Колебатели и преобразователи движения
В пищевой промышленности существует множество машин и аппаратов, в которых используются преобразование движения. Это в основном машины колебательного и вибраци-онного действия, такие как рассевы, ситовые сепараторы, падди-машины, камнеотборники, виброконвейеры и др. Колебания (в частном случае возвратно-поступательные движения, вибрация и т. д.) являются наиболее эффективной формой механического воздействия на раз-личные дисперсные системы и успешно используются для интенсификации процессов в пи-щевой промышленности. К этим процессам относятся транспортировка сыпучих веществ, до-зирование, просеивание, измельчение, сушка и т. п.
Преобразование движения в технологических машинах применяются, как правило, для преобразования вращательного движения в колебательное (круговое поступательное, воз-вратно-поступательное или сложное). Колебания могут осуществляться в одной плоскости (круговые поступательные или возвратно-поступательные), в вертикальной, наклонной или горизонтальной и в пространстве (сложные). Траектория колебаний зависят от вида преобра-зователя движения и типа подвесок.
Преобразователи движения (колебатели) используются как для привода основных ра-бочих органов машин (ситовые кузова, питатели, сортирующие поверхности), так и для при-вода вспомогательных, регулирующих и других элементов машин (щеток, очистителей, регу-ляторов и т.п.).
В пищевой промышленности для получения колебательных движений нашли примене-ние три вида колебателей:
кривошипные. Разновидностью кривошипных преобразователей являются экс-центриковые, когда радиус эксцентриситета (е) меньше диаметра вала;
инерционные (пневмоинерционные);
электромагнитные.
Кривошипный привод
Кривошипный привод для рабочих органов, совершающих возвратно-поступательное движение (рисунок 4.1) состоит из неподвижного корпуса (на схеме не показан) в котором на подшипниках поз. 4 вращается эксцентриковый вал (кривошип) поз. 1. В центральной части вала, на эксцентрике, установлен радиальный подшипник, который через шатун поз. 2 шар-нирно закреплен с ползуном (рабочим органом) поз. 3. Рабочий орган совершает возвратно-поступательное движение по рабочей (направляющей) поверхности поз. 5. Амплитуда коле-баний ситовых корпусов соответствует эксцентриситету вала Sm 2 r.
Кривошипно-шатунные и эксцентриковые механизмы обычно характеризуются разме-рами звеньев или их отношениями, временем рабочего и временем холостого ходов (поворо-тов) ведущего звена. Отношение времени tp рабочего поворота кривошипа к времени tх его холостого поворота называется коэффициентом интервалов и записывается так
| K tp tx. | (4.1) |

| Расчёт и конструирование машин и аппаратов пищевых производств. Элементы теории и сборник задач | |||||||||||||||||||||||||
| Расчёт кинематических параметров кривошипных приводов | |||||||||||||||||||||||||
| При постоянной угловой скорости ведущего звена const, коэффициент интервалов | |||||||||||||||||||||||||
| будет равен отношению угла p | рабоче- | ||||||||||||||||||||||||
| го поворота кривошипа к углу | x | его | |||||||||||||||||||||||
| холостого поворота, т. е. | |||||||||||||||||||||||||
| K | p | . | (4.2) | ||||||||||||||||||||||
| x | |||||||||||||||||||||||||
| Учитывая, что для данных меха- | |||||||||||||||||||||||||
| низмов время кинематического цикла Тк | |||||||||||||||||||||||||
| складывается только из времени рабоче- | |||||||||||||||||||||||||
| го и холостого поворотов кривошипа, | |||||||||||||||||||||||||
| при его постоянной угловой скорости | |||||||||||||||||||||||||
| получим зависимость | |||||||||||||||||||||||||
| T | (t | p | t | x | ) | p | x | 2. (4.3) | |||||||||||||||||
| к | |||||||||||||||||||||||||
| Углы рабочего и холостого поворо- | |||||||||||||||||||||||||
| тов кривошипа можно представить зави- | |||||||||||||||||||||||||
| симостями в функции коэффициента ин- | |||||||||||||||||||||||||
| тервалов соответственно | |||||||||||||||||||||||||
| p | 2 K , | x | . | (4.4) | |||||||||||||||||||||
| 1 K | 1 K | ||||||||||||||||||||||||
| Расчёт и конструирование указан- | |||||||||||||||||||||||||
| ных механизмов сводится к определе- | 1 – кривошип; 2 – шатун; 3 – ползун (рабочий | ||||||||||||||||||||||||
| нию их геометрических параметров по | |||||||||||||||||||||||||
| заданному циклу работы, например, по | орган), 4 – опора кривошипа; 5 – рабочая | ||||||||||||||||||||||||
| коэффициенту интервалов и по одному | (направляющая) поверхность | ||||||||||||||||||||||||
| или нескольким геометрическим пара- | Рисунок 4.1 – Принципиальная кинематическая | ||||||||||||||||||||||||
| метрам, например, по базовому размеру | схема центрального кривошипно-ползунного | ||||||||||||||||||||||||
| (расстоянию между осями вращения ве- | механизма | ||||||||||||||||||||||||
| дущего и ведомого звеньев). | |||||||||||||||||||||||||
| Кривошипно-ползунные механизмы применяются для преобразования вращательного | |||||||||||||||||||||||||
| (обычно с постоянной угловой скоростью) движения кривошипа в возвратно-поступательное | |||||||||||||||||||||||||
| движение ползуна. Подразделяются они на центральные и внецентренные. В центральных | |||||||||||||||||||||||||
| механизмах (рисунок 4.1) ось вращения кривошипа лежит на продолжении траектории дви- | |||||||||||||||||||||||||
| жения центра шарнира ползуна, поэтому p | x, а коэффициент К=1. Кроме того, | полное | |||||||||||||||||||||||
| перемещение ползуна равно двум длинам кривошипа, т. е. Sm 2 r. | |||||||||||||||||||||||||
| Отношение длины кривошипа к длине шатуна носит название безразмерного геометри- | |||||||||||||||||||||||||
| ческого параметра механизма и обозначается через | |||||||||||||||||||||||||
| r | l | . | (4.5) | ||||||||||||||||||||||
| Текущие значения углов и поворота кривошипа и давления между шатуном и пол- | |||||||||||||||||||||||||
| зуном отсчитываются от линии, совмещенной с траекторией движения ползуна. Между со- | |||||||||||||||||||||||||
| бой эти углы связаны зависимостью | |||||||||||||||||||||||||
arcsin(sin).
| (4.6) | ||||||||||||||||||||||||
Для исключения заклинивания ползуна угол давления рекомендуется принимать мень-ше 30°, а безразмерный параметр 0,4.
Перемещение ползуна, его скорость и ускорение в функции угла поворота кривошипа можно определить по приближенным зависимостям:
Расчёт и конструирование машин и аппаратов пищевых производств. Элементы теории и сборник задач Расчёт кинематических параметров кривошипных приводов

| s r 1 cos 0,5 sin2; | |
| r sin 0,5 sin 2; | (4.7) |
a r 12cos cos2.
Скорость ползуна достигает своих максимальных значений при углах поворота криво-шипа, один из которых (при рабочем ходе) определяется из уравнения
2 cos2 cos 0,
| 1 1 | (4.8) | |||||
| cos | , | |||||
а второй (при холостом ходе) – из условия
| cos 1 (cos360 | 2), | 2 360 | 2. | (4.9) | |||
Максимальные значения ускорения ползуна получаются при углах поворота кривошипа, определяемых из уравнения
| 1 4 cos sin 0. | (4.10) |
При 0.25 уравнение (4.10) имеет два решения, соответствующие крайним положени-
| ям ползуна: a 1 0 | a 2 180 | . В этом случае максимальные значения ускорений ползуна | ||||||||
| определяются по выражениям: | ||||||||||
| a | r 2(1), | (4.11) | ||||||||
| 1max | ||||||||||
| a | 2max | r 2(1). | (4.12) | |||||||
| При 0.25 уравнение (4.10) дает еще два решения | ||||||||||
| a 3 | arccos0,25, | (4.13) | ||||||||
| a 4 | arcsin0,25. | (4.14) | ||||||||
С учетом этих решений максимальные значения ускорений ползуна можно определить по выражению
| a 3max | a 4max | 0,125 r 2 | (1 8 2) | . | (4.15) | ||
Если задано максимальное ускорение a ползуна, то максимально возможная угловая
| скорость кривошипа, в соответствии с выражением (4.11), должна быть равна | ||||||||
| a r . | (4.16) | |||||||
| 1max | ||||||||
| Минимальное значение времени кинематического цикла будет равно | ||||||||
| T | 2 . | (4.17) | ||||||
| k max | ||||||||
| Внецентренные кривошип- | 1max | |||||||
| но-ползунные механизмы харак- | ||||||||
| теризуются | величиной | эксцен- | ||||||
| триситета е (рисунок 4.2) | и ко- | |||||||
| эффициентом интервалов | пере- | |||||||
| мещений, | значение | которого | ||||||
| обычно принимается | больше | |||||||
| единицы. Последнее обеспечива- | ||||||||
| ет более плавную работу меха- | ||||||||
| низма во время рабочего хода. | ||||||||
| На рабочий ход в этом | случае | Рисунок 4.2 – Схема внецентренного кривошипно- | ||||||
| отводится больше времени, чем | ползунного механизма | |||||||
| на холостой. |

Расчёт и конструирование машин и аппаратов пищевых производств. Элементы теории и сборник задач Расчёт кинематических параметров кривошипных приводов

Направление вращения кривошипа при значительных технологических усилиях сопро-тивления (которые действуют на рабочий орган, связанный с ползуном) желательно выби-рать таким, чтобы при рабочем ходе на шатун действовали бы растягивающие усилия, а не сжимающие.
Состояния механизма, соответствующие двум крайним расположениям ползуна, харак-теризуются углами н и к начального и конечного положения механизма. Эти углы опре-
деляются из соответствующих треугольников с одной общей стороной, равной эксцентриси-тету (рисунок 4.1). Полагая второй безразмерный геометрический параметр механизма рав-ным:
| e | , | (4.18) | ||||||||||
| получим: | l | |||||||||||
| e | ||||||||||||
| н | arcsin( | ) arcsin( | ); | |||||||||
| l r | 1 r | (4.19) | ||||||||||
| к | arcsin( | e | ) arcsin( | ). | ||||||||
| l r | 1 r | |||||||||||
| Характерным параметром является и угол построения механизма: | ||||||||||||
| 0,5 (р | х) р к | н. | (4.20) |
| Перемещение, скорость и ускорение ползуна при const | можно определить по урав- | ||||||||||||||||
| нениям: | |||||||||||||||||
| cos | |||||||||||||||||
| s | cos | ; | |||||||||||||||
| (4.21) | |||||||||||||||||
| r sin cos tg; | , | ||||||||||||||||
| cos2 | |||||||||||||||||
| a r | cos | sin tg; | |||||||||||||||
| cos | |||||||||||||||||
| где – угол давления пары шатун – ползун, определяемый по выражению | |||||||||||||||||
| arcsin sin. | (4.22) |
Иногда удобнее пользоваться не абсолютными, а относительными величинами переме-щения, скорости и ускорения ползуна, которые можно представить в виде следующих зави-
| симостей: | a | |||||||||
| sотн | s | ; | отн | ; | aотн | . | (4.23) | |||
| r | r 2 | |||||||||
| r | ||||||||||
Максимальные значения углов давления рекомендуется принимать равными: при рабо-чем ходе p max 30, а при холостом ходе x max 45. Максимальный угол давления при ра-бочем ходе может равняться к либо:
| p 1 | arcsin, | (4.24) | |||
| а при холостом ходе | |||||
| x max arcsin. | (4.25) | ||||
| При определенных условиях p 1 к. Эти условия наступают тогда, когда | |||||
| . | (4.26) | ||||
Например, при 0,4 получим 0,15.
При расчётах по приведенным зависимостям необходимо учитывать, что второй пара-метр зависит от первого параметра механизма и от угла построения. Эта зависимость имеет вид:
Расчёт и конструирование машин и аппаратов пищевых производств. Элементы теории и сборник задач Расчёт кинематических параметров кривошипных приводов

| sin | ||||||||||
| . | (4.27) | |||||||||
| cos | ||||||||||
| 2 1 |
Скорость ползуна достигает своих максимальных значений при углах поворота криво-шипа, определяемых из уравнения
| cos3 cos cos2 cos3 tg sin 0. | (4.28) |
Максимальные значения ускорения ползуна будут иметь место при углах поворота кри-вошипа, определяемых из уравнения
cos6 sin 1,5 cos3 sin 2 1,5 2 sin 2 cos3 0,5 cos4 sin 2 cos 0. (4.29)
Полное перемещение ползуна можно определить по следующим выражениям:
| sm | r | 1 cos 1 cos, | (4.30) | ||||||||
| sm e | sin2 | н sin2 н 2 sin н sin н | cos | . | (4.31) | ||||||
| sin2 н sin2 н | |||||||||||

arcsin(sin).