Рыночная власть и ее показатели




Монопольная цена – это особый вид рыночной цены, которая устанавливается на уровне выше или ниже конкурентной в целях получения монопольного дохода в форме монопольной сверхприбыли.

 

Обычно считают, что монопольные цены – самые высокие. В действительности они, как правило, выше конкурентных. Но монополист стремится к максимизации прибыли не на единицу продукции, а всей массы прибыли. Рост же цен не беспределен, он ограничен ценовой эластичностью спроса на продукцию данного предприятия (фирмы). Отсюда монопольная власть является величиной, обратной эластичности спроса на продукцию фирмы .

Опираясь на это положение, А.П. Лернер в 1934 г. предложил следующий индекс:

 

= ,

где: IL – лернеровский индекс монопольной власти; Рт – монопольная цена; МС – предельные издержки; Е – эластичность спроса на продукцию.  

В условиях совершенной конкуренции МС = Р. Следовательно, IL = 0. Если IL представляет собой положительную величину (IL > 0), то фирма обладает монопольной властью. Чем выше этот показатель, тем больше монопольная власть.

Подсчитать такой показатель, однако, непросто в связи с трудностью расчета реальных предельных издержек. Поэтому на практике предельные издержки заменяют средними. В этом случае исходная формула может быть записана так:

.

Если мы умножим числитель и знаменатель на Q, то получим в числителе прибыль, а в знаменателе – совокупный (валовой) доход:

 

.

Тем самым лернеровский показатель рассматривает высокие прибыли как признак монополии. В известной мере это справедливо, однако бывают случаи, когда высокая норма прибыли не является однозначным признаком монополии. Другой показатель монопольной власти – индекс Хервиндсшя-Хиршимана (по имени ученых, предложивших этот индекс). Он характеризует степень концентрации рынка и рассчитывается на основе данных об удельном весе продукции фирмы в отрасли. Все фирмы ранжируются по удельному весу от наибольшей до наименьшей:

,

где: индекс Хервиндаля-Хиршмана; S1 – удельный вес самой крупной фирмы; S2 удельный вес следующей по величине фирмы; Sn удельный вес наименьшей фирмы.  

Если в отрасли функционирует лишь одна фирма (т. е. мы имеем дело с чистой монополией), то S1 = 100%, а =10000.

Если в отрасли 100 одинаковых фирм, то = 1 %, а = 100 * = 100.

 

 

Современное антимонопольное регулирование со стороны государственных органов можно свести к трем группам мер:

  Административно-правовое воздействие   Административно-экономическое воздействие   Экономическое воздействие  
   
– запрета монополии в какой-либо отрасли хозяйства; – роспуска существующих монополистических объединений; – расчленения монополий на ряд самостоятельных производств.   – преследование государством торговцев, осуществляющих ценовую дискриминацию (завышение цен, не обусловленное издержками производства); – преследование торговцев, осуществляющих фальсификацию товаров путем использования рекламы; – запрещение внеэкономического воздействия на контрагентов путем сговора с целью оказания совместного влияния на изменение рыночной ситуации.   – использование разных приемов ведения налоговой политики, которые вынуждают монополию назначать цены на выпускаемую продукцию, близкие к условиям свободной конкуренции; – поощрение выпуска товаров-субститутов, т. е. товаров-заменителей. Разнообразие товаров личного и производственного потребления снижает спрос на товары монопольного производства; – расширение рынка за счет установления международных экономических связей и увеличения импорта; распространение научных и технологических знаний.
                       
Антимонопольная политика представляет собой инструмент административного регулирования экономики с целью предотвращения нарушений экономического равновесия или социально нежелательных изменений

Тест по теме

1. Кривая спроса на продукцию совершенно конкурентной фирмы:

1. имеет отрицательный наклон;

2. имеет положительный наклон;

3. представляет собой вертикальную линию при данном объёме спроса;

4. представляет собой горизонтальную линию при данном уровне цены.

2. Монополист выпускает и продает такой объем продукции, при котором, чтобы получить максимум прибыли при переходе к условиям совершенной конкуренции, фирма должна:

1. повысить цену и увеличить объем выпуска;

2. снизить цену и уменьшить объем выпуска;

3. повысить цену и сохранить прежний объем выпуска;

4. снизить цену и увеличить объем выпуска.

3. На рынке монополистической конкуренции в отличие от олигополии фирмы:

1. могут вступить в тайный сговор;

2. обладают большей рыночной властью;

3. обладают небольшой рыночной долей;

4. выпускают однородную продукцию.

4. Координация деятельности конкурирующих взаимозависимых фирм в форме кооперативной и некооперативной стратегии осуществляется в условиях:

1. олигополии;

2. совершенной конкуренции;

3. монополии;

4. монополистической конкуренции.

5. Больше всего условиям совершенной конкуренции соответствует рынок:

1. услуг парикмахерских;

2. автомобилей;

3. стали;

4. пшеницы.

6. Рынок олигополии характеризуется тем, что:

1. на рынке действует одна фирма;

2. существуют непреодолимые барьеры входа на рынок;

3. фирмы производят уникальный продукт;

4. фирмы могут вступить в тайный сговор.

7. Рыночные барьеры на рынке монополистической конкуренции:

1. высокие;

2. низкие;

3. непреодолимые;

4. отсутствуют.

8. Рыночные барьеры на олигопольном рынке:

1. отсутствуют;

2. высокие;

3. непреодолимые;

4. низкие.

9. В городе открылся первый ночной магазин. Это пример, скорее всего:

1. естественной монополии;

2. вынужденной монополии;

3. временной монополии;

4. монопсонии.

10. Для рынка монополии, в отличие от монополистической конкуренции, характерно:

1. низкие барьеры входа на рынок;

2. производство дифференцированного продукта;

3. наличие одного продавца;

4. неценовые методы конкурентной борьбы.

11. Монопсония – это такая рыночная структура, при которой:

1. товар однороден, входные барьеры на рынок отсутствуют, имеется два продавца и множество покупателей;

2. имеется много покупателей и продавцов, входные барьеры отсутствуют, продукт различается с точки зрения покупателей;

3. на рынке имеется много продавцов и один покупатель, товар однородный;

4. на рынке имеется один продавец и несколько покупателей.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-03-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: