевдоэлиты»…), а главное – позволяет организовать интересные дискуссии, которые удерживаются в рамках «интеллектуального приличия» (участники меньше путаются и меньше используют эмоционально-экспрессивные «доказательства») именно с помощью схемы.

 

В практической работе со школьниками и учащимися колледжа можно было бы разработать и другие примеры (задачи-упражнения) для анализа элитарных ориентаций не только самоопределяющихся подростков, но и образы других людей, как бы упражняясь на их примерах в выделении более достойных ориентиров собственного развития. Это могли бы быть примеры (обобщенные образы) так называемых «новых русских», олигархов (точнее – плутократов), которые сильно обогатились, но так и не стали настоящими аристократами. Или примеры артистов им режиссеров, которые добились успеха (известность, деньги), но которые свои таланты растрачивают в низкопробных фильмах и спектаклях, отказываясь от проблем, действительно, волнующих думающего зрителя… Или примеры чиновников, которые могут обладать и властью, и богатствами, но которые строят свое благополучие на страданиях простых людей, вынужденных платить им взятки и всячески перед ними унижаться (и опять не получается настоящей элиты)…

Совместный с учащимися анализ подобных примеров, дискуссии по поводу подлинного успеха, самоосуществления и достоинства, характерного для настоящей элиты становится эффективнее, когда в таких разговорах используются вспомогательные схемы, задающие координаты и критерии анализа (и последующего самоанализа).

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: