Монопольная цена – это особый вид рыночной цены, которая устанавливается на уровне выше или ниже конкурентной в целях получения монопольного дохода в форме монопольной сверхприбыли. |
Обычно считают, что монопольные цены – самые высокие. В действительности они, как правило, выше конкурентных. Но монополист стремится к максимизации прибыли не на единицу продукции, а всей массы прибыли. Рост же цен не беспределен, он ограничен ценовой эластичностью спроса на продукцию данного предприятия (фирмы). Отсюда монопольная власть является величиной, обратной эластичности спроса на продукцию фирмы .
Опираясь на это положение, А.П. Лернер в 1934 г. предложил следующий индекс:
= ,
где: | IL – лернеровский индекс монопольной власти; Рт – монопольная цена; МС – предельные издержки; Е – эластичность спроса на продукцию. |
В условиях совершенной конкуренции МС = Р. Следовательно, IL = 0. Если IL представляет собой положительную величину (IL > 0), то фирма обладает монопольной властью. Чем выше этот показатель, тем больше монопольная власть.
Подсчитать такой показатель, однако, непросто в связи с трудностью расчета реальных предельных издержек. Поэтому на практике предельные издержки заменяют средними. В этом случае исходная формула может быть записана так:
.
Если мы умножим числитель и знаменатель на Q, то получим в числителе прибыль, а в знаменателе – совокупный (валовой) доход:
.
Тем самым лернеровский показатель рассматривает высокие прибыли как признак монополии. В известной мере это справедливо, однако бывают случаи, когда высокая норма прибыли не является однозначным признаком монополии. Другой показатель монопольной власти – индекс Хервиндсшя-Хиршимана (по имени ученых, предложивших этот индекс). Он характеризует степень концентрации рынка и рассчитывается на основе данных об удельном весе продукции фирмы в отрасли. Все фирмы ранжируются по удельному весу от наибольшей до наименьшей:
|
,
где: | – индекс Хервиндаля-Хиршмана; S1 – удельный вес самой крупной фирмы; S2 – удельный вес следующей по величине фирмы; Sn – удельный вес наименьшей фирмы. |
Если в отрасли функционирует лишь одна фирма (т. е. мы имеем дело с чистой монополией), то S1 = 100%, а =10000.
Если в отрасли 100 одинаковых фирм, то = 1 %, а = 100 * = 100.
Современное антимонопольное регулирование со стороны государственных органов можно свести к трем группам мер:
Административно-правовое воздействие | Административно-экономическое воздействие | Экономическое воздействие | |||||||||
– запрета монополии в какой-либо отрасли хозяйства; – роспуска существующих монополистических объединений; – расчленения монополий на ряд самостоятельных производств. | – преследование государством торговцев, осуществляющих ценовую дискриминацию (завышение цен, не обусловленное издержками производства); – преследование торговцев, осуществляющих фальсификацию товаров путем использования рекламы; – запрещение внеэкономического воздействия на контрагентов путем сговора с целью оказания совместного влияния на изменение рыночной ситуации. | – использование разных приемов ведения налоговой политики, которые вынуждают монополию назначать цены на выпускаемую продукцию, близкие к условиям свободной конкуренции; – поощрение выпуска товаров-субститутов, т. е. товаров-заменителей. Разнообразие товаров личного и производственного потребления снижает спрос на товары монопольного производства; – расширение рынка за счет установления международных экономических связей и увеличения импорта; распространение научных и технологических знаний. | |||||||||
Антимонопольная политика представляет собой инструмент административного регулирования экономики с целью предотвращения нарушений экономического равновесия или социально нежелательных изменений |
Тест по теме
|
1. Кривая спроса на продукцию совершенно конкурентной фирмы:
1. имеет отрицательный наклон;
2. имеет положительный наклон;
3. представляет собой вертикальную линию при данном объёме спроса;
4. представляет собой горизонтальную линию при данном уровне цены.
2. Монополист выпускает и продает такой объем продукции, при котором, чтобы получить максимум прибыли при переходе к условиям совершенной конкуренции, фирма должна:
1. повысить цену и увеличить объем выпуска;
2. снизить цену и уменьшить объем выпуска;
3. повысить цену и сохранить прежний объем выпуска;
4. снизить цену и увеличить объем выпуска.
3. На рынке монополистической конкуренции в отличие от олигополии фирмы:
1. могут вступить в тайный сговор;
2. обладают большей рыночной властью;
3. обладают небольшой рыночной долей;
4. выпускают однородную продукцию.
4. Координация деятельности конкурирующих взаимозависимых фирм в форме кооперативной и некооперативной стратегии осуществляется в условиях:
|
1. олигополии;
2. совершенной конкуренции;
3. монополии;
4. монополистической конкуренции.
5. Больше всего условиям совершенной конкуренции соответствует рынок:
1. услуг парикмахерских;
2. автомобилей;
3. стали;
4. пшеницы.
6. Рынок олигополии характеризуется тем, что:
1. на рынке действует одна фирма;
2. существуют непреодолимые барьеры входа на рынок;
3. фирмы производят уникальный продукт;
4. фирмы могут вступить в тайный сговор.
7. Рыночные барьеры на рынке монополистической конкуренции:
1. высокие;
2. низкие;
3. непреодолимые;
4. отсутствуют.
8. Рыночные барьеры на олигопольном рынке:
1. отсутствуют;
2. высокие;
3. непреодолимые;
4. низкие.
9. В городе открылся первый ночной магазин. Это пример, скорее всего:
1. естественной монополии;
2. вынужденной монополии;
3. временной монополии;
4. монопсонии.
10. Для рынка монополии, в отличие от монополистической конкуренции, характерно:
1. низкие барьеры входа на рынок;
2. производство дифференцированного продукта;
3. наличие одного продавца;
4. неценовые методы конкурентной борьбы.
11. Монопсония – это такая рыночная структура, при которой:
1. товар однороден, входные барьеры на рынок отсутствуют, имеется два продавца и множество покупателей;
2. имеется много покупателей и продавцов, входные барьеры отсутствуют, продукт различается с точки зрения покупателей;
3. на рынке имеется много продавцов и один покупатель, товар однородный;
4. на рынке имеется один продавец и несколько покупателей.