Основные требования к знаниям и умениям учащихся 9 класса




Учащиеся должны знать:

Ø авторов, названия прочитанных произведений;

Ø общие сведения о литературных эпохах и художественных направлениях в контексте мировой культуры;

Ø сюжет, главных героев и мотивы их поступков, последовательность и связь событий в изученном произведении;

Ø идейно-тематическую направленность, проблематику, особенности композиции прочитанных произведений;

Ø характерные особенности лирических, эпических, драматических произведений;

Ø основные признаки изученных теоретических понятий: классицизм, романтизм, реализм как художественные направления, романтический герой, роман в стихах, социально-психологический роман;

Ø тексты, рекомендованные программой к заучиванию наизусть.

Учащиеся должны уметь:

ü правильно, осознанно, бегло и выразительно читать изученные художественные произведения (в том числе наизусть), учебные и научно-популярные тексты и понимать прочитанное;

ü раскрывать идейно-тематическую направленность и своеобразие изученного произведения;

ü выявлять и объяснять роль изобразительно-выразительных средств в раскрытии идейно-тематического содержания произведения;

ü давать общую характеристику литературным эпохам и художественным направлениям в контексте мировой культуры;

ü определять и аргументировать жанрово-родовую принадлежность изученного произведения;

ü владеть различными видами пересказа;

ü давать устную и письменную характеристику героев (индивидуальную, сравнительную, групповую) изучаемого произведения;

ü составлять все виды планов (простые, сложные, цитатные, комбинированные): к тексту (фрагменту) изучаемого эпического произведения, индивидуальной, сравнительной, групповой характеристики героев; собственного устного или письменного высказывания;

ü обращаться к отдельным интерпретациям изученного произведения в искусстве при его анализе;

ü сравнивать изученное произведение литературы с его интерпретациями в других видах искусства с выражением собственного восприятия и отношения;

ü участвовать в инсценировании драматического художественного произведения;

ü строить устные и письменные высказывания, принимать участие в диалоге и полилоге в ходе изучения художественного произведения;

ü участвовать в дискуссии по прочитанному художественному произведению, толерантно относиться к иной точке зрения, аргументировано отстаивать свою позицию, с учётом мнения оппонента;

ü высказывать собственное обоснованное суждение об актуальности и популярности изученного художественного произведения в наши дни;

ü составлять устный и письменный отзыв (рецензию) о художественном произведении, кинофильме, спектакле, актерском исполнении;

ü подготовить устное и письменное сочинение-рассуждение по изученному произведению;

ü самостоятельно составлять тезисы, конспекты литературно-критических статей;

ü писать эссе по изучаемым произведениям на основе жизненных впечатлений;

ü подготовить сообщение, реферат на литературную тему по одному или нескольким источникам.

Требования к результатам освоения курса «Литература»

по программам основного общего образования:

1) осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;

2) понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;

3) обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей русского языка на основе изучения выдающихся произведений русской литературы;

4) воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом и этическими установками, способного аргументировать своё мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развёрнутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать своё досуговое чтение;

5) развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие культурные традиции;

6) овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т. п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отражённую в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления;

7) знание содержания произведений русской классической и современной литературы, литературы родного края, их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование мировой литературы;

8) сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного произведения;

9) способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях;

10) владение навыками анализа художественных произведений с учетом их жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания;

11) сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы.

Предметные результаты изучения предмета «Литература»:

1) в познавательной сфере:

ü понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы родного края и зарубежной литературы;

ü понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

ü умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

ü определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);

ü владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

2) в ценностно-ориентационной сфере:

ü приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, литературы и культуры Донбасса, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

ü формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;

ü собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;

ü понимание авторской позиции и свое отношение к ней;

3) в коммуникативной сфере:

ü восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

ü умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;

ü написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;

4) в эстетической сфере:

ü понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

ü понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.

Приложение 1

Критерии оценивания



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: