Текстуальное изучение произведений — 83




 

Кол-во часов Содержание учебного материала Государственные требования к уровню общеобразовательной подготовки учащихся
  ВВЕДЕНИЕ   Образная природа художественной литературы. Отражение жизни в искусстве. Русская литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Историзм творчества классиков русской литературы. Личностные: ü воспитание уважения к Отечеству, его истории, литературе и культуре; формирование ответственного отношения к учению, любви к чтению, готовности и способности к самообразованию на основе уважительного отношения к труду, в том числе к труду писателя и читателя; Метапредметные: ü способностьк построению индивидуальной образовательной траектории; развитие умения определять цели своего обучения, ставить для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, осуществлять контроль своей деятельности в процессе выполнения тестов; развитие навыков смыслового чтения Предметные: Учащийся ü раскрывает образный характер художественной литературы; ü объясняет роль личности в создании культуры; ü раскрывает связь русской литературы и истории
  УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО
  В мире русской народной песни (лирические, исторические песни). Отражение жизни народа в народной песне: «В темном лесе», «Уж ты ночка, ноченька темная...», «Вдоль по улице метелица метет...», «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен». Частушкикак малый песенный жанр. Отражение различных сторон жизни народа в частушках. Разнообразие тематики частушек. Поэтика частушек. Преданиякак исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком...». Особенности содержания и формы народныхпреданий.   Теория литературы. Народная песня, частушка (развитие представлений). Предание (развитие представлений). Межпредметные связи. История. Восстание под предводительством Е.Пугачева. Покорение Сибири Ермаком. Взаимодействие искусств. Живопись. Гравюра. Песня «Ах, барыня, барыня...». Гравюра на меди. 1877. Песня «Во лузях...». Раскрашенная литография.1889. В.Суриков. «Покорение Сибири Ермаком». Кино. Х/ф «Ермак» (Мосфильм, 1996, реж. В.Усков, Вл. Краснопольский). Для внеклассного и семейного чтения. Русские народные песни. Предания. К.Паустовский «Колотый сахар».   Личностные: ü воспитание уважения к русскому фольклору и истории, развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия русского народа; Метапредметные: ü развитие умений планировать пути достижения целей, работать индивидуально и в группе, осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, создавать и применять таблицы и схемы для решения учебных задач Предметные: Учащийся ü выразительно читает и комментирует песни, раскрываетих историческую основу и художественное своеобразие; ü отмечает средства поэтического языка, способствующие проникновенности и задушевности русских народных песен, объясняет, какое место они занимали в жизни народа; ü называет отличительные особенности фольклорных жанров исторической и лирической песни; объясняет понятия «белый стих»; «образные параллелизмы»; приводит примеры
  ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
  Из «Жития Александра Невского». Защита русских земель от нашествий и набегов врагов. Бранные подвиги Александра Невского и его духовный подвиг самопожертвования. Художественные особенности воинской повести и жития. «Шемякин суд». Изображение действительных и вымышленных событий — главное новшество литературы XVII века. Новые литературные герои — крестьянские и купеческие сыновья. Сатира на судебные порядки, комические ситуации с двумя плутами. «Шемякин суд» — «кривосуд» (Шемяка «посулы любил, потому так он и судил»). Особенности поэтики бытовой сатирической повести.   Теория литературы. Летопись. Древнерусская литература (развитие представлений). Сатирическая повесть как жанр древнерусской литературы (начальные представления). Воинская повесть. Жития. Межпредметные связи. История. Александр Невский. Россия в XVII веке. Взаимодействие искусств. Живопись. Триптих «Александр Невский». Худ. П.Корин. «Александр Невский принимает папских легатов». Г. Семирадский. «Выезд Александра Невского в Псков после Ледового побоища». В.Серов. «Щемякин суд». Гравюра на меди. XIX век. Кино. Х/ф. «Александр Невский» (Мосфильм, 1938, реж. Дм. Васильев, С.Эйзенштейн). Х/ф. «Александр. Невская битва» (2008, реж. И.Каленов). Личностные: ü воспитание уважения к русской истории и культурному наследию Древней Руси, патриотизма и уважения к Родине Метапредметные: ü умение определять способы действий в рамках предложенных условий; работать индивидуально и в группе; использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, выбирать основания для сопоставления и делать выводы Предметные: Учащийся ü имеет представление о многообразии литературных жанров в древнерусской литературе; ü осознает, что летопись не только исторический документ, но и литературное произведение; ü называет художественные особенности воинской повести и жития; анализирует бранные подвиги Александра Невского и его духовный подвиг самопожертвования; ü знает особенности поэтики бытовой сатирической повести, умеет показать, как отразились в них сатира на судебные порядки, раскрыть образы новых литературных героев – крестьянских и купеческих сыновей; ü высказывает собственное отношение к прочитанному
  ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫXVIII ВЕКА
  Денис Иванович ФОНВИЗИН (1745 — 1792) Слово о писателе. «Недоросль» (сцены). Сатирическая направленность комедии. Проблема воспитания истинного гражданина. Теория литературы. Понятие о классицизме. Основные правила классицизма в драматическом произведении. Межлитературные связи. Ж.Б.Мольер «Мещанин во дворянстве». Межпредметные связи. История. История России XVIII века. Взаимодействие искусств. Живопись. Н.Муратов. Н.Калита. Иллюстрации к комедии «Недоросль». Театр. Спектакль Академического Малого театра имени А.Н.Островского. Личностные: ü формирование гражданской позиции, ответственного отношения к учению, уважительного отношения к труду; развитие морального сознания и формирование нравственных чувств Метапредметные: ü развитие умения определять способы действий в рамках предложенных условий, организовывать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, работать в группе; развитие навыков смыслового чтения и ИКТ-компетенции, умения выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач, создавать для этого таблицы и схемы; определять способы действий в рамках предложенных условий Предметные: Учащийся ü рассказывает о Д. Фонвизине как выдающемся драматурге эпохи русского классицизма; ü выразительно читает (в том числе и в лицах) и комментирует сцены комедии, определяя авторское отношение к изображаемому; словесно рисует портреты персонажей комедии; характеризует их образы, давая собственную оценку; анализирует сцены комедии, в которых содержатся сатирические приемы изображения; ü раскрывает идейный смысл комедии; ü отмечает особенности русского классицизма и русской классицистической комедии; отмечает национальное своеобразие комедии «Недоросль»
  ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫXIX ВЕКА
  Иван Андреевич КРЫЛОВ (1769 — 1844).   Поэт и мудрец. Язвительный сатирик и баснописец. Краткий рассказ о писателе.   «Обоз».Критика вмешательства императора Александра I в стратегию и тактику Кутузова в Отечественной войне 1812 года. Мораль басни. Осмеяние пороков: самонадеянности, безответственности, зазнайства.   Теория литературы. Басня. Мораль. Аллегория (развитие представлений). Межлитературные связи. Стихотворение Е.Гребёнки "Лавровый листок", написанное к 50-летию И.А. Крылова. Межпредметные связи. Русский язык. Крылатые слова и выражения. История. Исторические события войны с Наполеоном 1812 года. Взаимодействие искусств. Живопись. Портрет И.А.Крылова работы И.Эггинка, К.Брюллова; иллюстрации к басням художников А.Жабы, Г.Нарбута, Е.Рачёва, А.Лаптева и др. Музыка. М.Сильванский «Музыкальные картинки к басням И.А.Крылова». Мультипликация. М/ф «В мире басен» (реж. А.Хржановский, СССР, 1973), «А вы, друзья, как ни садитесь…» (реж. Ц.Ольшанский, СССР, 1972) и др. Скульптура. Памятник И.А.Крылову в Санкт-Петербурге (Россия, скульпт. П.Клодт). Личностные: ü воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к историческому прошлому; развитие морального сознания и формирование нравственных чувств Метапредметные: ü развитие умения выбирать эффективные способы решения учебных и познавательных задач, создавать для этого таблицы и схемы, организовывать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, работать в группе; развитие умений смыслового чтения и ИКТ-компетенции Предметные: Учащийся ü выразительно читает, в том числе и наизусть басни И.А. Крылова; ü ведет беседу на тему басни; ü определяет роль комического в осуждении человеческих пороков и недостатков в баснях; ü раскрывает афористичность языка басен; ü объясняет понятие аллегория; ü приводит примеры аллегорий в прочитанных баснях и объясняет их смысл
  Александр Сергеевич ПУШКИН (1799 – 1837)   Краткий рассказ об отношении поэта к истории и исторической теме в литературе.   «Туча». Разноплановость содержания стихотворения — зарисовка природы, отклик на десятилетие восстания декабристов. «Во глубине сибирских руд…», «19 октября 1825 года» Яркость чувств и мыслей, преданность идеалам дружбы и «вольности святой» в лирических произведениях поэта. Жанр послания и его место в лирике Пушкина. К*** («Я помню чудное мгновенье...»). Обогащение любовной лирики мотивами пробуждения души к творчеству.   «История Пугачева» (отрывки). Заглавие Пушкина («История Пугачева») и поправка Николая I («История пугачевского бунта»), принятая Пушкиным как более точная. Смысловое различие. История пугачевского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя и историка. Пугачев и народное восстание. Отношение народа, дворян и автора к предводителю восстания. Бунт «бессмысленный и беспощадный» (А. Пушкин).   Роман «Капитанская дочка». Гринев — жизненный путь героя, формирование характера («Береги честь смолоду»). Маша Миронова — нравственная красота героини. Швабрин — антигерой. Значение образа Савельича в романе. Особенности композиции. Гуманизм и историзм Пушкина. Историческая правда и художественный вымысел в романе. Образ Пугачева. Фольклорные мотивы в романе. Роль эпиграфов. Художественные функции сна Гринева, портрета, пейзажных описаний. Различие авторской позиции в «Капитанской дочке» и «Истории Пугачева».   «Пиковая дама». Место повести в контексте творчества Пушкина. Проблема «человек и судьба» в идейном содержании произведения. Соотношение случайного и закономерного. Смысл названия повести и эпиграфа к ней. Композиция повести: система предсказаний, намеков и символических соответствий. Функции эпиграфов. Система образов-персонажей, сочетание в них реального и символического планов, значение образа Петербурга. Идейно-композиционная функция фантастики. Мотив карт и карточной игры, символика чисел. Эпилог, его место в философской концепции повести.   Теория литературы. Лирикакак литературный род. Развитие понятия о рифме, сюжете, композиции, портрете, пейзаже, повести. Историзм художественной литературы (начальные представления). Роман (начальные представления). Реализм (начальные представления). Взаимодействие искусств. Живопись. Портрет А.С. Пушкина работы В. Тропинина; С. Герасимов «Восстание Пугачева», «В Бердской слободе», В. Перов «Суд Пугачёва», И. Миодушевский «Вручение письма Екатерине II»; рисунок Д.Кардовского «А.С. Пушкин в Каменке среди декабристов». Иллюстрации П.Соколова, Д.Шмаринова, А.Бенуа, С.Герасимова, Д.Фаворского и др. Кино. Х/ф «Капитанская дочка» (реж. В.Каплуновский, СССР, 1958), Д/ф «Живой Пушкин» (реж. В.Сторожева, ведущий Л.Парфёнов, Россия, 1999), «Русский бунт» (реж. А.Прошкин, Россия, 1999). Межпредметные связи: История: Восстание под предводительством Емельяна Пугачева. Для внеклассного и семейного чтения. А.С. Пушкин «Скупой рыцарь». Личностные: ü воспитание уважения к Отечеству и его истории; развитие исторического и эстетического сознания через освоение художественного наследия русской литературы; формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; развитие морального сознания и формирование нравственных чувств, компетентности в решении моральных проблем, ответственного отношения к собственным поступкам; осознание значения семьи в жизни человека и общества Метапредметные: ü развитие навыков смыслового чтения и ИКТ-компетенции, умения работать в группе и определять способы действий в рамках предложенных условий Предметные: Учащийся ü рассказывает об А.С. Пушкине с привлечением ранее полученных знаний; ü выразительно читает, в том числе и наизусть, любимые стихотворения поэта; ü объясняет сущность понятия лирика как род литературы; ü раскрывает мысли и чувства лирического героя в прочитанных стихотворениях; ü формулирует главную мысль стихотворений; ü обосновывает роль художественно-изобразительных средств языка для создания настроения произведений; ü знает особенности жанра послания и объясняет его важность для дружеской лирики Пушкина; ü выразительно читает наизусть стихотворения, расставляя необходимые паузы и логические ударения; ü раскрывает конкретно-историческую основу «Капитанской дочки»; ü знает содержание и умеет пересказать произведение; ü отмечает особенности композиции; ü раскрывает смысл названия повести; ü словесно рисует портреты героев произведения; ü анализирует судьбы главных героев в связи с историческими событиями; ü характеризует образы Гринева, Маши Мироновой, Пугачева, используя цитатный материал произведения; ü сравнивает образы Гринева и Швабрина; ü раскрывает авторское отношение к героям и дает собственную оценку их поступкам; ü объясняет роль эпиграфов, предложенных автором к главам повести; ü определяет художественную функцию сна Гринева, портретных зарисовок и пейзажных описаний; ü пишет сочинение на одну из тем, предложенных учителем
  Михаил Юрьевич ЛЕРМОНТОВ (1814-1841)   Сведения о годах учения поэта. Взаимоотношения поэта и власти. Кавказ в жизни и творчестве поэта.   «Кавказ» («Хотя я судьбой на заре моих дней…»).Кавказ – колыбель поэзии М.Лермонтова. Восхищение красотой и величием Кавказа. Автобиографизм стихотворения. Роль повторов.   «Мцыри».Изображение чрезвычайных обстоятельств, раскрывающих характеры главных героев, их стремление отстоять свою честь. Воплощение в образе Мцыри мятежности, жажды жизни, свободолюбия, патриотизма и стремления к единению с близкими по духу людьми. Значение эпиграфа поэмы в раскрытии главной мысли произведения. Особенности композиции поэмы. Сцена смертельной схватки с барсом как кульминация трёх «вольных» дней Мцыри и средство раскрытия характера героя. Диалогичность исповеди-монолога Мцыри. Картины кавказской природы в произведении. Художественное богатство поэмы. Поэма М.Ю.Лермонтова «Мцыри» в оценке русской критики.   Теория литературы. Понятия о поэме, лирическом монологе. Начальное представление о романтизме. Романтически-условный историзм М.Ю.Лермонтова. Межлитературные связи. Библейский контекст эпиграфа. Взаимодействие искусств. Живопись. Портрет М.Ю.Лермонтова работы П.Заболоцкого, Ф.Будкина. Рисунки М.Ю.Лермонтова на кавказскую тему («Воспоминания о Кавказе», «Крестовый перевал», «Военно-Грузинская дорога близ Мцхета» и др.), иллюстрации к поэме Л.Пастернака, Ф.Константинова, И.Тоидзе, М.Орловой-Мочаловой и др. Театр, кино, телевидение. Фильм-балет «Мцыри»(реж. З.Какабадзе, М.Лавровский, Грузия, 1977), лермонтовские моноспектакли И.Андронникова. Скульптура. Архитектурный комплекс, посвящённый М.Ю.Лермонтову в Москве: памятник и декоративная ограда (скульпт. И.Бродский). Межпредметные связи. История. Военные действия России, связанные с присоединением Северного Кавказа (ХVIII-ХІХ ст.). Для внеклассного и семейного чтения. М.Ю.Лермонтов «Демон». Личностные: ü воспитание патриотизма, уважения к Отечеству, его истории; формирование основы для понимания особенностей разных культур и воспитания уважения к ним; развитие эстетического сознания в процессе освоения художественного наследия русской литературы; осознание значения семьи в жизни человека и общества; формирование нравственных качеств личности Метапредметные: ü развитие навыков смыслового чтения и ИКТ-компетенции, умения выбирать основания для сопоставления и делать выводы; работать индивидуально и в группе; выбирать эффективные способы решения учебных и познавательных задач, создавать для этого таблицы и схемы Предметные: Учащийся ü рассказывает о М.Ю. Лермонтове, используя ранее полученные знания; ü выразительно читает стихотворение; ü приводит примеры и отмечает роль изобразительно-выразительных средств (эпитеты и метафоры), повторов; ü выражает собственное впечатление от прочитанной поэмы; ü устно словесно рисует отдельные образы и картины поэмы; ü характеризует образ Мцыри, мотивируя поступки главного героя; ü объясняет главную мысль произведения, привлекая библейский контекст эпиграфа; ü раскрывает особенности композиции поэмы, отмечая её кульминационные сцены; ü объясняет понятия поэма, лирический монолог; ü находит в тексте и выразительно читает лирические монологи, объясняет их значение; ü аргументирует диалогичность исповеди Мцыри; ü анализирует пейзаж в поэме, определяет, с помощью каких изобразительно-выразительных средств автор создаёт картины кавказской природы; ü сравнивает иллюстрации художников к поэме с собственным представлением
  Николай Васильевич ГОГОЛЬ (1809 – 1852)   Краткий рассказ о писателе, его отношение к истории, исторической теме в художественном произведении.   «Ревизор».Комедия «со злостью и солью». История создания и история постановки комедии. Поворот русской драматургии к социальной теме. Отношение современной писателю критики, общественности к комедии «Ревизор». Разоблачение пороков чиновничества. Цель автора — высмеять «все дурное в России» (Н. В. Гоголь). Новизна финала, немой сцены, своеобразие действия пьесы «от начала до конца вытекает из характеров» (В. И. Немирович-Данченко). Хлестаков и «миражная интрига» (Ю. Манн). Хлестаковщина как общественное явление.   «Шинель». Образ «маленького человека» в литературе. Потеря Акакием Акакиевичем Башмачкиным лица (одиночество, косноязычие). Шинель как последняя надежда согреться в холодном мире. Тщетность этой мечты. Петербург как символ вечного адского холода. Незлобивость мелкого чиновника, обладающего духовной силой и противостоящего бездушию общества. Роль фантастики в художественном произведении.   Теория литературы. Комедия (развитие представлений). Сатира и юмор (развитие представлений). Развитиепонятий о драме как роде литературы, диалоге и монологе, гиперболе. Развитие понятий о художественном типе, гротеске, художественной детали. Основные этапы развития сюжета. Межлитературные связи. Образ «маленького человека» в произведениях А.С.Пушкина, А.Чехова «Смерть чиновника» и новелле Р.Акутагавы «Бататовая каша». Взаимодействие искусств. Живопись, фотоискусство. Портреты Н.В.Гоголя работы А.Венецианова, Ф.Моллера. Ю.Коровин «Гоголь за работой». Иллюстрации П.Боклевского, Д.Кардовского, А.Константиновского, Ю.Коровина. Иллюстрации Б.Кустодиева, П.Боклевского, С.Бродского, Ю.Игнатьева, М.Журавлёвой, Кукрыниксов и др Фотографии сцен театрального спектакля «Ревизор». Гравюры по рисунку В.Самойлова. Театр, кино. Постановки пьесы: БДТ им. Г.А.Товстоногова (реж. Г.Товстоногов, 1972), Московский театр Сатиры (реж. В.Плучек, 1982), Московский театр «Современник» (реж. В.Фокин, 1983), театр им. Маяковского (реж. С.Арцибашев, 2007), Национальный академический театр русской драмы им. Л.Украинки (реж. О.Никитин, 2000); х/ф «Ревизор» (реж. В.Петров, СССР, 1952), «Инкогнито из Петербурга» (реж. Л. Гайдай, СССР,1977) и др. Чтение повести «Шинель» в исполнении А.Калягина. Спектакль «Шинель» театра «Современник» (реж. В. Фокин). Кино, мультипликация. Д/ф «Птица-Гоголь» (реж. С.Нурмамед и И.Скворцов, ведущий Л.Парфёнов, Россия, 2009), Х/ф «Шинель» (реж. А.Баталов, СССР, 1959), м/ф «Шинель» (рабочие кадры, СССР – Россия, с 1981). Скульптура. Памятник Н. В. Гоголю в Риме (Италия, скульпт. З.Церетели). Для внеклассного и семейного чтения. Н.В. Гоголь «Нос», «Портрет», «Женитьба». М.Е.Салтыков-Щедрин «Коняга». «Как один мужик двух генералов прокормил». «Соседи». «Самоотверженный заяц». «Карась-идеалист». «Вяленая вобла». «Кисель». «Господа Головлевы».«История одного города». Личностные: ü воспитание уважения к Отечеству, его истории; развитие морального сознания и формирование нравственных чувств; формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; развитие эстетического сознания в процессе творческой деятельности; формирование уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре Метапредметные: ü умение самостоятельно ставить для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности, работать в группе, создавать таблицы и схемы для решения учебных задач; развитие навыков смыслового чтения Предметные: Учащийся ü рассказывает о Н.В. Гоголе с привлечением ранее полученных знаний; ü знает содержание и умеет пересказать сюжет комедии; ü владеет различными видами пересказа; ü участвует в диалоге по прочитанному произведению; ü выразительно читает фрагменты комедии, в том числе в лицах; ü выделяет и формулирует тему, идею и проблематику произведения; ü характеризует особенности композиции комедии; ü дает характеристику Хлестакову и городничему, раскрывает их отношения с другими персонажами комедии и выявляет авторскую позицию в их изображении; анализирует сцены, содержащие речевую характеристику действующих лиц; ü определяет роль изобразительно-выразительных средств в комедии; ü называет характерные черты комедии в "Ревизоре"; приводит примеры сатиры и гротеска в комедии; ü высказывает личное отношение к проблемам, поднятым в произведении, аргументируя свою позицию примерами и цитатами из текста; ü приводит и комментирует приемы комического и трагического в пьесе, раскрывает смысл немой сцены; ü раскрывает роль фантастики и гротеска в повести; письменно характеризует одного из персонажей комедии (по выбору учащегося) и высказывает личное отношение к нему; ü освещает тему "Образ Акакия Акакиевича в интерпретации мастеров других видов искусств"; ü обобщает свои знания и впечатления о творчестве Гоголя
  Николай Семенович ЛЕСКОВ (1831 – 1895)   Краткий рассказ о писателе.   «Старый гений».Сатира на чиновничество. Защита беззащитных. Нравственные проблемы рассказа. Деталь как средство создания образа в рассказе. Теория литературы. Рассказ (развитие представлений). Художественная деталь (развитие представлений). Межлитературные связи. Ларошфуко Ф. «Максимы». Взаимодействие искусств. Живопись. Н.С.Лесков. «Старый гений». Художник И.Пчелко. Личностные: ü формирование уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению; освоение норм социальной жизни; развитие морального сознания, нравственных чувств и нравственного поведения; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей общества Метапредметные: ü развитие умения работать в группе, находить основания для сопоставления и делать выводы, составлять таблицы и схемы для решения учебных и познавательных задач; развитие умения определять понятия, устанавливать аналогии, создавать обобщения, строить логическое рассуждение и делать выводы, аргументировать и отстаивать своё мнение Предметные: Учащийся ü освещает краткие сведения о жизни и творчестве писателя; ü раскрывает идейно-тематическое содержание и художественное своеобразие произведения; ü знает содержание рассказа, раскрывает его жизненную основу; ü объясняет сущность понятия художественная деталь; ü отмечает особенности композиции произведения; ü выборочно пересказывает текст, объясняя нравственные проблемы рассказа; ü характеризует главных персонажей; ü составляет план индивидуальной характеристики; ü дает собственную оценку прочитанному произведению
  Лев Николаевич ТОЛСТОЙ (1828 – 1910)   Краткий рассказ о писателе. Идеал взаимной любви и согласия в обществе.   «После бала». Реальная основа рассказа «После бала» — казанский эпизод из жизни брата писателя С.Н.Толстого. Идея разделенности двух Россий. Противоречие между сословиями и внутри сословий. Особенности сюжета и композиции рассказа. Суровое осуждение жестокой действительности. Прием контраста в рассказе как средство раскрытия конфликта. Двойственность изображенных событий и поступков персонажей. Смысл названия рассказа. Психологизм рассказа. Нравственность в основе поступков героя. Мечта о воссоединении дворянства и народа.   Теория литературы. Развитие понятий об эпосе, рассказе, композиции. Контраст и антитеза. Художественная деталь. Взаимодействие искусств. Живопись. Портреты Л.Н.Толстого работы И.Крамского, И.Репина, М.Нестерова, Н.Ге. «Л.Н.Толстой. «После бала». Бал». Художник В.Гильберт. «Л.Н.Толстой. «После бала». Сквозь строй». Художник Е. Лансере. Кино. Д/ф «Война в Крыму» (реж. А.Рудин, ведущий Л.Парфёнов, Россия, 2005). Скульптура. Стела в память участника обороны Севастополя 1854-1855 гг. Л.Н.Толстого у четвёртого бастиона, памятник Л.Н.Толстому в Москве (скульпт. Г.Новокрещёнова). Межпредметные связи. И стория: Крымская война 1853-1856, Первая оборона Севастополя 1854-1855 гг. Для внеклассного и семейного чтения. М.М. Филиппов «Осажденный Севастополь», Н.А. Некрасов «Внимая ужасам войны», А. Фет «Севастопольское Братское кладбище», К. Станюкович «Севастопольский мальчик», Л.Н.Толстой «Утро помещика». Личностные: ü воспитание уважения к Отечеству, его прошлому и настоящему; формирование уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку; формирование нравственных чувств и качеств личности Метапредметные: ü развитие умения работать в группе, соотносить свои действия с планируемыми результатами, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение, использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, составлять таблицы и схемы для решения учебных задач; совершенствование ИКТ-компетенции Предметные: Учащийся ü рассказывает о писателе; ü знает содержание произведения; ü раскрывает основную идею и проблематику произведения; ü рассматривает особенности композиции произведения; ü выявляет отношение автора к изображенным событиям; ü комментирует сцены бала и экзекуции, раскрывая авторское отношение к изображаемому; ü характеризует образ полковника, обращая внимание на его поведение на балу и на плацу, дает собственную оценку; ü определяет роль изобразительно - выразительных средств языка и художественных деталей в рассказе; ü объясняет роль антитезы в построении рассказа
  ПОЭЗИЯ РОДНОЙ ПРИРОДЫ А.С. Пушкин «Цветы последние милей...». М.Ю. Лермонтов «Осень». Ф.И. Тютчев «Осенний вечер». А.А. Фет «Первый ландыш». А.Н. Майков «Поле зыблется цветами...». Картины родной природы в творчестве русских поэтов XIX века.   Личностные: ü воспитание уважения к Отечеству, его природе и культуре; развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия русской поэзии Метапредметные: ü развитие умения осуществлять учебное сотрудничество, работать индивидуально и в группе, создавать обобщения, устанавливать аналогии и делать выводы, использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации Предметные: Учащийся ü передает собственные впечатления от восприятия лирических стихотворений; ü раскрывает мысли и чувства, переданные автором; ü отмечает главные мотивы стихотворений, особенности их поэтического языка (сравнения, эпитеты, метафоры, олицетворения, особенности ритмики); ü выразительно читает стихотворения, в том числе и наизусть
  Антон Павлович ЧЕХОВ (1860 — 1904)   Краткий рассказ о писателе.   «О любви»(из трилогии). История о любви и упущенном счастье.   Теория литературы. Психологизм художественной литературы (развитие представлений). Историзм. Межлитературные связи. Л.В.Никулин «Чехов, Бунин, Куприн». Взаимодействие искусств. Живопись. «А.П.Чехов. «О любви». Художник В.Панов. Личностные: ü осознание значимости самостоятельного решения моральных и нравственных проблем, ответственного отношения к своим поступкам Метапредметные: ü развитие умения работать в группе, определять понятия, выбирать основания для классификации, создавать обобщения и делать выводы, составлять таблицы и схемы для решения учебных задач, использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации Предметные: Учащийся ü освещает краткие сведения о жизни и творчестве писателя; ü раскрывает идейно-тематическое содержание и художественное своеобразие произведения; ü знает содержание рассказа, раскрывает его жизненную основу; ü объясняет сущность понятия художественная деталь, психологизм; ü отмечает особенности композиции произведения; ü выборочно пересказывает текст, раскрывая историю о любви и упущенном счастье; ü характеризует главных персонажей; ü составляет план индивидуальной характеристики; ü дает собственную оценку прочитанному произведению
  ИЗ ЛИТЕРАТУРЫХХ ВЕКА
  Иван Алексеевич БУНИН (1870 — 1953)   Краткий рассказ о писателе.   «Кавказ».Повествование о любви в различных ее состояниях и в различных жизненных ситуациях. Мастерство Бунина-рассказчика. Психологизм прозы писателя.   Теория литературы. Психологизм художественной литературы (развитие представлений). Историзм И.А.Бунина. Межлитературные связи. Л.В.Никулин «Чехов, Бунин, Куприн». Взаимодействие искусств.Живопись. «И.А.Бунин. «Кавказ». Художник И.Пчелко. Личностные: ü осознание значимости самостоятельного решения моральных и нравственных проблем, ответственного отношения к своим поступкам Метапредметные: ü развитие умения работать в группе, делать выводы и обобщения, выбирать основания для классификации, составлять таблицы и схемы для решения учебных задач; совершенствование ИКТ-компетенции Предметные: Учащийся ü освещает краткие сведения о жизни и творчестве писателя; ü раскрывает идейно-тематическое содержание и художественное своеобразие произведения; ü знает содержание рассказа, раскрывает его жизненную основу; ü объясняет сущность понятия художественная деталь, психологизм; ü отмечает особенности композиции произведения; выборочно пересказывает текст, раскрывая особенности повествования о любви в ее состояниях и в различных жизненных ситуациях; ü характеризует главных персонажей; составляет план индивидуальной ü характеристики; дает собственную оценку прочитанному произведению
  Александр Иванович КУПРИН (1870 — 1938)   Краткий рассказ о писателе.   «Куст сирени». Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье. Самоотверженность и находчивость главной героини.   Теория литературы. Сюжет и фабула. Взаимодействие искусств.Живопись. «А.И. Куприн «Куст сирени». Художник И. Пчелко. Для внеклассного и семейного чтения. И.С. Шмелёв «Как я стал писателем». М.А. Осоргин «Пенсне».   Личностные: ü формирование нравственных качеств личности, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; осознание значения семьи в жизни человека и общества; принятие ценности семейной жизни Метапредметные: ü развитие умения работать в группе, составлять таблицы и схемы для решения учебных задач, определять понятия, делать выводы и обобщения, устанавливать аналогии; развитие ИКТ — компетенции Предметные: Учащийся ü рассказывает о писателе; ü знает содержание рассказа; ü выразительно читает и комментирует его отрывки, раскрывает самоотверженность и находчивость главной героини; ü на основе самостоятельного анализа эпизодов, делает выводы об утверждении согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье; ü выразительно читает и комментирует текст; ü составляет план характеристики главных героев, подбирает цитаты; ü выражает собственное отношение к прочитанному; ü отмечает художественное своеобразие изученного рассказа;
  Александр Александрович БЛОК (1880 – 1921) Краткий рассказ о поэте.   «На поле Куликовом». «Россия». Историческая тема в стихотворении, его современное звучание и смысл.   Теория литературы. Цикл стихотворений. Межлитературные связи. Д.Лихачев «Мир на Куликовом поле». Личностные: ü воспитание уважения к Отечеству и его прошлому, чувства ответственности и долга перед Родиной; развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия русской поэзии Метапредметные: ü развитие навыков смыслового чтения и умения работать в группе, определять понятия, выбирать основания для классификации, делать выводы и обобщения, составлять таблицы для решения учебных задач Предметные: Учащийся ü рассказывает о поэте; ü раскрывает особенности раскрытия исторической темы в стихотворении; ü определяет современное звучание и смысл стихотворения; ü выразительно читает стихотворение
  Сергей Александрович ЕСЕНИН (1895 – 1925)   Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта.   «Пугачев». Поэма на историческую тему. Характер Пугачева. Сопоставление образа предводителя восстания в разных произведениях: в фольклоре, в произведениях А. С. Пушкина, С. А. Есенина. Современность и историческое прошлое в драматической поэме Есенина. Теория литературы. Драматическая поэма (начальные представления). Межлитературные связи. Б.Л.Пастернак «Люди и положения». М.Цветаева «И не жалость — мало жил...». Личностные: ü воспитание уважения к Отечеству и его прошлому; формирование нравственных чувств и нравственного поведения Метапредметные: ü развитие умения планировать пути достижения целей, работать в группе, составлять таблицы и схемы для решения учебных задач, определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать; совершенствование ИКТ-компетенции Предметные: Учащийся ü рассказывает о поэте; ü раскрывает особенности поэмы на историческую тему; ü выразительно читает и комментирует текст; ü составляет план характеристики Пугачева, подбирает цитаты; ü сопоставляет образ предводителя восстания в разных произведениях; ü выражает собственное отношение к прочитанному
  Александр Трифонович ТВАРДОВСКИЙ (1910 – 1971) Краткий рассказ о писателе.   «Василий Теркин»(главы «Переправа», «О награде


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: