Текстуальное изучение произведений — 83




 

Кол-во часов Содержание учебного материала Государственные требования к уровню общеобразовательной подготовки учащихся
  ВВЕДЕНИЕ   Художественная литература как искусство слова, её место среди других видов искусств. Общая характеристика исторического развития мировой литературы. Соотношение мировой и русской литератур. Познание мира и своего «Я» сквозь призму художественной литературы. Литература и ее роль в духовной жизни человека. Шедевры родной литературы. Формирование потребности общения с искусством, возникновение и развитие творческой читательской самостоятельности.   Теория литературы. Литература как искусство слова (углубление представлений).Понятие об истории литературы. Развитие понятий о художественной литературе. Литературный процесс. Историко-литературный процесс. Мировая (всемирная) литература. Национальная литература. Художественная литература. Словесный образ. Культурный диалог. Межлитературные связи. Пословицы и поговорки разных народов о роли книги в жизни человека. Высказывания писателей разных стран о творчестве и взаимовлиянии литератур. Межпредметные связи. История. Основные периоды развития. Взаимодействие искусств. Изобразительное искусство. Жан Батист Шарден. Натюрморт с атрибутами искусства. М.Нестеров. Мыслитель. Скульптура. Памятник Книге на Университетской набережной в Санкт-Петербурге. Для внеклассного и семейного чтения. А.П.Валагин. прочитаем вместе… «Здравствуй, племя младое, незнакомое»: Беседы о произведениях русской литературы XIX века. Литературная матрица. Учебник, написанный писателями. Т.1. Т.2. Личностные: ü воспитание любви к Отечеству, его истории, литературе и культуре; формирование ответственного отношения к учению, интереса к чтению, уважения к труду, в том числе к труду писателя и читателя Метапредметные: ü развитие умения определять цели своего обучения, ставить для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, работать в группе; совершенствование навыков смыслового чтения Предметные: Учащийся ü освещает специфику литературы как искусства слова, её место среди других видов искусств; ü даёт общую характеристику историко-литературного процесса; ü раскрывает сущность понятия история литературы; ü объясняет соотношение мировой и русской литератур; ü раскрывает значение литературы для познания мира и своего "Я"; ü определяет особенности творческого диалога с текстом художественного произведения; ü осознает роль чтения в изучении литературы для развития личности; понимание литературы как одной из национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни; ü развивает умения определять цели своего обучения, ставить для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности; совершенствует навыки смыслового чтения
  ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА
  Литература Киевской Руси как средневековое искусство слова и ветвь мирового литературного развития. Самобытный характер и высокий уровень культуры Древней Руси. Значение введения христианства на Руси для развития образования и искусства. Переводная церковная литература. Переводная светская литература: сборники афоризмов («Пчела»), естественнонаучные произведения («Шестоднев»), исторические хроники и повести («Александрия»). Оригинальная светская литература. Выдающиеся памятники древнерусской письменности: «Повесть временных лет», «Слово о полку Игореве», «Слово о Законе и Благодати», Иллариона, «Житие Сергия Радонежского», «Житие протопопа Аввакума», «Поучение Владимира Мономаха» и другие. Основные периоды развития древнерусской литературы. «Слово о полку Игореве» – крупнейший памятник мирового средневековья. Историческая основа «Слова…». Эпичность и лиризм в изображении судеб главных героев – Игоря, Ярославны, Всеволода и др. Голос автора, патриота и гражданина. Построение, поэтический язык «Слова…». Связь поэмы с устным народным творчеством. Мотивы «Слова…» в поэзии, музыке, изобразительном искусстве. Художественные переводы «Слова о полку Игореве». Значение «Слова...» для русской литературы последующих веков.   Теория литературы. Слово как жанр древнерусской литературы. Единство содержания и формы художественного произведения. Личность автора в произведении. Ритмическая проза. Система жанров древнерусской литературы. Богослужебная литература и ее жанры. Воинские повести. Хождения, Жития. Канон. Периоды развития древнерусской литературы. Межлитературные связи. «Повесть временных лет», «Поучения» Владимира Мономаха. А.С.Пушкин «Борис Годунов». Межпредметные связи. История. История Киевской Руси. Принятие христианства. Поход князя Игоря на половцев, 1185 г. Взаимодействие искусств. Изобразительное искусство. София Киевская. Оранта. Мозаика. XI век. М.Нестеров. Юность преподобного Сергия. В.Фаворский. Боян. И.Глазунов. Боян. Князь Игорь. В.Перов. Плач Ярославны. В.Васнецов. После побоища Игоря Святославовича. И.Я.Билибин. Князь Игорь. Декорации Н.К.Рериха к опере Бородина. Иллюстрации В.А.Фаворского, Г.И.Нарбута, В.И.Лопаты, Р.Смирнова и палехских мастеров. В.М.Назарук. Боян. В. Васнецов. Нестор – летописец. Музыка. «Князь Игорь» А.Бородин (опера). Музыкальная композиция Н.Лысенко «Плач Ярославны». Архитектура, скульптура, Прикладное искусство. Памятный знак библиотеки Ярослава Мудрого на территории Софии Киевской. Памятник Бояну в Новгороде – Северском (скульптор А.Кущ, архитектор М.Барановский). Памятник Ярославне в Путивле (скульптор В.Клоков, архитектор С.Миргородский). Для внеклассного и семейного чтения. «Слово о полку Игореве» в переводах В.А.Жуковского, Н.И.Рыленкова, И.И.Шкляревского (по выбору учащихся); Д.С.Лихачев «Земля русская»; А.А. Вознесенский «Три встречи со «Словом…». Личностные: ü воспитание уважения к Родине, её истории, древнерусской литературе и культуре; развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия русского народа; воспитание патриотизма и уважения к культурному наследию Древней Руси; осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни Метапредметные: ü развитие умений использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, создавать таблицы и схемы для решения учебных задач, работать в группе Предметные: Учащийся ü называет отличительные особенности древнерусской литературы (историзм, познавательный и поучительный характер, анонимность, связь с фольклором; рукописная форма); объясняет значение введения христианства на Руси для развития образования, литературы и искусства; ü называет образцы переводной и оригинальной древнерусской литературы; ü знает жанры древнерусской литературы, периоды, которые прошла в своем развитии древнерусская литература; ü составляет подробный план текста, пересказывает с его помощью статью учебника; ü осуществляет смысловой и эстетический анализ текста; ü читает и комментирует фрагменты из «Слова о полку Игореве» (обращение Игоря к войску, «золотое слово» Святослава, плач Ярославны) в переводах В. Жуковского, К. Бальмонта, Н. Заболоцкого, Н. Рыленкова (по усмотрению учителя); ü аргументирует свое мнение и оформляет его в устных и письменных высказываниях, понимает литературные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; ü сопоставляет сюжет, образы, фрагменты «Слова…» с их художественным воплощением в других видах искусства
  РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XVIII ВЕКА
  Характеристика русской литературы XVIII века. Гражданский пафос русского классицизма.Общие сведения о литературе классицизма (следование культу разума, основные черты классицистической системы, выдающиеся представители во французской литературе). Особенности русского классицизма (культ просвещения, гражданская направленность, патриотический пафос, назидательность, интерес к исторической тематике). Реформа литературного языка и стихосложения. Выдающиеся писатели - классицисты и основные жанры их творчества (ода (М.В. Ломоносов, Р.Г. Державин), комедия (Д.И. Фонвизин), сатира (А.Д. Кантемир), трагедия, басня (М.В. Сумароков)).   Теория литературы. Понятие оклассицизме какхудожественном направлении. Прозаический роман. Повесть. Комическая опера. «Слезная» драма. Сатира. «Высокие» жанры. «Низкие» жанры. Межлитературные связи. Классицизм в литературе Западной Европы. Н. Буало «Поэтическое искусство». Феофан Прокопович. АД. Кантемир. В.К. Тредиаковский. М.В.Ломоносов. А.П.Сумароков. Н.И.Новиков. Межпредметные связи. История. История России XVIII века. Всемирная история. Правление Людовика ХIV во Франции. Русский язык. Реформа литературного языка. Взаимодействие искусств.Живопись. Картины Н.Пуссена, К.Лоррена, Ж.-Л.Давида и др. Музыка. Произведения В.А.Моцарта, Й.Гайдна, Л. Ван Бетховена и др. Скульптура. А рхитектура. А.Канова. Амур и Психея. Версаль и Лувр как образцы классицизма.Классицизм в русском зодчестве: С.Чевакинский. Никольский морской собор. Дом И.Шувалова. Д.Ухтомский. Храм Никиты Мученика. М.Казаков. Петровский дворец. Московский университет. Здание Дворянского собрания и др. Живопись. А.Лосенко. Прощание Гектора с Андромахой. Ф.Рокотов. Портрет А.П.Струйской. Д.Левицкий. Портрет М.А.Дьяковой. Портретная серия «Смолянки». В.Боровиковский. Портрет М.И.Лопухиной и др. Для внеклассного и семейного чтения. П.Бомарше«Безумный день, или Женитьба Фигаро». Ж.Б. Мольер«Скупой». Лопе де Вега «Собака на сене». К.Гольдони«Слуга двух господ». Д.И.Фонвизин «Послание к слугам моим Шумилову, Ваньке и Петрушке». Я.Б.Княжнин. «Хвастун», «Чудаки», «Росслав», «Вадим Новгородский». В.В.Капнист «Ябеда». И.А.Крылов «Проказники», «Триумф, или Подщипа». Кантемир «Петриада». М.В.Ломоносов «Петр Великий». Сумароков «Димитриада». Личностные: ü воспитание уважения к Отечеству, его культуре; развитие эстетического сознания через освоение русской литературы XVIII века. Метапредметные: ü развитие умения записывать лекцию учителя и ИКТ-компетенции, создавать таблицы и схемы для решения учебных задач Предметные: Учащийся ü даёт краткую характеристику эпохе классицизма; ü называет её основных представителей; ü раскрывает сущность понятия классицизм в литературе; ü раскрывает особенности русского классицизма; ü называет выдающихся писателей-классицистов, ведущие классицистические жанры; находит черты классицизма в обсуждаемых произведениях или отрывках из них
  Михаил Васильевич ЛОМОНОСОВ (1711 – 1765) Жизнь и творчество. (Обзор.) Ученый, поэт, реформатор русского литературного языка и стиха.   «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Особенности содержания и формы оды «Вечернее размышление...». Прославление Родины, мира, наукии просвещения в произведениях Ломоносова. Содержание оды и особенности русского классицизма.   Теория литературы. Ода как жанр лирической поэзии. Межлитературные связи. В.К. Тредиаковский. Споры вокруг системы стихосложения. Межпредметные связи. История. Правление Елизаветы Петровны. Русский язык. Церковнославянская лексика. Теория «трех штилей». Взаимодействие искусств. Изобразительное искусство. М.В.Ломоносов. Старинная гравюра. М.Ломоносов. Мозаика «Полтавская баталия». К.Ванлоо «Портрет императрицы Елизаветы». Портрет М.В.Ломоносова из 2-го издания поэмы «Петр Великий», 1761. Архитектура, скульптура, прикладное искусство. Памятник Ломоносову в Днепропетровске (скульптор А.Сытник, архитекторы Г.Панафутин, В.Положий). Для внеклассного и семейного чтения. М.В.Ломоносов. Оды. Д.И.Фонвизин. «Бригадир». Г.Р.Державин. Стихотворения. В.Ходасевич «Державин». Личностные: ü воспитание уважения к Отечеству, его истории; развитие ответственного отношения к учёбе на основе мотивации к познанию Метапредметные: ü развитие ИКТ-компетенции и умения записывать лекцию, создавать таблицы для решения учебных задач, работать в группе Предметные: Учащийся ü называет характерные черты классицизма как литературного направления; ü рассказывает о М. Ломоносове, его вкладе в русскую науку и литературу; ü выразительно читает его произведения, раскрывает мысли и чувства автора, переданные в них, комментирует фрагменты из них, определяет идейный смысл стихотворения и оды; ü отмечает их художественное своеобразие; ü знает наизусть отрывок из оды; ü выявляет отличительные особенности оды как классицистического жанра, называет жанры литературы классицизма; ü объясняет, в чем проявляется пафос изученных произведений М. Ломоносова
  Гавриил Романович ДЕРЖАВИН (1743 — 1816)   Жизнь и творчество. (Обзор.) Идеи Просвещения и гуманизма в его лирике.   «Властителям и судиям». Тема несправедливости сильных мира сего. «Высокий» слог и ораторские, декламационные интонации. «Памятник». Тема поэта и поэзии в творчествеГ.Р.Державина.Традиции Горация. Мысль о бессмертии поэта. «Забавный русский слог» Державина и его особенности. Оценка в стихотворении собственного поэтического новаторства.   Взаимодействие искусств. В. Боровиковский. Портрет Г.Р. Державина. Личностные: ü воспитание патриотизма, уважения к Отечеству, развитие эстетического сознания через освоение литературного наследия Г.Р. Державина Метапредметные: ü умения создавать таблицы и схемы для решения учебных задач, использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, работать в группе; совершенствование ИКТ — компетенции Предметные: Учащийся ü рассказывает о жизни и творчестве Г.Р. Державина; ü называет наиболее значительные произведения поэта и определяет их идейно-художественные особенности; выразительно читает и комментирует изучаемые произведения; ü выражает собственное отношение к прочитанному
  Николай Михайлович КАРАМЗИН (1766 – 1826) Слово о писателе.   Повесть «Бедная Лиза», стихотворение «Осень». Сентиментализм. Утверждение общечеловеческих ценностей в повести «Бедная Лиза». Главные герои повести. Внимание писателя к внутреннему миру героини. Новые черты русской литературы.   Теория литературы. Сентиментализм (начальные представления). Межлитературные связи. Ж.-Ж. Руссо «Юлия, или Новая Элоиза», «Исповедь». Н.Карамзин «История государства Российского». А.С.Пушкин «Борис Годунов». Межпредметные связи. История. История России XVIII века. Взаимодействие искусств. Живопись. А.Т. Венецианов. Портрет Н.М.Карамзина. О.Кипренский «Бедная Лиза». Иллюстрации к повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза». Издание конца 18 века. М.М.Иванов «Царское Село. Красный, или Турецкий каскад». Гравюра с изображением Симонова монастыря. Скульптура. Памятник Карамзину в Симбирске (скульпторы: С.Гальберг (автор проекта), Н.Рамазанов, А.Иванов, П.Ставасер, К.Климченко) Для внеклассного и семейного чтения. Н.М. Карамзин. «Остров Борнгольм». «Наталья, боярская дочь». «Рыцарь нашего времени», стихотворения. А.Н.Радищев.«Путешествие из Петербурга в Москву». (Обзор).   Личностные: ü воспитание нравственных чувств и поведения; уважительного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; развитие эстетического сознания через освоение наследия литературы русского сентиментализма Метапредметные: ü развитие умения записывать лекцию учителя, строить логическое рассуждение и делать выводы, создавать таблицы и схемы для решения учебных и познавательных задач; развитие ИКТ — компетенции; развитие навыков смыслового чтения, умения работать в группе, формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение, строить логическое рассуждение и делать выводы Предметные: Учащийся ü рассказывает о Н.М. Карамзине – представителе русского сентиментализма; ü знает содержание повести; ü характеризует героев, давая оценку их поступкам и поведению и выявляя авторское отношение к ним; ü комментирует эпизоды, содержащие описания душевного состояния героини; ü раскрывает роль ключевого композиционного элемента повести – изображения Лизиного пруда у Симонова монастыря; ü объясняет смысл понятия «сентиментализм», отмечает его признаки в повести Н.М. Карамзина
  ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫXIX ВЕКА
  Из русской литературы XIX века   Россия в первой половине XIX века. «Дней Александровых прекрасное начало». Отечественная война 1812 года. Движение декабристов. Воцарение Николая I. Расцвет и упадок монархии. Оживление вольнолюбивых настроений. Литература первой половины XIX века. Отголоски классицизма. Сентиментализм. Возникновение романтизма. Жуковский. Батюшков. Рылеев. Баратынский. Тютчев. Романтизм Пушкина, Лермонтова и Гоголя. Зарождение реализма (Крылов, Грибоедов, Пушкин, Лермонтов, Гоголь, «натуральная школа») и профессиональной русской критической мысли. Беседа об авторах и произведениях, определивших лицо литературы XIX века. Поэзия, проза, драматургия XIX века в русской критике, публицистике, мемуарной литературе. Личностные: ü воспитание уважения к Отечеству, его литературе и культуре, развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия русской поэзии Метапредметные: ü развитие ИКТ-компетенции, умения составлять таблицы для решения учебных задач, работать в группе, использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации Предметные: Учащийся ü различает понятия романтизм и реализм; ü рассказывает о ведущих тенденциях в искусстве I пол. XIX в.; ü выступает с сообщением о выдающихся деятелях европейского романтизма в искусстве (по выбору); ü составляет конспект по теме
  Василий Андреевич ЖУКОВСКИЙ (1783 – 1852) Жизнь и творчество. (Обзор). Основные этапы его творчества.   «Море». Романтический образ моря. Образы моря и неба: единство и борьба. Особенности языка и стиля стихотворения. Черты элегии в стихотворении. «Невыразимое». Отношение поэта-романтика к слову.Границы выразимого. Возможности поэтического языка и трудности, встающие на пути поэта. Отношение романтика к слову. «Светлана». Жанр баллады в творчестве Жуковского: сюжетность, фантастика, фольклорное начало, атмосфера тайны и символика сна, пугающий пейзаж, роковые предсказания и приметы, утренние и вечерние сумерки как граница ночи и дня, мотивы дороги и смерти. Баллада «Светлана» — пример преображения традиционной фантастической баллады. Нравственный мир героини как средоточие народного духа и христианской веры. Светлана — пленительный образ русской девушки, сохранившей веру в Бога и не поддавшейся губительным чарам.   Теория литературы. Баллада (развитие представлений). Понятие об элегии. Взаимодействие искусств.Живопись. Портрет В.А.Жуковского. Литография. П.Ф.Соколов. Портрет В.А.Жуковского. Е.Р.Рейтерн. портрет В.А.Жуковского. К.П.Брюллов. Гадающая Светлана. О.Эстеррейх. Портрет В.А.Жуковского. Павловск. Ворота в парк. (рисунок В.А.Жуковского). И.Айвазовский. Черное море. Скульптура. В.А.Жуковский (скульптор К.Вихман). Для внеклассного и семейного чтения. Произведения В.А.Жуковского, К.Ф.Рылеева, К.Н.Батюшкова, Е.А.Баратынского. Личностные: ü воспитание уважения к Отечеству, деятелям русской культуры; формирование нравственных чувств и нравственного поведения Метапредметные: ü развитие умения выбирать основания и критерии для классификации, строить логическое рассуждение и делать выводы, составлять таблицы и схемы для решения учебных задач, работать в группе Предметные: Учащийся ü рассказывает о жизни и творчестве поэта-романтика, используя знания, полученные в предыдущих классах; ü знает тексты, предложенные для изучения; ü выразительно читает и анализирует произведения, определяя особенности жанра: элегии, баллады; ü комментирует признаки романтического повествования, разносторонность дарования Жуковского; ü говорит (ведет диалог) об особенностях русского прочтения уже известного немецкого сюжета; ü аргументирует ответ
  Александр Сергеевич ГРИБОЕДОВ (1795 – 1829)   Жизнь и творчество. (Обзор.) Многогранный талант, блестящее образование и дипломатическая карьера А.С.Грибоедова. Связи с декабристами. Отношения с правительством. Любовь и смерть писателя.   «Горе от ума». История создания, публикации и первых постановок комедии. Герои и прототипы.Обзор содержания комедии. Смысл названия и проблема ума. Особенности развития интриги. Своеобразие общественного и личного конфликта. Образ фамусовской Москвы. Система образов комедии. Картина нравов, галерея живых типов и острая сатира. Чацкий как необычный резонёр, предшественник «странного человека» в русской литературе. Чацкий и фамусовская Москва. Особенности любовной интриги. Художественная функция внесценических персонажей. Необычность развязки, смысл финала комедии. Широкий обобщающий смысл образов комедии. Черты классицизма и реализма в комедии. Меткий афористический язык. Особенности композиции комедии. Критика о комедии (И.А. Гончаров, «Мильон терзаний»). Преодоление канонов классицизма в комедии.   Теория литературы. Развитие понятий о драме как роде литературы, комедии, диалоге и монологе, сатире. Взаимодействие искусств. Живопись. Портрет Грибоедова работы И.Крамского, А.Пушкина, П.Каратыгина. Иллюстрации Н.Кузьмина, Д.Кордовского и др. Театр. Постановки пьесы: Московский художественный театр (реж. В.Немирович-Данченко, 1906), Российский государственный академический Большой драматический театр им. Г.А.Товстоногова (реж. Г.Товстоногов, 1962), Московский театр на Таганке (под названием «Горе от ума — Горе уму — Горе ума», реж. Ю.Любимов, 2007) и др. Скульптура. Памятники Грибоедову в Москве (скульпт. А.Мануйлов), Алуште (скульпт. Л.Смерчинский). Кино. Телеспектакль «Смерть Вазир-Мухтара» (1969, СССР, реж. Р. Сирота, В. Рецептер). Межпредметные связи: Русский язык Популярность и актуальность афоризмов комедии: «Служить бы рад, прислуживаться тошно», «Счастливые часов не наблюдают», «А судьи кто?» и др.). Для внеклассного и семейного чтения. Ю.Н.Тынянов. «Смерть Вазир-Мухтара»; Д.Б.Кедрин «Грибоедов». Личностные: ü воспитание уважения к Отечеству, чувства ответственности и долга перед Родиной; формирование доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню литературоведения; развитие коммуникативной компетентности в процессе образовательной деятельности Метапредметные: ü развитие мотивов познавательной деятельности и ИКТ-компетенции, умения использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, создавать таблицы для решения учебных задач Предметные: Учащийся ü раскрывает основные сведения о жизни и творчестве А.С. Грибоедова; ü раскрывает тему и социально-нравственную проблематику комедии; ü объясняет смысл названия и особенности конфликта в пьесе; ü объясняет особенности композиции произведения; ü характеризует главных действующих лиц комедии; ü сравнивает образы Чацкого и Молчалина; ü устно составляет речевую характеристику одного из персонажей; ü аргументировано отвечает на вопрос «В чем поражение и победа героя в борьбе с миром фамусовщины?»; ü обосновывает принадлежность произведения к жанру комедии; ü выразительно читает наизусть монолог Чацкого или Фамусова
  Александр Сергеевич ПУШКИН (1799 – 1837)   «Деревня», «К Чаадаеву», «Арион», «К морю», «Я вас любил…», «На холмах Грузии…»; «Вновь я посетил…», «Брожу ли я вдоль улиц шумных…», «Два чувства дивно близки нам…», «Бесы», «Элегия («Безумных лет угасшее веселье…»), «Пророк», «Анчар», «Поэту», «Я памятник себе воздвиг…» (6-8 стихотворений по выбору учителя).   Обзор жизни и творчества поэта с повторением и обобщением ранее изученного.   Ведущие темы и мотивы лирики: вольнолюбивые мотивы ("Деревня", "К Чаадаеву", "Арион"), тема поэта и поэзии ("Пророк", "Поэту", "Я памятник себе воздвиг нерукотворный…"), тема любви ("На холмах Грузии…", «К***»("Я помню чудное мгновенье…"), "Я вас любил…"), философские мотивы ("К морю", "Брожу ли я вдоль улиц шумных…", "Элегия", "Вновь я посетил…"), тема любви к родному дому ("Два чувства дивно близки нам…"), тема природы ("Осень" и другие ранее изученные произведения). Одухотворенность, чистота, чувство любви. Дружба и друзья в лирике Пушкина. Раздумья о смысле жизни, о поэзии…   «Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства» Трагедийное начало «Моцарта и Сальери». Два типа мировосприятия, олицетворенные в двух персонажах пьесы. Отражение их нравственных позиций в сфере творчества.   «Евгений Онегин». Обзор содержания. «Евгений Онегин» — роман в стихах. Творческая история. Образы главных героев. Основная сюжетная линия и лирические отступления. Онегинская строфа. Структура текста. Герои романа. Типическое и индивидуальное в судьбах Ленского и Онегина. Татьяна — нравственный идеал Пушкина. Татьяна и Ольга. Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина. Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни. Реализм романа. Россия и пушкинская эпоха в романе. Пушкинский роман в зеркале критики (прижизненная критика — В.Г. Белинский, Д.И. Писарев; «органическая» критика — А.А. Григорьев; «почвенники» — Ф.М. Достоевский; философская критика начала XX века; писательские оценки).   Теория литературы. Понятия о романе в стихах, онегинской строфе (начальные представления), мотиве в лирическом произведении. Реализм (развитие понятия). Трагедия как жанр драмы (развитие понятия). Межлитературные связи. Пушкин и Байрон. Взаимодействие искусств. Живопись. Портреты А.С.Пушкина работы О.Кипренского, В.Тропинина. И.Глазунов «А.С.Пушкин. Накануне». И.Айвазовский и И.Репин «Прощание Пушкина с морем». Иллюстрации к «Евгению Онегину» А.Бенуа, И.Репина, Н.Кузьмина, М.Добужинского, Е.Самокиш-Судковской, Л.Тимошенко. «Пушкин и Онегин на берегу Невы» (рисунок А.С.Пушкина). В.Попков «Осенние дожди (Пушкин)». М. Врубель «Пророк». Театр. Чтение стихотворений А.С.Пушкина и романа «Евгений Онегин» в исполнении В.Яхонтова, М.Царева, В.Качалова. Музыка. Романсы на слова А.С.Пушкина: А.Алябьев «Я вас любил». М.Глинка «Я помню чудное мгновенье». П.Чайковский. Опера «Евгений Онегин». Кино. Х/ф «Евгений Онегин» (реж. Р.Тихомиров, СССР, 1968), д/ф «Живой Пушкин» (реж. В.Сторожева, ведущий Л.Парфёнов, Россия, 1999), «Онегин» (реж. М.Файнс, Великобритания, 1994) и др. Скульптура. Памятники А.С.Пушкину и Евгению Онегину в Йошкар-Оле (Марий Эл, Россия, скульпт. А.Ковальчук), Евгению Онегину и Татьяне Лариной в Петропавловске (Россия, скульпт. С.Брютова) и др. Для внеклассного и семейного чтения. А.С.Пушкин. «Погасло дневное светило…», «Элегия («Безумных лет угасшее веселье…») и другие стихотворения; «Кавказский пленник», «Бахчисарайский фонтан», «Цыганы», «Борис Годунов»; «Маленькие трагедии»; «Арап Петра Великого»; А.Гессен. «»Все волновало нежный ум». М.Басина. «Там, где шумят Михайловские рощи»; Ю.М.Лотман «Александр Сергеевич Пушкин»; Н.Я.Эйдельман. «Вьеварум». Личностные: ü формирование ответственного отношения к учению и коммуникативной компетентности в процессе образовательной и учебно-исследовательской деятельности; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню литературоведения; развитие коммуникативной компетентности в процессе образовательной деятельности; развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем; осознание роли семьи в жизни человека Метапредметные: ü развитие ИКТ-компетенции и умения определять способы действий в рамках предложенных условий, работать в группе; формулировать и отстаивать свое мнение Предметные: Учащийся ü освещает основные этапы жизненного и творческого пути Пушкина; ü объясняет понятие «универсальность дарования», используя при этом как новые знания, так и сведения, полученные в предыдущих классах; ü раскрывает значение творчества Пушкина для развития русской и мировой литературы; ü называет ведущие темы и мотивы лирики поэта; ü знает основные мотивы лирики; ü читает наизусть стихотворения; ü анализирует их, используя определения «философская», «любовная», «гражданская», «пейзажная» лирика; ü комментирует произведения, передавая свое впечатление от прочитанного; ü называет средства художественной речи; ü объясняет смысл понятия «лирический герой»; пишет (по выбору учителя) реферат, ü научную (творческую) работу, сочинение на одну из предложенных тем; ü понимает универсальность тематики и общечеловеческое значение произведений; ü анализируя тексты, обращает внимание на современность их звучания; знает текст романа «Евгений Онегин»; ü выразительно читает и комментирует отдельные его фрагменты; ü называет тему, идею, ведущие мотивы, особенности развития сюжета; ü определяет место романа в истории мировой литературы; характеризует героев, рассказывая об особом типе героя, созданном Пушкиным (Евгений Онегин); об особенностях национального женского характера (Татьяна Ларина); ü комментирует отношение автора к основным его персонажам; рассуждает о совершенстве формы романа; ü знает определение «онегинской строфы», основные положения статей В. Белинского, посвященных «Евгению Онегину»; ü готовится к написанию творческой работы по произведениям А. Пушкина; ü сравнивает образы Онегина и Татьяны с их интерпретациями в других видах искусств; ü обобщает свои знания и впечатления о творчестве А. Пушкина;
  Михаил Юрьевич ЛЕРМОНТОВ (1814 – 1852) «Парус», «Когда волнуется желтеющая нива», «Смерть Поэта», «Родина», «Дума», «Пророк», «Поэт», «Нет, не тебя так пылко я люблю...», «И скучно и грустно», «Нет, я не Байрон, я другой...», «Есть речи — значенье...», «Предсказание», «Нищий», «Я жить хочу!...» и другие стихотворения поэта (по выбору учителя). «Герой нашего времени». Обзор жизни и творчества поэта с обобщением изученного в предыдущих классах. Тема одиночества, мотив скитаний, гармония мира природы и счастья на небесах, интерес поэта к отечественной истории. Осмысление роли поэтического слова: «Есть речи — значенье...». Мотивы вольности и одиночества в лирике поэта: «Парус». Тема трагического одиночества в зрелой лирике поэта. Философские размышления о быстротечности жизни, иллюзорности любви и предназначении человека: «И скучно и грустно». Своеобразие воплощения темы поэта и поэзии в лирике М.Ю.Лермонтова: «Нет, я не Байрон, я другой...», «Я жить хочу! Хочу печали...». Поэтический дар как символ избранности и как источник страдания: «Молитва». Трагическая судьба поэта и человека в бездуховном мире: «Смерть Поэта», «Поэт», «Пророк». Любовь как страсть, приносящая страдания. Адресаты любовной лирики М.Ю.Лермонтова и послания к ним («Нищий», «Расстались мы, но твой портрет...», «Нет, не тебя так пылко я люблю...»). Эпоха безвременья в лирике поэта: «Предсказание», «Дума». Тема России и её своеобразие: «Родина». Характер лирического героя поэзии Лермонтова. Поэзия М.Ю.Лермонтова в критике В.Г.Белинского. «Герой нашего времени».Обзор содержания. «Герой нашего времени» — первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. Главные и второстепенные герои. Особенности композиции. Печорин — «самый любопытный предмет своих наблюдений» (В.Г. Белинский). Печорин и Максим Максимыч. Печорин и доктор Вернер. Печорин и Грушницкий. Печорин и Вера. Печорин и Мери. Печорин и «ундина». Повесть «Фаталист» и ее философско-композиционное значение. Споры о романтизме и реализме романа. «Герой нашего времени» в критике В.Г. Белинского.   Теория литературы. Понятия о социально-психологическом романе, художественном типе. Развитие понятий о мотиве, композиции лирического произведения, художественной детали. Межлитературные связи. Влияние Дж.Г. Байрона и И.В. Гёте на творчество Лермонтова. Использование формы итальянского сонета в стихотворении «Сонет». И. Андроников «Жизнь Лермонтова», «Лермонтов в Грузии в 1837 году», «Лермонтов. Исследования и находки». Взаимодействие искусств.Живопись. М.Ю.Лермонтов. Автопортрет.Дм.Шмаринов «Печорин на диване».А.И.Клюндер. М.Ю.Лермонтов. Иллюстрации М.Врубеля, В.Бехтеева, Д.Шмаринова, В.Серова, Н.Дубовского к роману. М.Ю.Лермонтов. «Вид Тифлиса», «Военно-Грузинская дорога близ Мцхеты». И.Орлов «Вечерняя молитва», «Горец». П.Заболоцкий «Лермонтов в годы студенчества». М.А.Врубель «Журналист, читатель и писатель». Театр, телевидение. Чтение стихотворений и романа М.Ю.Лермонтова в исполнении И.Андронникова, В.Яхонтова, М.Царёва и др. Музыка. А.Рубинштейн. Опера «Демон». Опера А.Александрова «Бэла». Кино. К/ф «Герой нашего времени» (реж. С.Ростоцкий, СССР, 1966), фильм-спектакль «Страницы журнала Печорина» (реж. А.Эфрос, СССР, 1975), «Герой нашего времени» (реж. А.Котт, Россия, 2006) и др. Скульптура. Памятник М.Ю.Лермонтову в Тарханах (Россия, скульпт. О.Комов) и др. Для внеклассного и семейного чтения. М.Ю.Лермонтов. «Не смейся над моей пророческой тоскою», «Нет, я не Байрон, я другой…»; «Я жить хочу! Хочу печали…»; «Маскарад»; В.Мануйлов. «Михаил Юрьевич Лермонтов», В.Соколов. «Пятигорские стихи». Личностные: ü формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития литературоведения; развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия русской литературы Метапредметные: ü совершенствование навыков смыслового чтения и монологической контекстной речи; развитие умения работать в группе; использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации Предметные: Учащийся ü освещает основные этапы жизненного и творческого пути Лермонтова; ü аргументирует тезис "Лермонтов – продолжатель пушкинских традиций в литературе"; ü выразительно читает наизусть одно из стихотворений; анализирует идейно-тематическую сущность, проблематику, художественные особенности 2-3 стихотворений; комментирует тексты стихотворений, раскрывая внутренний мир лирического героя, оценивая достоинства поэтического языка; ü называет основные мотивы лирики Лермонтова; ü отмечает неизменную лирическую грусть поэта; ü анализирует проблематику, композиционные и жанровые особенности романа «Герой нашего времени»; ü раскрывает тему «Автор, повествователь и герой в романе»; ü знает историю замысла, особенности воплощения сюжета, самобытность композиции произведения; ü сравнивает образы Онегина и Печорина; ü рассуждает о роли рассказчика, о значении авторских отступлений; ü характеризует Печорина; ü раскрывает смысл сопоставления образов Печорина и Грушницкого, Печорина и Максима Максимыча; ü освещает тему «Женские образы в романе, их роль в раскрытии характера Печорина»; ü объясняет сущность понятия художественный тип, приводит примеры различных художественных типов (Онегин, Печорин); ü раскрывает сущность понятия социально-психологический роман; ü аргументирует принадлежность «Героя нашего времени» к социально-психологическому роману; ü знает и комментирует основные положения статьи В.Г. Белинского о романе «Герой нашего времени»; ü раскрывает роль художественной детали, картин природы в произведении; ü сравнивает образ Печорина с его интерпретацией в других видах искусств; ü обобщает свои знания и впечатления о творчестве Лермонтова
  Николай Васильевич ГОГОЛЬ (1809 – 1


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: