Кол-во часов | Содержание учебного материала | Государственные требования к уровню общеобразовательной подготовки учащихся | ||
ВВЕДЕНИЕ | ||||
Литература как искусство слова. Художественное воплощение в литературе моральных ценностей и представлений о мире, отражение жизни, быта, обычаев разных народов. Роль чтения в жизни человека. Писатели о роли книги в жизни человека и общества. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Структурные элементы книги (обложка, титул, форзац, сноски, оглавление); создатели книги (автор, художник, редактор, корректор, наборщик и др.). Книга художественная и учебная. Учебник литературы и работа с ним. Теория литературы. Понятие о художественной литературе. Межлитературные связи. Пословицы и поговорки о книге. Межпредметные связи. История. Возникновение книг. Самые крупные библиотеки мира. Взаимодействие искусств.Живопись. З. Серебрякова «Натюрморт с атрибутами искусств». Скульптура. Памятник Книге на университетской набережной в Санкт-Петербурге. Фонтан из книг в Риме. Памятник книгам в Берлине. Памятник книге в Таганроге, Омске. Памятник книге в Турции. | Личностные: ü формирование гражданской позиции школьника как активного и ответственного члена общества, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности Метапредметные: ü способностьк построению индивидуальной образовательной траектории Предметные: Учащийся ü раскрывает понятие художественная литература; ü высказывает суждения о роли чтения в жизни человека; ü используя учебник по литературе, обращает внимание на особенности учебной книги, комментирует, чем учебная книга отличается от художественной; ü выражает собственное отношение к книге, чтению | |||
ИЗ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА | ||||
Фольклор — коллективное устное народное творчество. Преображение действительности в духе народных идеалов. Вариативная природа фольклора. Исполнители фольклорных произведений. Коллективное и индивидуальное в фольклоре. Малые жанры фольклора. Детский фольклор (колыбельные песни, пестушки, потешки, заклички, приговорки, считалки, скороговорки, загадки — повторение). Теория литературы. Фольклор. Устное народное творчество (развитие представлений). Развитие понятий о загадках, пословицах и поговорках. Межлитературные связи. Типологические схождения пословиц и поговорок разных народов. Межпредметные связи.Русский язык: крылатые слова и выражения. Математика: математическая загадка. История. Жизнь, быт и культура разных народов. Для внеклассного и семейного чтения. Народные легенды и предания. «Золотой самовар и гарманы», «Давай Бог ноги!», «Свиное рыло», «Клад домой пришел» и др. | Личностные: ü воспитание уважения к русскому фольклору и истории, развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия русского народа Метапредметные: ü умение организовывать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; работать в группе; определять способы действий в рамках предложенных условий; формулировать и аргументировать своё мнение Предметные: Учащийся ü различает малые фольклорные жанры, приводит примеры пословиц, поговорок и загадок на заданную тему; ü объясняет сущность понятия фольклор; ü обосновывает тезис: «Фольклор – сокровищница народной мудрости»; ü выражает собственное отношение к прочитанному | |||
Русские народные сказки «Царевна-лягушка», «Иван — крестьянский сын и чудо-юдо», «Журавль и цапля», «Солдатская шинель» Русская народная сказка как отражение представлений об окружающем мире. Особенности русской народной сказки (присказка, зачин, повтор, концовка, постоянные эпитеты, сравнения и др.). Сюжет и проблематика сказок. Сказочные образы. Типы сказок (о животных, волшебные, бытовые). Отличие бытовой сказки от волшебной. Нравоучительный и философский характер сказок. Сказители. Собиратели сказок. (Обзор.) «Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы. «Величественная простота, презрение к позе, мягкая гордость собою, недюжинный ум и глубокое, полное неиссякаемой любви сердце, спокойная готовность жертвовать собою ради торжества своей мечты — вот духовные данные Василисы Премудрой...» (М. Горький). Иван-царевич — победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Особая роль чудесных противников — Бабы-Яги, Кощея Бессмертного. Народная мораль в сказке: добро торжествует, зло наказывается. Поэтика волшебной сказки. Изобразительный характер формул волшебной сказки. Фантастика в волшебной сказке. «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. Иван — крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя. Герои сказки в оценке автора-народа. Особенности сюжета. «Журавль и цапля», «Солдатская шинель» — народные представления о справедливости, добре и зле в сказках о животных и бытовых сказках. Теория литературы. Народная сказка и ее виды. Постоянные эпитеты. Гипербола (начальное представление). Сказочные формулы. Вариативность народных сказок (начальные представления). Сравнение. Межлитературные связи. Сказки народов мира. Мифы. Взаимодействие искусств.Живопись. Иллюстрации В.М. Васнецова, И.Я. Билибина и других к сказкам. Литогравюра худ. И. Кузнецова «Царевна-лягушка». Музыка. Фрагменты опер Н.А. Римского-Корсакова «Садко», «Снегурочка», «Кощей Бессмертный»; музыкальная пьеса М.П. Мусоргского «Баба-Яга или избушка на курьих ножках» (№9 из цикла «Картинки с выставки») и др. Кино, мультипликация. М/ф «Царевна-лягушка» (Союзмультфильм, 1954; СССР, 1971); «Василиса Прекрасная» (1954), «Машины сказки: Царевна-лягушка» (серия 8) (2012), Х/ф «Василиса Прекрасная» (реж. А. Роу, 1939). «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо» (Студия «Диафильм», Госкино СССР, 1989). «Цапля и журавль» (реж. Ю. Норштейн, СССР, 1974) и др. Для внеклассного и семейного чтения. Русские народные сказки. «Марья Моревна», «Мужик и царь», «Сердитая барыня», «Дочь-семилетка» и др. | Личностные: ü воспитание уважения к русскому фольклору и истории, развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народа; формирование гражданской позиции школьника как активного и ответственного члена общества, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности Метапредметные: ü развитие умений планировать пути достижения целей, работать индивидуально и в группе, осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, создавать и применять таблицы и схемы для решения учебных задач Предметные: Учащийся ü выразительно читает и пересказывает сюжет сказок; ü раскрывает тему и проблематику прочитанных сказок; ü характеризует главных сказочных персонажей; ü оценивает поступки сказочных героев и выражает собственное отношение к ним в развернутой форме; ü комментирует особенности русской народной сказки, приводит примеры; ü объясняет сущность понятия народная сказка; определяет и аргументирует, к какому типу сказок принадлежит прочитанная сказка; ü выделяет структурные элементы сказки; ü объясняет отличие волшебной сказки от бытовой; ü определяет изобразительный характер формул волшебной сказки; ü выражает собственное отношение к прочитанному | |||
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. Культурные и литературные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на Руси. (Обзор.) «Повесть временных лет»как литературный памятник. Отзвуки фольклора в летописи. Герои старинных «Повестей…» и их подвиги во имя мира на родной земле. Теория литературы. Летопись (начальные представления). Межлитературные связи. Отзвуки фольклора в летописи. Межпредметные связи. История. Восточные славяне. Связи Руси с Византией. Эпоха правления Ярослава Мудрого. Взаимодействие искусств. Живопись. В.М. Васнецов «Нестор-летописец». Владимирская Богоматерь. Икона. Сильвестр, монах Выдубецкого монастыря пишет летопись. А.Иванов «Подвиг молодого киевлянина». Для внеклассного и семейного чтения. «Повесть временных лет» (сказания о походе Олега на Царьград, фрагменты – по выбору обучающихся); письмо Мономаха к Олегу Святославичу. «Повесть об отроке Тверского князя», | Личностные: ü воспитание уважения к истории и культурному наследию Древней Руси, патриотизма и уважения к Родине Метапредметные: ü умение определять способы действий в рамках предложенных условий; работать индивидуально и в группе; использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, выбирать основания для сопоставления и делать выводы Предметные: Учащийся ü имеет представление о многообразии литературных жанров; ü осознает, что летопись не только исторический документ, но и литературное произведение; ü знает историю возникновения первых летописей, ü умеет показать, как отразились в них подлинные исторические события, героизм и патриотизм русского народа; ü высказывает собственное отношение к прочитанному | |||
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫXVIII ВЕКА | ||||
Михаил Васильевич ЛОМОНОСОВ (1711 – 1765) Краткий рассказ о жизни писателя (детство и годы учения, начало литературной деятельности). Ломоносов – ученый, поэт, художник, гражданин. «Случились вместе два астронома в пиру…» –научные истины в поэтической форме. Юмор стихотворения. Теория литературы. Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры литературы (начальные представления). Межлитературные связи. Н.А. Некрасов «Школьник». Межпредметные связи. История. Создание Московского университета. Астрономия. Коперник (1473 — 1543). Птоломей (ок. 90 — ок. 160). Взаимодействие искусств. Изобразительное искусство. Л.С. Миропольский. Портрет М.В.Ломоносова (1787, Музей М.В. Ломоносова в Кунсткамере). Ф.И.Шубин. Скульптурный портрет М.В. Ломоносова, 1792. Кино. Х/ф «Михайло Ломоносов» (реж. М. Кожинов, 1954) Для внеклассного и семейного чтения. М.В. Ломоносов «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния», «Стихи, сочиненные на дороге в Петергоф…», «Лишь только дневной шум замолк…», «Ночною темнотою», «Я знак бессмертия себе воздвигнул» (по выбору учителя) | Личностные: ü воспитание уважения к Отечеству, его истории; развитие ответственного отношения к учёбе на основе мотивации к познанию Метапредметные: ü умение работать в группе; создавать и применять таблицы и схемы для решения учебных задач; выбирать основания для сопоставления и делать выводы; развитие умений смыслового чтения Предметные: Учащийся ü рассказывает о детских и юношеских годах писателя; ü высказывает свои чувства и переживания, вызванные прочитанным произведением; выразительно читает стихотворение М.В. Ломоносова; ü раскрывает научные истины, показанные в произведении; оперирует понятиями род литературы, жанр произведения | |||
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫXIX ВЕКА | ||||
Русские басни Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века) (Обзор) Иван Андреевич КРЫЛОВ (1769 — 1844) Краткий рассказ о баснописце (детство, начало литературной деятельности). «Волк на псарне» –отражение исторических событий в басне, патриотическая позиция автора. «Ворона и Лисица». «Свинья под дубом». Осмеяние пороков – грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости и т.д. Рассказ и мораль в басне. Аллегория. Выразительное чтение басен (индивидуальное, по ролям; инсценирование). Теория литературы. Басня (развитие представлений), аллегория (начальные представления). Понятие об эзоповом языке. Межлитературные связи. Эзоп. Лафонтен. Л. Глебов. Межпредметные связи. История. Отечественная война 1812 года. Кутузов. Наполеон. Взаимодействие искусств. Изобразительное искусство. К. Брюллов. Портрет И.А. Крылова.И.Эггинк. Портрет И.А. Крылова. А. Лаптев «Волк на псарне». Г.Куприянов «Свинья под Дубом». Е. Рачев «Ворона и Лисица». Иллюстрации Е. Рачева к басням И.А. Крылова. Диафильм «Волк на псарне» (1949). М\ф «Две басни Крылова» (реж. И. Аксенчук, Союзмультфильм, 1953). Для внеклассного и семейного чтения. И.А. Крылов. Басни (по выбору учителя). Эзоп «Лисица и виноград», «Волк и ягненок», «Отец и сыновья», «Два товарища». Леонардо да Винчи. Притчи. | Личностные: ü воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к историческому прошлому; развитие морального сознания и формирование нравственных чувств Метапредметные: ü развитие умения выбирать эффективные способы решения учебных и познавательных задач, создавать для этого таблицы и схемы, организовывать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, работать в группе; развитие умений смыслового чтения Предметные: Учащийся ü выразительно читает, в том числе и наизусть басни И.А. Крылова; ü ведет беседу на тему басни; ü определяет роль комического в осуждении человеческих пороков и недостатков в баснях; ü раскрывает афористичность языка басен; ü объясняет понятие аллегория; ü приводит примеры аллегорий в прочитанных баснях и объясняет их смысл; ü обогащает свой словарный запас с помощью крылатых высказываний из басен И.А. Крылова | |||
Василий Андреевич ЖУКОВСКИЙ (1783 – 1852) Краткий рассказ о поэте (детство и начало творчества, Жуковский – сказочник). «Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады. Теория литературы. Литературная сказка (начальные представления). Ирония в литературной сказке. Баллада (начальные представления). Межлитературные связи. Сравнение сказки Жуковского с народными и литературными сказками. Баллада В.А.Жуковского «Кубок» и немецкая легенда о пловце(XII век). Ф.Шиллер «Водолаз». Межпредметные связи. История. Жизнь, быт и культура разных народов. Взаимодействие искусств. Живопись. Иллюстрации к сказке «Спящая красавица» А. Прилепского, Н.Илларионовой, К.Штанко, Э.Булатова, О.Васильева, К.Бирмингема, Кинуко Крафт. Никитин О. «Спящая царевна». «Золотоволосая царевна».В.Кутлинский «Спящая царевна». Гравюра. Поль Гюстав Доре. «Спящая красавица». Музыка. П.И.Чайковский. «Спящая красавица», балет в трех действиях. Саундтрек к м/ф «Спящая красавица» (1959, США). Мультипликация. М/ф. «Спящая красавица» (студия Диснея, 1959, США). Для внеклассного и семейного чтения. В.А. Жуковский. «Спящая царевна»,«Летний вечер», «Ночь» и другие стихотворения. Баллада «Старый рыцарь» (по выбору учителя). Ф.Шиллер «Водолаз». | Личностные: ü воспитание уважения к Отечеству, деятелям русской культуры; формирование нравственных чувств и нравственного поведения Метапредметные: ü развитие умения выбирать основания и критерии для классификации, строить логическое рассуждение и делать выводы, составлять таблицы и схемы для решения учебных задач, работать в группе Предметные: Учащийся ü раскрывает понятие литературная сказка, объясняет отличие литературной сказки от народной; ü знает содержание сказки, раскрывает ее тему и идею; ü находит в тексте сказки фразы, содержащие скрытую насмешку; определяет, кто это посмеивается над самой ситуацией и способом ее решения; ü работая над отрывком, в котором изображена картина погружения в сон, может выделить примеры художественных средств, использованных автором (эпитеты, олицетворения, повторы); ü выражает собственное отношение к прочитанному; ü раскрывает понятие баллада; ü обосновывает историю создания баллады, особенности баллад Жуковского; ü находит в тексте подтверждение проявлению благородства, рыцарства и жестокости героев баллады; ü выражает собственное отношение к поступкам героев баллады | |||
Александр Сергеевич ПУШКИН (1799 – 1837) «Няне», «У лукоморья дуб зелёный…» (вступление к поэме «Руслан и Людмила»). «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Краткие сведения о детстве и детских впечатлениях поэта. Роль книги и чтения в жизни маленького Пушкина. Стихотворение «Няне» — поэтизация образа няни; мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, ее сказками и песнями. «У лукоморья дуб зеленый...» (вступление к поэме «Руслан и Людмила»). Пролог к поэме «Руслан и Людмила» - собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок, мотивы и сюжеты пушкинского произведения. «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» - ее истоки (сопоставление с русскими народными сказками, сказкой В.А. Жуковского «Спящая царевна», со сказками братьев Гримм; «бродячие сюжеты»). Сказочный мир, созданный А.С. Пушкиным. «Пушкинская сказка – прямая наследница народной» (С.Я. Маршак). Волшебное в сказке. Воспевание истинной красоты и душевного богатства, осуждение зависти и подлости. Прославление веры в победу добра над злом. Богатство выразительных средств сказки. Теория литературы. Литературная сказка (развитие представлений). Прозаическая и стихотворная речь. Понятие о ритме и рифме. Способы рифмовки. Межлитературные связи. Сравнение пушкинской сказки с народными и литературными сказками о злой мачехе и доброй падчерице. Взаимодействие искусств. Живопись, графика, декоративно-прикладное искусство. Портреты А.С.Пушкина работы Е.Гейтмана (гравюра), О.Кипренского; Н.Ге «Пушкин в селе Михайловском»; иллюстрации И.Билибина, Т.Мавриной, Б.Зворыкина, А.Куркина, Б.Дехтерёва, роспись В.Панина к сказкам А.С.Пушкина. Е.Пашков «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Иллюстрации художников Палеха. Музыка. В.Плешак «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» (опера). А.Лядов «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» (балет). Театр. Чтение пролога к поэме А.С.Пушкина «Руслан и Людмила» в исп. А.Шварца, «Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях» в исп.О.Табакова. Мультипликация. М/ф «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях (реж. И.Иванов-Вано, СССР, 1951) и др. Скульптура. Памятник А.С.Пушкину в Пушкине(Россия, скульпт. Р.Бах). Барельеф «Арина Родионовна» (скульпт. А. Серяков), памятники Арине Родионовне в с. Воскресенское (Россия, скульпт. В. Шевченко), А.С. Пушкину и Арине Родионовне в Пскове (Россия, скульпт. О. Комов). Для внеклассного и семейного чтения. Сказки А.С.Пушкина. Поэма А.С. Пушкина «Руслан и Людмила».«В тот год осенняя погода…» (отрывок из романа «Евгений Онегин»), «Конь» (из «Песен западных славян») и другие стихотворения (по выбору учителя). | Личностные: ü формирование гражданской позиции школьника как активного и ответственного члена общества, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности Метапредметные: ü развитие умения выбирать основания и критерии для классификации, строить логическое рассуждение и делать выводы, составлять таблицы и схемы для решения учебных задач, работать в группе Предметные: Учащийся ü выразительно читает стихотворения, в том числе и наизусть; ü объясняет идейный смысл изученного произведения; ü выделяет поэтические образы и картины в прочитанном стихотворении; ü высказывает свое отношение к прочитанным произведениям; ü раскрывает понятие эпитет, сравнение, метафора, приводит примеры из прочитанных произведений; ü раскрывает понятие литературная сказка, объясняет отличие литературной сказки от народной; ü отмечает богатство выразительных средств сказки; ü объясняет особенности стихотворной речи, ее отличие от прозаической; ü приводит примеры произведений, написанных прозаической и стихотворной речью; ü раскрывает понятия ритм, рифма, определяет роль ритма и рифмы в стихотворной речи; ü выразительно читает наизусть вступление к поэме «Руслан и Людмила»; ü знает содержание сказки, раскрывает ее тему и идею; ü характеризует и сравнивает главных героев сказки, выражает собственное отношение к ним и их поступкам; ü выделяет волшебные элементы в сказке, определяет их роль; ü выражает собственное отношение к прочитанному | |||
Для внеклассного и семейного чтения. Русская литературная сказка: А. Погорельский «Черная курица, или Подземные жители»,«Лафертовская маковница». Т.А. Гофман «Щелкунчик или Мышиный король». Л. Пантелеев «Две лягушки». В.М. Гаршин«Сказка о жабе и розе». «Attаlea Princeps», «Лягушка-путешественница», «То, чего не было», «Сказки о гордом Аггее», «Сигнал», «Медведи», «Художники», «Четыре дня», «Красный цветок». | Личностные: ü воспитание нравственного сознания и поведения на основе чтения и эмоционально-интеллектуального освоения художественных произведений, в которых воплощены данные ценности Метапредметные: ü развитие умения выбирать эффективные способы решения учебных и познавательных задач, создавать для этого таблицы и схемы, организовывать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, работать в группе; развитие умений смыслового чтения Предметные: Учащийся ü знает содержание сказки, раскрывает ее тему и идею; ü характеризует и сравнивает главных героев сказки, выражает собственное отношение к ним и их поступкам; ü выделяет волшебные элементы в сказке, определяет их роль; ü характеризует сказочно-условное, фантастическое и достоверно-реальное в литературной сказке; ü определяет нравоучительное содержание и причудливый сюжет произведения; ü выражает собственное отношение к прочитанному | |||
Михаил Юрьевич ЛЕРМОНТОВ (1814 — 1841) Краткий рассказ о поэте (детство и начало литературной деятельности, интерес к истории России). «Бородино» — отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения (1837). Историческая основа стихотворения. Воспроизведение исторического события устами рядового участника сражения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с патриотическим пафосом стихотворения. Теория литературы. Историческая основа произведения. Поэтическая интонация (начальные представления). Батальные сцены. Пафос стихотворения. Межпредметные связи. История. Отечественная война 1812 года. Взаимодействие искусств. Живопись. Ф.Рубо «Бородинская панорама».Портрет М.Ю. Лермонтова работы П.Заболоцкого. В.Шевченко «26 августа 1812 г», «Бородинский бой», «Герои Бородинской битвы». С.Герасимов «Кутузов на Бородинском поле». Н.Кузьмин «Бородино». Гравюра начала XIX века «Пожар Москвы». Рисунок А.О. Орловского «Денис Давыдов во главе партизанского отряда». Д.А.Шмаринов «Партизаны ведут пленных французов». В.В.Верещагин «Наполеон в Кремле». Музыка. С.С. Прокофьев «Вставайте, люди добрые!» (из кантаты «Александр Невский). М.И. Глинка «Славься!» (из оперы «Иван Сусанин»). Театр, телевидение. Чтение стихотворений М.Ю.Лермонтова в исполнении А. Водяного. Для внеклассного и семейного чтения. М.Ю.Лермонтов. «Два великана», «Казачья колыбельная песня», «Приветствую тебя, Кавказ седой!..» (отрывок из поэмы «Измаил-Бей») и другие стихотворения (по выбору учителя). Сказка « Ашик-Кериб». | Личностные: ü формирование гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа Метапредметные: ü развитие умения работать в группе, находить общее решение на основе согласования позиций; овладение устной и письменной речью для выражения своих чувств и мыслей; развитие умений смыслового чтения и ИКТ-компетенции Предметные: Учащийся ü выразительно читает стихотворение, в том числе и наизусть; ü объясняет идейный смысл изученного произведения; определяет событие, которому посвящено стихотворение; ü определяет мысли и настроение, которыми оно пронизано; ü определяет, от чьего лица ведется рассказ и что этим достигается; ü выделяет поэтические образы и картины (картины природы и картины боя) в прочитанном стихотворении; ü подбирает примеры из текста для определения черт характера солдата; ü выражает свое отношение к прочитанному произведению | |||
Николай Васильевич ГОГОЛЬ (1809 – 1852) Краткий рассказ о писателе (детство, годы учения, начало литературной деятельности). «Заколдованное место» — повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». Поэтизация народной жизни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического, реального и фантастического. Теория литературы. Фантастика (развитие представлений). Юмор, сатира (развитие представлений). Сатирический гротеск.Лирика (развитие представлений). Межлитературные связи. С.Т.Аксаков. А.С. Пушкин. Межпредметные связи. Русский и украинский язык. Разговорная лексика. Взаимодействие искусств. Живопись. М. Клодт. «Заколдованное место». Дед пляшет». «Заколдованное место». Дед в лесу». Для внеклассного и семейного чтения. Н.В.Гоголь «Пропавшая грамота», «Майская ночь, или Утопленница», «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Ночь перед Рождеством» (повести – по выбору учителя). | Личностные: ü формирование гражданской позиции школьника как активного и ответственного члена общества, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальныеи общечеловеческие гуманистические и демократические ценности, воспитание нравственного сознания и поведения Метапредметные: ü развитие умения работать в группе, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации Предметные: Учащийся ü знает содержание повести; ü пересказывает ее эпизоды, включая народные предания и поверья, изображенные Н.В.Гоголем ü характеризует героев повести, отмечая национальные черты их характеров, выявляя авторское отношение к ним; ü отмечает, как переплетаются в повести фантастика и реальность; ü выразительно читает понравившиеся отрывки с обоснованием своего выбора; ü высказывает собственное мнение о прочитанном произведении | |||
Николай Алексеевич НЕКРАСОВ (1821 – 1878) Краткий рассказ о поэте (детство и начало литературной деятельности). «Есть женщины в русских селеньях...» (отрывок из поэмы«Мороз, Красный нос»). Поэтический образ русской женщины. Стихотворение «Крестьянские дети». Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых. Мир детства — короткая пора в жизни крестьянина. Речевая характеристика персонажей. Теория литературы. Эпитет (развитие представлений). Межпредметные связи. История. Жизнь русских крестьян во второй половине XIX века. Взаимодействие искусств. Живопись. А.Пластов «Мороз, Красный нос».Иллюстрации Д.Шмаринова к стихотворению «Крестьянские дети». Для внеклассного и семейного чтения. А.В.Кольцов. «Песни пахаря», «Ночлег чумаков», «Молодая жница» и другие стихотворения (по выбору учителя); П.А.Вяземский. «Степь»; Н.М. Языков. «Конь», «Буря»; И.С.Никитин. «Русь»; И.И.Козлов. «Сон ратника» (по выбору учителя и учащихся). Н.А.Некрасов. «Соловьи», «Зеленый шум», «В полном разгаре страда деревенская…», «Орина, мать солдатская», «Накануне светлого праздника» (по выбору учащихся). | Личностные: ü воспитание нравственного сознания и поведения на основе чтения и эмоционально-интеллектуального освоения художественных произведений, в которых воплощены данные ценности; Метапредметные: ü развитие умения работать в группе, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации Предметные: Учащийся ü раскрывает и передает в форме связных высказываний мысли и чувства поэта, запечатленные в изучаемых произведениях; ü отмечает, как развивается в них поэтическая мысль; ü определяет главный смысл и художественную значимость использованных автором поэтических средств языка; ü выразительно читает отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос», знает его наизусть; ü воссоздает картины вольной жизни крестьянских детей, из забавы, приобщение к труду взрослых; выразительно читает отрывок из стихотворения «Крестьянские дети», знает его наизусть; | |||
Иван Сергеевич ТУРГЕНЕВ (1818 – 1883) Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности). «Муму» — повествование о жизни в эпоху крепостного права. Духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие. Немота главного героя — символ немого протеста крепостных крестьян. Теория литературы. Портрет, пейзаж (начальные представления). Литературный герой (начальные представления). Сюжет литературного произведения. Сравнение. Гипербола. Межлитературные связи. Литературное краеведение. Музей-заповедник «Спасское-Лутовиново». Межпредметные связи. История. Крепостное право. Московский университет. Русский язык. Устаревшие слова. Взаимодействие искусств. Живопись. К.Трутовский «Благодетельница». П.Боклевский «Муму». Герасим». И.Пчелко «Муму». В.Табурин. «Муму». Для внеклассного и семейного чтения. И.С.Тургенев. Рассказы (по выбору учителя). | Личностные: ü формирование гражданской позиции школьника как активного и ответственного члена общества, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности; Метапредметные: ü развитие умения работать в группе, находить общее решение на основе согласования позиций; овладение устной и письменной речью для выражения своих чувств и мыслей; развитие умений смыслового чтения и ИКТ-компетенции Предметные: Учащийся ü рассказывает, какие события легли в основу произведения, ü знает его содержание;пересказываетфрагменты рассказа; устанавливает причинно-следственные связи между событиями; ü характеризует героев рассказа, объясняет мотивы их поведения и поступков, выражает собственное отношение к героям; ü объясняет значение изобразительных средства языка в раскрытии характеров персонажей, выявляет способы авторского отношения к ним; высказывает собственное мнение о прочитанном произведении; ü называетотличительные признаки рассказа; объясняетпонятие«сюжет художественного произведения»; ü создает устный рассказ о герое художественного произведения «Чем замечателен главный герой рассказа И.С. Тургенева «Муму» – Герасим» или на другую тему (по усмотрению учителя); | |||
Афанасий Афанасьевич ФЕТ (1820 — 1892) Краткий рассказ о поэте. Стихотворение «Весенний дождь» – радостная, яркая, полная движения картина весенней природы. Краски, звуки, запахи как воплощение красоты жизни. «Чудная картина». Величественность, широта, простор изображенной картины. Легкость стихотворного ритма. «Задрожали листы...». Изображение поэтом впечатлений от быстро меняющихся картин и состояний природы. Смысл противопоставления «шумящей мглы» и «теплого гнездышка». Теория литературы. Пейзаж. Эпитет. Метафора. Стихотворный ритм (развитие представления). Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настроения. Межлитературные связи. Н.С.Лесков. Межпредметные связи. Русский язык. Роль глаголов и существительных в поэтической речи. Природоведение: наблюдение за состоянием природы. Взаимодействие искусств. Живопись. И.Левитан «Март», «Золотая осень». И.Грабарь «Осень. Рябина и березы». А.Куинджи «Берёзовая роща». В.Поленов «Березовая аллея», «Золотая осень». А.Саврасов «Грачи прилетели» и др. Музыка. Фортепианный цикл П.И.Чайковского «Времена года», А.Вивальди «Времена года»; С.Рахманинов «Весенние воды» (романс). Для внеклассного и семейного чтения. А.Н.Плещеев «Весна» («Уж тает снег…»), «Мой садик». К.Д.Бальмонт «Снежинка», «Осень». В.В.Набоков «Бабочка». Н.А.Заболоцкий «Сентябрь», «Оттепель» (по выбору учителя). | Личностные: ü формирование гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа; формирование основ экологической культуры, соответствующей уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях Метапредметные: ü развитие умения работать в группе, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации Предметные: Учащийся ü выразительно читает стихотворения, в том числе и наизусть; ü рассказывает о своих чувствах и переживаниях на основе прочитанного; ü на основе своих ощущений от прочитанных произведений словесно рисует картины природы, оперирует понятием эпитет, приводит примеры; ü сопоставляет пейзажные образы в поэзии с такими же образами в других видах искусств; ü высказывает свое мнение о прочитанном произведении; | |||
Лев Николаевич ТОЛСТОЙ (1828 – 1910) Краткий рассказ о писателе (детство, начало литературной деятельности). «Кавказский пленник».Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы. Жилин и Дина. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов. Теория литературы. Идея. Рассказ. Сравнение (развитие понятия). Сюжет (развитие понятия). Межлитературные связи. М.В.Ломоносов. Г.Р.Державин. Н. Карамзин. А.С.Пушкин. Н.В.Гоголь. А.П.Чехов. Межпредметные связи. История. Крымская война. Военные действия на Кавказе. Взаимодействие искусств. Живопись. Ю.Петров. «Кавказский пленник». А.Иткин. «Кавказский пленник». М.Родионов. «Кавказский пленник». Для внеклассного и семейного чтения. Л.Н. Толстой «Петя Ростов» (отрывок из романа «Война и мир»). | Личностные: ü формирование гражданской позиции школьника как активного и ответственного члена общества, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности, воспитание нравственного сознания и поведения и поведения на основе чтения и эмоционально-интеллектуального освоения художественных произведений, в которых воплощены данные ценности Метапредметные: ü развитие умения выбирать эффективные способы решения учебных и познавательных задач, создавать для этого таблицы и схемы, организовывать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, работать в группе; развитие умений смыслового чтения Предметные: Учащийся ü рассказывает, какие события легли в основу произведения, знает его содержание; ü пересказываетфрагменты рассказа; устанавливает причинно-следственные связи между событиями; ü характеризует героев рассказа, объясняет мотивы их поведения и поступков, выражает собственное отношение к героям, объясняет значение изобразительных средства языка в раскрытии характеров персонажей, выявляет способы авторского отношения к ним; ü готовит устное сочинение на одну из тем: «Два побега из плена», «Жилин и Дина», «Жилин и Костылин в плену» или на другую тему (по усмотрению учителя); ü высказывает собственное мнение о прочитанном произведении | |||
Антон Павлович ЧЕХОВ
(1860 – 1904)
Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).
«Хир
Поиск по сайту©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование. Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных |
Поиск по сайту: Читайте также: Деталирование сборочного чертежа Когда производственнику особенно важно наличие гибких производственных мощностей? Собственные движения и пространственные скорости звезд |