Ø осознанное, беглое чтение вслух и про себя текстов художественных произведений, учебных, научных, публицистических; использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
Ø выразительное чтение произведений, в том числе драматических, с соблюдением норм литературного произношения;
Ø различные виды пересказа (краткий, выборочный, подробный (близкий к тесту), от имени персонажа, с комментарием, с творческим заданием);
Ø устные и письменные ответы на проблемные вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;
Ø развернутые устные монологические высказывания и участие в обсуждении художественного произведения;
Ø составление простых, сложных и цитатных планов к тексту (фрагменту) изучаемого произведения;
Ø различные высказывания с использованием выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;
Ø участие в инсценировке драматического художественного произведения;
Ø устная и письменная характеристика героев (индивидуальная, сравнительная, групповая) изучаемого произведения;
Ø заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;
Ø составление собственного устного или письменного высказывания на литературную тему;
Ø устный и письменный отзыв (рецензия) о художественном произведении, кинофильме, спектакле, актерском исполнении;
Ø устное и письменное сочинение-рассуждение по изученному произведению.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся 8 класса
Учащиеся должны знать:
Ø авторов, названия прочитанных произведений;
Ø сюжет, главных героев и мотивы их поступков, последовательность и связь событий в изученном произведении;
Ø идейно-тематическую направленность, проблематику, особенности композиции прочитанных произведений;
Ø характерные особенности лирических, эпических, драматических произведений;
Ø тексты, рекомендованные программой к заучиванию наизусть;
Ø основные признаки изученных теоретических понятий: лирика, эпос и драма как роды литературы, трагедия, комедия, вечные образы, монолог, диалог, лирический герой, сатира, гротеск, подтекст, образ повествователя.
Учащиеся должны уметь:
Ø правильно, осознанно, бегло и выразительно читать художественные произведения (в том числе наизусть), учебные и научно-популярные тексты и понимать прочитанное;
Ø раскрывать идейно-тематическую направленность и своеобразие изученного произведения;
Ø выявлять и объяснять роль изобразительно-выразительных средств в раскрытии идейно-тематического содержания произведения;
Ø различать лирические, эпические и драматические произведения, аргументировать принадлежность произведений литературы к определённому жанру;
Ø обосновывать смысл названия произведения;
Ø владеть различными видами пересказа;
Ø давать устную и письменную характеристику героев (индивидуальную, сравнительную, групповую) произведения;
Ø составлять все виды планов (простые, сложные, цитатные, комбинированные): к тексту (фрагменту) изучаемого эпического произведения,
Ø составлять индивидуальную, сравнительную, групповую характеристики героев;
Ø сравнивать художественное произведение с его интерпретациями в других видах искусства с выражением собственного восприятия и отношения;
Ø строить устные и письменные высказывания в связи с изученным материалом;
Ø участвовать в дискуссии по прочитанному художественному произведению, толерантно относиться к иной точке зрения, аргументировано отстаивать свою позицию, с учётом мнения оппонента;
Ø высказывать собственное суждение о популярности или актуальности изученного художественного произведения в наши дни;
Ø готовить сообщение, доклад на заданную тему, используя рассказ учителя, статьи учебника, самостоятельно подобранные дополнительные источники;
Ø давать устный и письменный отзыв о самостоятельно прочитанном художественном произведении, просмотренном спектакле или кинофильме по мотивам литературного произведения;
Ø готовить письменное сочинение-рассуждение на литературную тему проблемного характера по изученному произведению.
Класс
(3 часа в неделю; за год — 99 часов)
Всего — 99 часов
Развитие речи — 4
Внеклассное чтение — 3