Антимонопольное регулирование.




Цель: изучить элемент рыночного механизма, обеспечивающий взаимодействие рыночных субъектов в производстве и сбыте продукции, а также в сфере приложения капитала. Рассмотреть виды конкуренции, выявить плюсы и минусы. Разобраться и ориентироваться в понятии конкуренция: ценовая, неценовая, внутриотраслевая, межотраслевая, совершенная и несовершенная конкуренция.

Ключевые понятия и термины: конкуренция, совершенная и несовершенная конкуренция, добросовестная и недобросовестная конкуренция, монополия, естественная монополия, искусственная монополия, монопольная цена, дуополия, монопсония, олигополия, олигопсония, аллокативная эффективность, производственная эффективность, картель, синдикат, концерн, трест, «жизненный цикл», инекс Лернера, индекс Хервиндаля-Хиршмана, антимонопольная политика.

 

Конкуренция – это центр тяжести всей системы рыночного хозяйства, тип взаимоотношений между производителями по поводу установления цен и объемов предложения товаров на рынке. Стимулом, побуждающим человека к конкурентной борьбе, является стремление превзойти других.

Конкуренция – это элемент рыночного механизма, обеспечивающий взаимодействие рыночных субъектов в производстве и сбыте продукции, а также в сфере приложения капитала.

 

Конкуренция (от латинского «concurrere» – сталкиваться) означает соперничество между отдельными субъектами рыночного хозяйства за наиболее выгодные условия производства и реализации (купли и продажи) товаров.

 

В рыночной экономике такое столкновение неизбежно, т. к. оно порождается следующими объективными условиями:

– наличием множества равноправных рыночных субъектов;

– полной экономической обособленностью каждого из них;

– зависимостью рыночных субъектов от конъюнктуры рынка.

 

Сущность конкуренции проявляется в ее функциях:

обеспечение нацеленности производителя на запросы потребителя, без чего нельзя получить прибыль   давление на производство, распределение ресурсов между отраслями на­родного хозяйства в соответствии со спросом и нормой прибыли
           
стимулирование роста эффективности производства, обеспечивающее «выживание» производителей Функции конкуренции ликвидация неконкурентоспособных предприятий (их продажа с молотка, слияние, преобразование и т.д.)
         
дифференциация товаропроизводителей (одни выигрывают, другие оста­ются при своем, третьи – разоряются)       стимулирование снижения цен и повышения качества товаров
               

 

 

Виды конкуренции могут быть выделены исходя из различных классификационных признаков: по методам осуществления, по отраслевой принадлежности, по степени свободы.

Виды конкуренции

  по методам осуществления ценовая
 
неценовая
         
конкуренция по отраслевой принадлежности внутриотраслевая
 
межотраслевая
       
    по степени свободы совершенная
 
несовершенная
         

 

  конкуренция  
         
Совершенная конкуренция   Несовершенная конкуренция    
       
  Монополистическая конкуренция   Олигополия   Чистая монополия
             
                       
Совершенная конкуренция означает такое состояние рынка, когда влияние каждого участника экономического процесса на общую ситуацию настолько мало, что им можно пренебречь.
Несовершенная конкуренция предполагает функционирование на рынке одной или нескольких крупных фирм, производящих основ­ную массу определенного товара.

         
 
МОНОПОЛИЯ – (от греч. «mono» – один и «poleo» – продаю) – исключительное право государства, предприятия, организации, торговца (т. е. принадлежащие одному лицу, группе лиц или государству) на осуществление какой-либо хозяйственной деятельности
 
   
 

 

 


Олигополия (от греч. слов «oligos» – немногий, «pоlео» – продаю) – это рыночная структура, при которой в производстве какого-либо товара доминируют несколько крупных производителей, а появление новых производителей затруднено или невозможно.
Дуополия (от греч. слов «duo» – два, «pоlео» – продаю) – это отрасль, состоящая всего из двух фирм, которые производят однородный товар и одновременно принимают свои производственные решения на основании того, что цена и объем выпуска у фир­мы-конкурента будут постоянными.
Монополистическая конкуренция подразумевает такую рыночную ситуацию, при которой относительно большое число небольших производителей предлагает похожую, но не идентичную продукцию.

Основные черты сходства



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-03-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: