Цель: изучить элемент рыночного механизма, обеспечивающий взаимодействие рыночных субъектов в производстве и сбыте продукции, а также в сфере приложения капитала. Рассмотреть виды конкуренции, выявить плюсы и минусы. Разобраться и ориентироваться в понятии конкуренция: ценовая, неценовая, внутриотраслевая, межотраслевая, совершенная и несовершенная конкуренция.
Ключевые понятия и термины: конкуренция, совершенная и несовершенная конкуренция, добросовестная и недобросовестная конкуренция, монополия, естественная монополия, искусственная монополия, монопольная цена, дуополия, монопсония, олигополия, олигопсония, аллокативная эффективность, производственная эффективность, картель, синдикат, концерн, трест, «жизненный цикл», инекс Лернера, индекс Хервиндаля-Хиршмана, антимонопольная политика.
Конкуренция – это центр тяжести всей системы рыночного хозяйства, тип взаимоотношений между производителями по поводу установления цен и объемов предложения товаров на рынке. Стимулом, побуждающим человека к конкурентной борьбе, является стремление превзойти других.
Конкуренция – это элемент рыночного механизма, обеспечивающий взаимодействие рыночных субъектов в производстве и сбыте продукции, а также в сфере приложения капитала.
Конкуренция (от латинского «concurrere» – сталкиваться) означает соперничество между отдельными субъектами рыночного хозяйства за наиболее выгодные условия производства и реализации (купли и продажи) товаров. |
В рыночной экономике такое столкновение неизбежно, т. к. оно порождается следующими объективными условиями:
– наличием множества равноправных рыночных субъектов;
|
– полной экономической обособленностью каждого из них;
– зависимостью рыночных субъектов от конъюнктуры рынка.
Сущность конкуренции проявляется в ее функциях:
обеспечение нацеленности производителя на запросы потребителя, без чего нельзя получить прибыль | давление на производство, распределение ресурсов между отраслями народного хозяйства в соответствии со спросом и нормой прибыли | ||||||
стимулирование роста эффективности производства, обеспечивающее «выживание» производителей | Функции конкуренции | ликвидация неконкурентоспособных предприятий (их продажа с молотка, слияние, преобразование и т.д.) | |||||
дифференциация товаропроизводителей (одни выигрывают, другие остаются при своем, третьи – разоряются) | стимулирование снижения цен и повышения качества товаров | ||||||
Виды конкуренции могут быть выделены исходя из различных классификационных признаков: по методам осуществления, по отраслевой принадлежности, по степени свободы.
Виды конкуренции
по методам осуществления | ценовая | |||
неценовая | ||||
конкуренция | по отраслевой принадлежности | внутриотраслевая | ||
межотраслевая | ||||
по степени свободы | совершенная | |||
несовершенная | ||||
конкуренция | |||||||||||
Совершенная конкуренция | Несовершенная конкуренция | ||||||||||
Монополистическая конкуренция | Олигополия | Чистая монополия | |||||||||
Совершенная конкуренция означает такое состояние рынка, когда влияние каждого участника экономического процесса на общую ситуацию настолько мало, что им можно пренебречь. |
Несовершенная конкуренция предполагает функционирование на рынке одной или нескольких крупных фирм, производящих основную массу определенного товара. |
| ||||
|
Олигополия (от греч. слов «oligos» – немногий, «pоlео» – продаю) – это рыночная структура, при которой в производстве какого-либо товара доминируют несколько крупных производителей, а появление новых производителей затруднено или невозможно. |
Дуополия (от греч. слов «duo» – два, «pоlео» – продаю) – это отрасль, состоящая всего из двух фирм, которые производят однородный товар и одновременно принимают свои производственные решения на основании того, что цена и объем выпуска у фирмы-конкурента будут постоянными. |
Монополистическая конкуренция подразумевает такую рыночную ситуацию, при которой относительно большое число небольших производителей предлагает похожую, но не идентичную продукцию. |
Основные черты сходства