Однажды некий человек построил под деревом ним, росшем в юго-западной части двора дома одного богатого жителя Навадвипы, хижину, крытую жестью. Он установил там Божество Балы-Гауры (Гауры в облике ребенка) и объявил соседям, что именно под этим деревом родился Шри Чаитанья Махапрабху. Он объяснил, что место рождения Господа было некогда потеряно и забыто. Для того, чтобы восстановить это давно забытое святое место, он начал брать с паломников пожертвования. Предприимчивый мошенник пригласил посетить только что обнаруженную тиртху Шрилу Вамшидасу Бабаджи Махараджу, который был чистым Вайшнавом и вел очень аскетичный образ жизни. Он не жалел сил, пытаясь убедить Вамшидасу Бабаджи в том, что это место — истинный Маяпур Навадвипы. Он объяснял это, надеясь, что его слова убедят Шрилу Гауракишору Прабху и он поверит, что вышеупомянутое место — настоящее место рождения Господа. В настоящее время это “место рождения” называют по-разному: Ваникпада, Шанкхарипада, Маланчапада и т.п. Мошенник заявил, что все это ему открыл во сне Сам Шри Чаитанья Махапрабху. Он объявил, что нынешний Маяпур, который располагается напротив Навадвипы на восточном берегу Ганги, не является настоящим местом рождения Махапрабху. Когда о его словах сообщили Шриле Гауракишоре Прабху, тот сказал:
— Слова великих душ, уже обнаруживших место рождения Шри Чайтаньи Махапрабху благодаря той силе, которую дает их бхаджана, — истинное, неопровержимое доказательство. Забытые святые места, связанные с играми Махапрабху, не могут быть обнаружены посредством одних лишь снов. Святые места сами являют себя чистым преданным, и эти святые личности восстанавливают забытые тиртхи не для того, чтобы потом обогащаться. Восстановить забытое место рождения Гауранги могут только Его спутники. Остальные же не обладают такой духовной силой. Шрила Джаганнатха дас Бабаджи и Тхакур Бхактивинода обнаружили истинное место рождения Махапрабху благодаря силе своего знания и способности отличать истинное от ложного, точно так же как Шри Адвайта Ачарья побудил Шри Чайтанью Махапрабху прийти на землю.
|
Как только Шрила Гауракишора Прабху произнес эти слова, Шрила Вамшидаса Бабаджи взял серп и снес им изгородь, стоящую вокруг хижины самозванца. Тем самым он дал понять простодушным паломникам, что обманщик неправомерно подражает великим осознавшим себя душам.
Праздник нищих
Как-то накануне годовщины ухода Шрилы Санатаны Госвами, Шрила Бабаджи Махараджа сказал одному преданному:
— Завтра день ухода Шри Госвами Прабху. Мы устроим большой праздник. Кастовые госвами в Навадвипе не устраивают праздников в такие дни. Преданный спросил:
— Откуда же мы возьмем все необходимое для праздника? И как мы будем праздновать этот дань? Шрила Бабаджи Махараджа ответил:
— Никому не говори об этом. Мы будем поститься и непрерывно повторять Святое Имя Господа. Так нищие, подобные нам, будут отмечать праздник.
Как распознать Вайшнава
Однажды некто сказал Шриле Гауракишоре Прабху:
— Качества величайших Вайшнавов, существующих в реальности, не всегда соответствуют тому описанию качеств великих Вайшнавов, которое мы находим в таких священных писаниях, как “Шримад-Бхагаватам”. Такие Вайшнавы порой обнаруживают даже материалистические наклонности. Пожалуйста, будь милостив и просвети нас, чтобы мы без труда могли распознать истинного Вайшнава.
|
Шрила Бабаджи Махараджа ответил:
— Великий Вайшнав, которому страдания падших обусловленных душ причиняют боль, является по своему собственному желанию и вдохновению, ниспосланному Кришной, в определенной семье, в определенном месте и в определенное время. Когда такой совершенный Вайшнав привлекает сердца людей своей экстатической любовью и преданностью и проповедует преданность Господу Кришне, Господь с некоторым беспокойством начинает думать: “Мне будет очень трудно достойно вознаградить тех, кто предался этим Вайшнавам, которые так же дороги Мне, как и Моя собственная жизнь. Я стану слугой тех, кто привязан к Моим чистым преданным, и так Я очень скоро попаду в зависимость от них”. Опасаясь этого, Шри Кришна иногда скрывает духовные качества великих душ от глаз обычных людей. Из-за действия майя-шакти Кришны качества истинных Вайшнавов не могут видеть те, кто стремится не к преданному служению, а к чемy-тo иному. Поэтому материалистичным людям кажется, что истинные Вайшнавы имеют материалистические наклонности. Так Кришна проверяет, насколько живое существо стремится к абсолютной Истине, и если оно действительно испытывает тяготение к Ней, Он являет ему духовные качества великих душ. Таким образом, пока Вайшнав сам не проявит свою независимую волю, никто не может узнать его, даже видя в нем все те качества, которые описываются в священных писаниях. Часто можно видеть, что Вайшнавы прославляют материалистов и впоследствии держат их на известном расстоянии. Иногда такие Вайшнавы, опасаясь того, что толпы людей не будут давать им покоя, скрывают свои духовные качества. Иногда они якобы делают материалистичных людей своими учениками. Они делают вид, будто бы хотят, чтобы те служили им, и всегда советуются с ними. Таким образом они скрывают свою истинную сущность. Во Врадже я видел одного великого бхаджанананди, который поклонялся Богу и повторял святые имена в деревушке, расположенной немного севернее Шри Радха-кунды. Множество страждущих людей приходило к нему. Он подавал им надежду, что они могут осуществить свои желания, молясь Кришне. Вскоре слава о нем разнеслась по всем деревням. Люди толпами начали приходить к нему, не оставляя его в покое ни днем, ни ночью. Он прославился как сиддха-бабаджи, человек наделенный чистой преданностью и ведущий аскетичный образ жизни. Когда прошла молва, что он исполнен необычайной отрешенности, равнодушен к богатству, женщинам и людскому поклонению и полон страдания к обусловленным душам, к нему хлынул поток посетителей, и это причиняло ему большое беспокойство. Страдая от этого, он договорился с одним богатым человеком, что тот будет ежемесячно выдавать ему определенную сумму денег, и на эти деньги нанял молодую женщину-подметальщицу, которая сидела перед его хижиной и выполняла работу служанки. Увидев это, люди решили, что он — распутник и любит деньги и т.п., и стали критиковать его. Другие же перестали приходить к этому бхаджанананди, бывшему великой душой, после того как не стали получать никакой материальной выгоды от своего поклонения ему. На самом же деле он был истинным Вайшнавом. Ког да Вайшнавы милостиво открывают себя, преданные люди, ко- торых привлекает милосердие этих Вайшнавов и которые предаются им, могут познать их истинную сущность. Удачливые люди получают от них помощь и удостаиваются их милости. Но в большинстве случаев Вайшнавы прибегают к различным хитростям, чтобы скрыть свою сущность. Если человек хочет узнать Вайшнава, он должен искренне молиться у лотосоподобных стоп Гауры-Нитьянанды, и когда гордыня уйдет из его сердца и в нем воцарится смирение, Нитай-Гаура милостиво откроет ему через его сердце истинную сущность Вайшнава. Как замечательно сказал Шри Кавираджа Госвами в “Шри Чаитанья-чаритамрите”, эй дуй бхаи хридайера кшали' андхакара дуи бхагавата-санге карана сакшаткара. Постичь Нитая-Гауру можно лишь с помощью Вайшнава, а постичь Вайшнава можно лишь по милости Гаура-Нитая.
|