ТЕМА 6. МЕХАНИЗМ РЫНОЧНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ.




СПРОС И ПРЕДЛОЖЕНИЕ НА РЫНКЕ

 

Цель: рассмотреть механизм рыночного регулирования, дать характеристику таким экономическим категориям, как цена, спрос, предложение, эластичность спроса и эластичность предложения, выявить сущность состояния экономического равновесия, его значение для экономики.

Ключевые понятия и термины: механизм рыночного регулирования, конкуренция, экономические законы, цена, спрос, индивидуальный спрос, совокупный спрос, эндогенный спрос, экзогенный спрос, закон спроса, объем (величина) спроса, цена спроса, кривая спроса, предложение, индивидуальное предложение, совокупное предложение, объем (величина) предложения, цена предложения, закон предложения, кривая предложения, равновесие, равновесная цена, частичное равновесие, общее равновесие, эластичность спроса, перекрестная эластичность спроса по цене, эластичность спроса по доходу, эластичность предложения.

Механизм рыночного регулирования – это механизм взаимосвязи и взаимодействия основных элементов рынка (спроса, предложения, цены, конкуренции и других), а также его важнейших экономических законов

Содержание основных элементов рыночного механизма

Конкуренция представляет собой соперничество между участника­ми рыночных отношений за лучшие условия и результаты производства, продажи и купли товаров и услуг.
Экономические законы отражают способ существования и характер внутренней организации экономических явлений и процессов, а также выражают порядок изменения экономических явлений и процессов в результате их развития.
Цена – это денежное выражение стоимости товара. Механизм рыночных цен позволяет стимулировать рациональное использование ограниченных и редких ресурсов, эффективное хозяйствование.
Спрос – это отражение потребностей людей в том или ином товаре, услуге, их желание его купить.
Предложение– это количе­ство товара, которое продавцы готовы продать покупателю в конкретном месте и в конкретное время по данной цене.
Закон спроса состоит в том, что снижение цены (при прочих равных условиях) ведет, как правило к соответствующему увеличению спроса. И наоборот, рост цены сокращает потребительский спрос.

D = f (P),

 

где: f (P) – 0; D – спрос; f – функция; Р – цена.

 

Закон спроса объясняется следующими основными причинами.

 

Причина Содержание
1. Действие цены Для потребителей цена представляет собой барьер, мешающий им совершить покупку. Высокаяцена отбивает у потребителей охоту поку­пать, а низкаяцена усиливает их желание совершить покупку.
2. Действие принципа убывающей предельной полезности Потребление или спрос подвержено действию принципа убывающей предельной полезности, (полезность – способность экономического блага удовлетворять определенные потребности людей. Предельная полезность – дополнительная полезность, полученная от потребления каждой последующей единицы продукции. Закон Германа Госсена – при потреблении блага общая полезность увеличивается, а предельная полезность по мере удовлетворения потребителя сокращается с каждой дополнительной единицей блага), то есть принципа, согласно которому последующие единицы данного продукта приносят всё меньше и меньше удовлетворения – потребители покупают дополнительные единицы продукта лишь при условии, что цена его снижается.
3. Действие эффекта дохода и замещения Эффект дохода указывает, на то, что при более низкой цене человек может позволить себе купить больше данного продукта, не отказывая себе в приобретение каких-либо альтернативных товаров, т.е. при снижении цены потребитель хочет приобрести больше товара. Эффект замещения выражается в том, что при более низкой цене у человека появляется стимул приобрести дешевый товар вместо аналогичных товаров, которые теперь относительно дороги. Потребители склонны замещать дорогие продукты более дешёвыми.

Закон спроса не действует в следующих случаях:

 

1. Если на данные товары распространяется парадокс Гиффена. Английский экономист Роберт Гиффен (1837-1910) обратил внимание на то, что во время голода в Ирландии в середине XIX в. объем спроса на картофель, цена которого выросла, существенно увеличился. Связано это с тем, что картофель представлял основной продукт питания ирландских бедняков. Повышение его цены вынудило их сократить потребление других, более дорогих и качественных продуктов. Поскольку все же картофель оставался наиболее дешевым продуктом, объем спроса на него вырос.
2. При ажиотажном спросе, вызванном ожиданием повышения цен.
3. Для редких товаров, являющихся средством сохранения денег (золото, драгоценности, антиквариат и др.).
4. При переключении спроса на более качественные, но дорогостоящие товары (например, здоровый образ жизни – переключение спроса с маргарина на масло снижение цен на маргарин не увеличит на него спрос).

 

Изобразим зависимость между ценой и величиной спроса графически. Кривую спроса принято обозначать DD (от англ. demand – спрос, потребность, нужда).

 

Кривая спроса

 
 

 

 


Кривая спроса – это кривая, точки которой показывают, по каким ценам (Р) в течение определенного промежутка времени покупатели могли бы приобрести различные количества товара (Q).  
   
неценовые факторы спроса
1. Изменение вкусов потребителей. К примеру, если здоровый образ жизни становится в обществе все более популярным, то это снижает спрос на алкогольнуо-табачную продукцию и повышает спрос на велосипеды и лыжи.
2. Изменение числа покупателей. Очевидно, что уменьшение этого числа отзывается падением спроса, и наоборот. Так, сокращение рождаемости в стране снижает спрос на детские товары, а рост продолжительности жизни повышает спрос на медицинские услуги и места в домах престарелых, на медикаменты.
3. Изменение доходов потребителей. Рост доходов увеличивает спрос на дорогие виды товаров: мебель, бытовую технику, качественные продукты питания и т.д.
4. Изменение цен на сопряженные товары взаимозаменяемые – субтитуты – товары, удовлетворяющие примерно одну и ту же потребность людей (чай и кофе, масло и маргарин, авиа- и желенодорожные перевозки). Здесь между ценой на один товар и спросом на сопряженные с ним другие товары существует прямая связь. Снижение цены на говядину снизит спрос и на телятину, и на свинину, т.е. удешевление говядины делает ее наиболее привлекательной для покупателя и побуждает заменить свинину дорогую на дешевую говядину; взаимодополняющие – комплементы – неразлучные товарные пары, спрос на которые предъявляется одновременно (часы и батарейка, автомобили и бензин, нитки и иглы). Если цена на бензин повысится, спрос на автомобили упадет. Такой спрос называют совместным.
5. Изменения в ожиданиях потребителей ожидание повышения цен или доходов. Оно побуждает потребителей увеличить свои покупки (неурожай кофе вызовет опасения роста цен на него в будущем, что поднимет текущий спрос на данный товар); снижение цен или доходов, что сокращает текущий спрос. Часть людей воздержится от покупки товара, если узнает. Что цена на него вот-вот упадет.
6. Степень удовлетворения потребностей. Чем выше степень удовлетворения потребностей в данном товаре у населения, тем очевидно ниже спрос. Так, модная штучка поначалу может идти нарасхват. Но по мере насыщения ею сферы потребления идет убывание предельной полезности этого блага и потребительский спрос падает.
     

 

Изменение же характера спроса выражается в «движении» кривой спроса, в ее смещении вправо или влево.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-03-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: