Учащиеся должны знать:
Ø авторов, названия прочитанных произведений;
Ø общие сведения о литературных эпохах и художественных направлениях в контексте мировой культуры;
Ø сюжет, главных героев и мотивы их поступков, последовательность и связь событий в изученном произведении;
Ø идейно-тематическую направленность, проблематику, особенности композиции прочитанных произведений;
Ø характерные особенности лирических, эпических, драматических произведений;
Ø основные признаки изученных теоретических понятий: классицизм, романтизм, реализм как художественные направления, романтический герой, роман в стихах, социально-психологический роман;
Ø тексты, рекомендованные программой к заучиванию наизусть.
Учащиеся должны уметь:
ü правильно, осознанно, бегло и выразительно читать изученные художественные произведения (в том числе наизусть), учебные и научно-популярные тексты и понимать прочитанное;
ü раскрывать идейно-тематическую направленность и своеобразие изученного произведения;
ü выявлять и объяснять роль изобразительно-выразительных средств в раскрытии идейно-тематического содержания произведения;
ü давать общую характеристику литературным эпохам и художественным направлениям в контексте мировой культуры;
ü определять и аргументировать жанрово-родовую принадлежность изученного произведения;
ü владеть различными видами пересказа;
ü давать устную и письменную характеристику героев (индивидуальную, сравнительную, групповую) изучаемого произведения;
ü составлять все виды планов (простые, сложные, цитатные, комбинированные): к тексту (фрагменту) изучаемого эпического произведения, индивидуальной, сравнительной, групповой характеристики героев; собственного устного или письменного высказывания;
ü обращаться к отдельным интерпретациям изученного произведения в искусстве при его анализе;
ü сравнивать изученное произведение литературы с его интерпретациями в других видах искусства с выражением собственного восприятия и отношения;
ü участвовать в инсценировании драматического художественного произведения;
ü строить устные и письменные высказывания, принимать участие в диалоге и полилоге в ходе изучения художественного произведения;
ü участвовать в дискуссии по прочитанному художественному произведению, толерантно относиться к иной точке зрения, аргументировано отстаивать свою позицию, с учётом мнения оппонента;
ü высказывать собственное обоснованное суждение об актуальности и популярности изученного художественного произведения в наши дни;
ü составлять устный и письменный отзыв (рецензию) о художественном произведении, кинофильме, спектакле, актерском исполнении;
ü подготовить устное и письменное сочинение-рассуждение по изученному произведению;
ü самостоятельно составлять тезисы, конспекты литературно-критических статей;
ü писать эссе по изучаемым произведениям на основе жизненных впечатлений;
ü подготовить сообщение, реферат на литературную тему по одному или нескольким источникам.
Требования к результатам освоения курса «Литература»
по программам основного общего образования:
1) осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;
2) понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;
3) обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей русского языка на основе изучения выдающихся произведений русской литературы;
4) воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом и этическими установками, способного аргументировать своё мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развёрнутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать своё досуговое чтение;
5) развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие культурные традиции;
6) овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т. п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отражённую в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления;
7) знание содержания произведений русской классической и современной литературы, литературы родного края, их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование мировой литературы;
8) сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного произведения;
9) способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях;
10) владение навыками анализа художественных произведений с учетом их жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания;
11) сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы.
Предметные результаты изучения предмета «Литература»:
1) в познавательной сфере:
ü понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы родного края и зарубежной литературы;
ü понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
ü умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
ü определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);
ü владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
2) в ценностно-ориентационной сфере:
ü приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, литературы и культуры Донбасса, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
ü формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;
ü собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
ü понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
3) в коммуникативной сфере:
ü восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
ü умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;
ü написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;
4) в эстетической сфере:
ü понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
ü понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
Приложение 1
Критерии оценивания