неценовые факторы ПРЕДЛОЖЕНИЯ | |
1. Изменение цен на ресурсы | К примеру, снижение цены на семена пшеницы и соответствующие удобрения уменьшит затраты на производство данного вида зерна, сделав его более выгодным. В результате предложение пшеницы на зерновом рынке возрастет. |
2. Изменение технологии. | Технологическое совершенствование выращивания той же пшеницы также снижает ее себестоимость и побуждает фермеров увеличить свое предложение этой продукции. |
3. Изменение налогов и субсидий | Производители рассматривают большинство налогов как издержки производства. Поэтому их повышение сокращает предложение продукции. Субсидии же считаются как бы налогом наоборот и, следовательно, сокращают издержки производства, стимулируя увеличение предложения. |
4. Изменение цен на другие товары. | Снижение цен на пшеницу: оно может подтолкнуть фермеров к переключению на производство гречихи (ставшее относительно более выгодным) и предложение последней возрастет. |
5. Изменение числа производителей. | Для понимания функции предложения важное значение имеет фактор времени. Обычно различают кратчайший, краткосрочный(короткий) и долгосрочный (длительный) рыночный периоды. В кратчайшем периоде все факторы производства постоянны, в краткосрочном некоторые факторы (сырье, рабочая сила и др.) являются переменными, в долгосрочном – все факторы переменны (включая производственные мощности, число фирм в отрасли и т.д.). |
Степень изменения объема предложения в зависимости от изменения цены характеризует эластичность предложения по цене. |
Мерой этого изменения является коэффициент эластичности предложения, рассчитывается как отношение объема предложения (в %) к росту цен (в %), т.е. по формуле:
|
Esp = | Изменение величины предложение, % | = | ∆ Q (%) | ||||
Изменение цены, % | ∆ P (%) | ||||||
где: | Е – коэффициент эластичности предложения; S – предложение; Р – цена. | ||||||
Виды эластичности ПРЕДЛОЖЕНИЯ | ||
Совершенно неэластичное предложение | Цена растет (падает) – предложение постоянно | ES = 0 |
Неэластичное предложение | Цена растет (падает) больше, чем изменяется предложение | ES < 0 |
Эластичное предложение | Цена растет (падает) меньше, чем изменяется предложение | ES > 0 |
Единична эластичность предложения | Предложение и цена изменяются в равной степени | ES = 1 |
Совершенно эластичное предложение | Предложение распет (падает) – цена постоянна | ES = ∞ |
Равновесие – это ситуация на рынке, когда величина предложения и величина спроса совпадают или эквивалентны при приемлемой для потребителя и производителя цене. |
Qe = Qs = QD,
где: | Qs – объем предложения; QD – объем спроса. |
График равновесия на рынке
равновесная цена – это цена, уравновешивающая спрос и предложение в результате действия конкурентных сил. |
ТЕСТ ПО ТЕМЕ
1. Кривая рыночного спроса показывает:
1. как будет повышаться потребление блага при росте его цены;
2. снижаться потребление блага при сокращении дохода покупателей;
3. снижаться потребление блага при росте его цены;
4. повышаться потребление при сокращении дохода покупателей.
2. Если следовать традиционной манере откладывания величины аргумента функции по горизонтальной оси координат, а значения функции – по вертикальной оси координат, то закон спроса может быть выражен графиком:
|
Q Q Q Q
P P P P
3. Если следовать традиционной манере откладывания величины аргумента функции по горизонтальной оси координат, а значения функции – по вертикальной оси координат, то закон предложения не может быть отражен на графике:
Q Q Q Q
P P P P
4. Экономический спрос на товар означает:
1. желание потребителя приобрести данный товар;
2. форму выражения потребностей;
3. приобретение какого-либо блага, соизмеренное с «жертвами», которые приходится принести для его приобретения;
4. субъективное желание потребителя, подкрепленное объективными возможностями (денежными средствами) покупателя.
5. Закон спроса не действует в ситуации:
1. возрастание цены на хлебобулочные изделия не вызвало снижение спроса на них;
2. с ростом цен на автомобили спрос на них постоянно увеличивался;
3. появление на рынке принципиально нового телевизора первоначально не вызывало спроса на него при снижении цены
4. снижение цены не вызывало увеличения числа покупателей.
6. Изменение величины спроса происходит, если:
1. рост доходов потребителей привел к увеличению покупок изделий из натуральных мехов;
2. цена на яблоки резко поднялась, в результате упал спрос на них;
|
3. повышение цены на сливочное масло вызвало увеличение покупок растительного масла;
4. формирование здорового образа жизни повысило спрос на экологически чистую продукцию.
7. Не вызывает изменение в спросе ситуация:
1. введение платного обучения в вузе сократило число студентов вуза;
2. товар вышел из моды, в результате сократился спрос;
3. удачная реклама на товар вызвала большой прилив покупателей данного товара на рынок;
4. забота о здоровье привела к сокращению потребления сигарет.
8. Закон предложения при прочих равных условиях устанавливает:
1. обратную связь между ценой и количеством предлагаемого товара;
2. прямую связь между количеством и ценой предлагаемого товара.
9. Сдвиг кривой предложения обусловлен ситуациями:
1. снижение цены на пшеницу вызвало уменьшение объема ее продаж;
2. в связи с хорошим урожаем арбузов число их продавцов увеличилось вдвое;
3. снижение цен на минеральные удобрения увеличило предложение риса;
4. рост налога на продажу спиртных напитков сократил их предложение.
10. Рынок товара находится в равновесном состоянии:
1. объем спроса на товар равен объему предложения этого товара;
2. на рынке не существует ни избытка, ни недостатка товара;
3. при данной цене намерения покупателей купить данное количество товара совпадает с намерениями продавцов продать то же количество товара;
4. все предыдущие ответы.
11. Если возрос спрос на данный товар, а предложение его осталось неизменным, то это приведет:
1. к повышению равновесной цены и уменьшению объема продаж;
2. к повышению равновесной цены и увеличению объема продаж;
3. уменьшению равновесной цены и снижению объема продаж;
4. уменьшению равновесной цены и увеличению объема продаж;
5. изменений не произойдет.
12. Ценовая эластичность спроса на товар измеряется чувствительностью величины спроса к изменению:
1. цен на другие товары;
2. вкусов и предпочтений;
3. цены данного товара;
4. дохода потребителей.
13. Наиболее низкая эластичность спроса отражена на графике:
P P P P
Q Q Q Q
14. В результате сдвига кривой предложения предложение товара падает, а выручка производителей растет. При этом:
1.предложение неэластично по цене;
2.спрос неэластичен по цене;
3.предложение эластично по цене;
4.спрос эластичен по цене;
5.товар является неполноценным благом.
15. Если бы эластичность спроса на утюги была нулевой, это означало бы, что:
1.по имеющимся ценам можно продавать любое количество утюгов;
2.данное количество утюгов будет куплено по сколь угодно высоким ценам;
3.потребители готовы купить любой объем данного блага по любой цене;
4.потребители не согласятся ни на какие изменения в объемах и ценах утюгов.
16. Спрос на благо неэластичен по цене, если ценовая эластичность спроса:
1. больше 2;
2. больше 1, но меньше 2;
3. меньше 1;
4. меньше 0.
17. Если спрос на жевательную резинку эластичен по цене, то уменьшение цены на нее приводит:
1. к росту расходов населения на жевательную резинку;
2. снижению расходов населения на жевательную резинку;
3. повышению спроса на жевательную резинку;
4. снижению спроса на продукты питания.
18. Перекрестная эластичность спроса характеризует реакцию:
1. цены одного товара на изменение цены другого товара;
2. величины спроса одного товара на изменение цены другого товара;
3. цены одного товара на изменение предложения другого блага;
4. величины спроса одного товара на изменение спроса на другое благо.
19. Если цена товара увеличилась на 1% и это привело к сокращению спроса на этот товар на 1%, то этот спрос:
1. жесткий (неэластичный);
2. совершенно эластичный;
3. единичной эластичности.
20. Если коэффициент эластичности спроса по доходу больше 0, но меньше 1, то этот товар является:
1. предметом роскоши;
2. предметом первой необходимости;
3. низкокачественным товаром;
4. все ответы верны.