Шрила Гоур Говинда Госвами Махарадж
Лекция, прочитанная в день ухода А.Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады, 6 ноября 1994 года в Бхуванешвар (Индия)
Мне хотелось бы рассказать о чистом преданном Кришны, нашем почитаемом духовном учителе — Шри Шримад А.Ч. Бхактиведанте Свами Прабхупаде. Вайшнав не обычная джива; он никогда не умирает. Он всегда пребывает за пределами мира рождения и смерти. Подобно тому, как Верховный Господь время от времени приходит и уходит, так же и чистый преданный Господа, Вайшнав Тхакур, по своей воле приходит в этот мир и уходит из него.
на карма-бандхунам джанма вайшнаванам ча видйате
вишнур анучаратвам хи мокшам ахур манишинах
(«Хари-бхакти-виласа», 10.113)
«Вайшнав не рождается в этом мире под влиянием закона кармы. Рождение и уход вайшнава трансцендентны. Мудрые люди утверждают, что вайшнавы, слуги Господа Вишну, всегда заняты служением Верховному Господу. Они вечно свободны; законы материальной природы не властны над ними».
Вайшнавы не рождаются, не умирают и не подчиняются законам кармы. Они — дорогие слуги Господа Вишну, поэтому их нельзя ставить в один ряд с обычными живыми существами. Если кто-то думает иначе, он совершает серьезное оскорбление — вайшнава-апарадху.
Дни явления и ухода вайшнавов столь же благоприятны, как и празднования, связанные с явлением или уходом Господа. В такие дни мы получаем особую возможность прославить великих преданных. Слава вайшнава разносится не только по всем уголкам материального мира —вайшнава славят и в мире духовном. Тот, кто возносит хвалу вайшнаву, обретает его милость и удачу.
Уполномочен Господом
Сегодня святой день ухода нашего духовного учителя — Шри Шримад А.Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады. Он — основатель- ачаръя «Международного Общества сознания Кришны». Он исполнил желание Господа Чайтаньи:
|
притхивите ачхе йата нагороди-грома сарватра прачара хайте мора нама
(«Чайтанья-бхагавата»)
«Мое имя будут петь по всему миру — в каждом городе и деревне».
Так предсказывал Чайтанья Махапрабху пятьсот лет назад. Шрила Прабхупада исполнил это пророчество Господа. Он был уполномочен на это своим гуру, предыдущими ачарьями и Гаурангой Махапрабху. Никто не смог сделать то, что совершил он. Кришна-шакти вина нахе тара правартана: без помощи шакти (энергии) Шри Кришны никто не может проповедовать по всему миру славу Господа («Чайтанья-чаритамрита, Антья, 7.11). Поэтому мы должны осознать, что Шрила Прабхупада был уполномочен Самим Господом. Иначе он не смог бы исполнить волю Шри Чайтаньи Махапрабху.
Тот, кто получил даршану Шри Гуру, очень удачлив; его жизнь увенчалась успехом. Обрести даршану, то есть увидеть гуру, значит стать объектом милости гуру. Мы видим его, но обретем удачу лишь тогда, когда он бросит на нас свой сострадательный взгляд. Подобно тому, как мы можем видеть солнце только с помощью самого солнечного света, мы способны видеть гуру только благодаря милости садху-гуру-махаджаны. По милости гуру мы сможем осознать его вечную сварупу — изначальный и неизменный облик. Мы поймем, что он — маха-бхагавата, вайшнав самого высокого уровня. Слово гуру означает «тяжелый». Истинного гуру называют сад-гуру или Шри Гуру. Если кто-то получает даршану такого гуру, следует понимать, что он обрел удачу. Слово даршана не означает видеть внешнее тело гуру, состоящее из плоти и крови. Получить гуру-даршану значит увидеть его вечный образ. Даршана — это возможность видеть гуру в его изначальном образе, в том его облике, в котором он служит Шри Радха-Кришне. Такое видение гуру — нематериально. Это трансцендентная, духовная даршана-апракриша-даршана. Тот, кто видит каким образом гаура-каруна-шакти (энергия милости Гауры) пребывает и движется в гуру, обрел гуру-даршану. Нет более удачливого человека, чем он.
|
Шри Гуру очень милостив и терпелив. Он прощает нам бесчисленные оскорбления. Он — олицетворенное милосердие для джив. Самый близкий спутник Кришны, он пришел в мир для того, чтобы дать нам Кришну. И он дал нам Кришну! Он дал нам веру в Кришну (кришна-шраддху), вкус к кришна-катхе (кришна-катха-ручи), а также бесценную кришна-прему. Это и есть истинная гуру-даршана.
Гуру принял на себя ответственность освободить нас из падшего состояния. До того, как мы обрели гуру-даршану, мы были несчастными; мы были неудачниками. Но в тот день, когда мы встретили Шри Гуру, сад-гуру, мы обрели удачу. Если человеку посчастливилось встретить такого гуру, его материальному рабству вскоре придет конец. И как только его материальное рабство окончательно рухнет, он увидит, что его гуру — махатма, маха-бхагавата. Дживу, которая поднялась на этот уровень совершенства, называют бхагьяван-дживой — удачливой душой. После многих лет скитаний по разным Вселенным она наконец-то обрела счастье: она видит маха-бхагавату, кришна-прештху (преданного, который бесконечно дорог Кришне).